Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью учебной ознакомительной практики является формирование общих и профессиональных компетенций и приобретение практического опыта.
Задачи практики:
- формирование навыков профессиональной деятельности;
- целенаправленное совершенствование профессионального мастерства;
- укрепление связи теоретических знаний с современными социально-культурными процессами.
В рамках прохождения практики нами были проанализированы два выпуска журнала «Университетская КНИГА» за 2020 г. № 7 и № 8.
Это отраслевое периодическое издание было учреждено в 1996 г. Основной целью журнала является освещение вопросов издания и распространения в первую очередь учебной и научной литературы. На страницах «Университетский КНИГИ» рассматриваются проблемы чтения и формирования библиотечных фондов, развития книгоиздательского дела в стране, разработка и внедрение в деятельность библиотек электронных ресурсов и т.п.
1. Анализ журнала «Университетская КНИГА». – 2020. – Вып. 7.
Седьмой выпуск журнала «Университетская книга» за 2020 г. посвящен постковидному миру и деятельности библиотек в новых условиях. В этом номере журнала было опубликовано 11 статей, отражающих различные стороны деятельности библиотек и организации этой деятельности в современных реалиях. Выдвинутая тема выпуска определила и основною тематику публикаций – вопросы организации рабочего времени в условиях дистанционной работы, цифровизация библиотек, а также создание и развитие электронных библиотечных баз данных.
В анализируемом номере журнала представлены следующие рубрики: «Действующие лица» - интервью с учеными, чиновниками, политиками, раскрывающими общие тенденции развития культуры и библиотечного дела и задающие тон теме номера; «Острая тема» - обсуждение актуальных вопросов современного библиотечного и книгоиздательского дела; «Книжный рынок» - анализ состояния и прогнозы развития библиотечного и книгоиздательского дела»; «Книгораспределение» - проблемы и перспективы книготоргового бизнеса; «Библиотечное дело» - важнейшие тенденции развития отрасли; «Формирование библиотечных фондов» - знакомство с инновационными подходами к пополнению фондов; «Библиотеки мира»; «Вузовские библиотеки» - обзор различных сервисов и проектов по дистанционному доступу; «Инновационные технологии» - анализ современных сервисов для издания, распространения и продвижения книжной продукции и некоторые другие.
Тема номера была определена не случайно. Пандемия во всем мире вызвала снижение покупательской способности населения и перевод многих предприятий на удаленную работу. Не стала исключением и книжная отрасль, в которой кризисная ситуация выразилась в ломке старых бизнес-моделей и пересмотру издательской политики. Вторым проявлением как последствий пандемии, так и общих тенденций к цифровизации современной жизни, стало изменение запросов читателей в сторону цифрового потребления. На страницах выпуска приводится экспертная оценка текущей ситуации в России: постоянно находятся в Сети и почти не способны к потреблению традиционных текстов уже 40% детей в возрасте до 10 лет и 68% подростков .
Номер открывает интервью с врачом-психиатром, телеведущим и автором популярных книг по психологии А.В. Курпатовым, подготовленное при поддержке YouTube-канала «Культурная столица». В анализируемом интервью были рассмотрены вопросы оптимизации рабочего времени и интенсификации труда в условиях дистанционной работы; проблемы оптимизации штата во многих компаниях, связанных с книжной индустрией и, как следствие, увольнение в них сотрудников; вопросы цифровой зависимости и эффективности восприятия текста на бумажном или цифровом носителе; о восприятии процесса чтения.
В частности, А.В. Курпатов дает четко структурированные практические советы по организации времени и условий труда и отдыха в рамках дистанционной работы, которая для многих наших сограждан оказалась психологически некомфортной. Говорит и о необходимости адаптивного периода после выхода на работу в офисы с дистанционной.
Рассматривая вопрос об оптимизации многих предприятий, столкнувшимися с кризисными явлениями в своем развитии, А.В. Курпатов отмечает, что на первом плане должны стоять вопросы мотивации сотрудников предприятий к трудовой деятельности и думать руководители должны не о тех, кого увольняют, а о тех, кто остается на своих рабочих местах и создании для них максимально комфортных условий труда, что, в конечном итоге, и поможет повысить производительность.
Наиболее пристальное внимание в интервью уделено вопросам эффективности восприятия человеческим мозгом информации с цифровых и бумажных носителей. В качестве иллюстрации к рассматриваемой проблеме приведены результаты поведенного профессором Центра чтения норвежского Университета Ставангера Анны Манген исследование: одна часть её испытуемых читала 28-страничный детективный рассказ на бумажном носителе, а вторая — тот же текст, но на Amazon Kindle. Последующее тестирование показало, что качество усвоения материала в этих группах существенно различалось. Итоги исследования не ограничились только тем, что испытуемые, читавшие Kindle, хуже поняли суть рассказа: они не могли восстановить последовательность событий, когда им предложили этот рассказ, разделённый на 14 последовательных смысловых частей! Со всеми этими заданиями мозг испытуемых, читавших текст на бумаге, справился значительно лучше . Иными словами, речь должна идти о том, что чем больше усилий требуется человеку для поиска и получения информации, чем больше нервных окончаний задействовано в этой работе, тем лучше информация усваивается. В этой связи А.В. Курбатов обращает внимание и на необходимость корректировки методов обучения и воспитания школьников в связи с произошедшими на физиологическом уровне изменениями в структуре восприятия современных детей. Для них обязательным элементом восприятия становится визуализация знаний.
Современное время А.В. Курбатов характеризуем как «эпидемию цифрового аутизма — состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, новый мир, к которому мы должны привыкнуть. Но как показало одно из исследований, если вы проводите в телефоне больше 2,5–3 ч, у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети действуют очень болезненно» . При всем при этом, в условиях дистанта и изоляции уровень цифрового потребления существенно увеличился, современные психиатры и психологи уверенно говорят о необходимости внесения цифровой зависимости в перечень психических расстройств личности. А.В. Курпатов подчеркивает поразительные результаты еще одного исследования, проведенного в университете Сассекса нейрокогнитивным психологом Девидом Льюсом. Последний экспериментально доказал, что чем больше времени человек проводит в Сети, тем больше поднимается его уровень тревожности, и, напротив, спустя только 6 минут от начала традиционного чтения уровень тревожности снижается на 68%.
Безусловно поднятая тема очень актуальна для современного общества в целом и для библиотечной сферы в частности. Давно замечено, что современный человек стал меньше читать традиционные книги, переходя на их цифровые аналоги. Это закономерно, поскольку сокращает время поиска необходимых изданий, снижает материальные затраты на тих приобретения или сохраняет время, которое могло бы быть потрачено на поход в библиотеку. Неслучайно, что в современных условиях очень многие библиотеки отмечают снижение читательского потока. Тем не менее, исследования нейропсихологов и психиатров свидетельствуют о том, что электронная информация хуже усваивается мозгом, ее сложнее анализировать. Цифровую же зависимость исследователи рассматривают как одно из проявлений психического расстройства личности.
В тесной связи с интервью с А.В. Курбатовым идет аналитический материал о деятельности библиотек высших учебных заведений в условиях пандемии и дистанционного обучения «Библиотеки и издатели в условиях пандемии: стресс-тест и апгрейд сервисов». В первую очередь эксперты отметили, что переход ВУЗов на дистанционное обучение ускорил онлайн развитие их библиотек: «По сути, дистанционное обучение активизировало все цифровые технологии, которые уже были в нашей жизни. Тот, кто пользовался ими, практически не заметил перехода на новый режим работы», — отмечает генеральный директор ЭБС «Университетская библиотека онлайн» Константин Костюк. Так, несложным оказался дистант для Тольяттинского госуниверситета, где удалённых студентов по традиции даже больше, чем очников. Благодаря высокой степени автоматизации достаточно быстро перешла на новый формат библиотека Томского политехнического университета. Не было проблем и у научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета, более 10 лет предоставляющей удалённый доступ практически ко всем ресурсам . То есть в данном случае речь идет о том, что электронная среда университетских библиотек своим появление обязана не пандемии. Деятельность в области цифровизации библиотечного фонда и работы с пользователями в удаленном режиме вузовские библиотеки начала значительно раньше. Переход ВУЗов на дистанционное обучение только ускорил совершенствование этой системы и увеличил ее наполнение. В частности, в библиотеке Томского политехнического университета речь идет об организации работы с электронными архивами, загрузкой рабочих программ дисциплин и выпускных квалификационных работ. Библиотека Ставропольского государственного аграрного университета, по сути, заняла нишу пресс-службы вуза, оказывая услуги не только по рекомендательной библиографии, оцифровке и выдаче литературы, но и готовила презентации, отчеты, рейтинги и аналитику новостей страны и региона . В целом руководители университетских библиотек очень высоко оценивают их деятельность в условиях пандемии и дистанционного обучения, а также отмечают быстрый переход и эффективную работу сотрудников в условиях удаленки. Только в нескольких случаях было обращено внимание на необходимость переподготовки сотрудников и организации их обучения для работы в новых условиях.
2. Анализ журнала «Университетская КНИГА». – 2020. – № 8.
Октябрьский номер журнала объединяет тема «Издательские технологии и бизнес-модели: цифровая трансформация». В нем опубликовано 16 материалов, авторами большинства которых, в отличие от предыдущего выпуска стали сотрудники издательств, научных центров и университетов. В номере представлены материалы нескользких дискуссионных площадок, круглых столов и несколько интервью.
Традиционно номер открывается рубрикой «Действующие лица», это интервью с руководителем «Роскультцентра» Мариной Абрамовой, посвященное теме развития креативных индустрий. С 2020 г. Роскультцентр стал заниматься не только поддержкой талантливой молодежи в конкретных творческих направлениях, в его ведение было передано и развитие креативных индустрий, к которым относятся кино, музыка, ИТ, книгоиздательская деятельность. Проблема отрасли заключается в том, что отсутствует ее нормативно-законодательная базы, не сформулировано даже само понятие «креативная индустрия». Соответственно существуют и проблемы качества профобразования. В своем интервью М. Абрамова рассказывает о создании новой образовательной платформы Art Team, о бесплатном он-лайн курсе по управлению креативными проектами и Всероссийском конкурсе проектов для молодежи и некоторых других проектах. Серьёзным вызовом стали подготовка и проведение первой Российской креативной недели. Это уникальное событие объединило лучших российских представителей 14 направлений, входящих в понятие «креативные индустрии» по международным стандартам, представителей молодёжи, бизнес-сообщества и госсектора. М. Абрамова акцентирует внимание на то, что в разработке отечественной концепции креативных индустрий анализируется опыт не только европейских стран, где доля креативных отраслей в ВВП составляет 8%, но в первую очередь Китая, где она уже достигла 14% (для сравнения – в России она составляет менее 1%). Главным отличием Китая в этой отрасли является активная поддержка инновационных разработок, начиная от арта и заканчивая искусственным интеллектом, и значительные инвестиции в эксперименты. В рамках интервью был отдельно рассмотрен вопрос о возможном участии в проектах, разрабатываемых Роскультцентром библиотек. По мнению М. Абрамовой, рассматривать развитие не только книжного дела, но и всей креативной отрасли России без участия библиотечного сообщества невозможно. Креативные индустрии — это всегда межведомственная история, где все направления так или иначе связаны друг с другом, поэтому библиотеки здесь могут стать полноценными творческими кластерами. В качестве примера автор приводит Российскую государственную библиотеку (РГБ), которая приняла участие в проекте Art Team и в международном фотопроекте «Победители». Важным шагом по пути становления новой отрасли М. Абрамова считает участие ее представителей на Петербургском экономическом форуме и Российском инвестиционном форуме. В развитии он-лайн проектов для креативных технологий М.Абрамова видит большой потенциал, но считает необходимым и первостепенным разработки вопросов этики креативного сообщества в новых условиях. Рассказывая о креативных проектах Роскультцентра М. Абрамова подчеркнула, что ими была учреждена только одна литературная премия – литературная премия для молодых авторов. Она объясняет это тем, что это единственный сегмент современной отечественной литературы, который не был ранее охвачен литературными конкурсами и премиями.
М. Абрамова уделила внимание и вузовской подготовке специалистов для отрасли. Она указала на то, что на сегодняшний день многие специальности устарели, а подготовка по другим не проводится нигде. В частности, в интервью М. Абрамова сказала: «Было бы неплохо в течение двух лет провести исследование по всем творческим отраслям и повлиять на существующие образовательные программы в профильных вузах. В рамках нашей Креативной недели мы говорили о журналистике и провели с ведущими ректорами обсуждение качества подготовки журналистов. В книжной отрасли это тоже серьёзнейшая проблема: у нас не осталось профильных учебных заведений» . В заключении беседы было отмечено, что в сентябре 2020 г. была проведена Российская креативная неделя, которая объединила 14 отраслей, формирующих индустрию.
Это интервью задало основную тему номера и еще раз подчеркнуло необходимость создания в стране межведомственного взаимодействия в сфере культурных инициатив. Обратило внимание на необходимость участия в подобных проектах библиотечных сетей и отдельных библиотек и поставило вопрос о неизбежности подготовки профессиональных специалистов в отраслях креативной индустрии. Эти проблемы, озвученные на Петербургском экономическом и Российском инвестиционном форумах, а также на Российской креативной неделе действительно являются актуальными вызовами современности и требуют поисков наилучшего и конструктивного решения.
Еще одно интервью опубликовано в рубрике «Юбилеи». Это беседа с президентом Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР) и генеральным директором Московского дома книги Н. Михайловой, приуроченная к празднованию 30-летия Ассоциации . Ассоциация книгораспространителей независимых государств была создана на базе реорганизации Госкомиздата. Ценность и важная миссия АСКР на тот момент состояли в том, чтобы не рушить те профессиональные связи и наработки, которые имелись в разных республиках, и попробовать продолжить их развивать на площадке общественной организации. В своем интервью Н. Михайлова отмечает, что в стране давно назрела необходимость законодательного закрепления всего книгоиздательского и книготоргового бизнеса в сфере культуры, для преодоления разрыва «книга в библиотеке – культура, на полке магазина – коммерция». Н. Михайлова указывает, что формирование в обществе потребности в книгах должно обозначаться ежедневно и ежечасно. Эта задача касается и библиотек, и книжных магазинов. Только ощущение, что без книги невозможно жить, способно каким-то образом стимулировать людей прийти в книжный магазин. Современный книжный — это территория смыслов, интересов, развития, творчества, встреч, общения. На площадках книжных магазинов могут проходить совершенно разные мероприятия. Каждая книга, любой автор — это уже интересно. В интервью Н. Михайлова уделяет значительное внимание кризису в отрасли, связанному с пандемией и анализу предложения, связанному с введением рекомендованной цены для книжной торговли. Она отмечает, что многие европейские страны уже давно ввели подобные ограничения, тем более, что такое нововведение позволит трактовать книжную торговлю как социальное предпринимательство. Катастрофическим называет директор Московского дома книги положение в отрасли по подготовке профессиональных кадров, отрасль стабильно сокращается. Кроме того, она отметила, что большой потерей для отрасли стало прекращение существования Московского государственного университета печати как отраслевого ВУЗа. Безусловно, книжный рынок России сегодня, особенно после пандемии, сокращается. Неслучайно Н. Михайлова выделяет наиболее острые проблемы, связанные как с подготовкой кадров, так и с оттоком читателей из книжных магазинов.
Заключение
Безусловно поднятая в интервью с врачом-психиатром А.В. Курбатовым тема возрастания роли цифровых источников информации очень актуальна для современного общества в целом и для библиотечной сферы в частности. Давно замечено, что современный человек стал меньше читать традиционные книги, переходя на их цифровые аналоги. Это закономерно, поскольку сокращает время поиска необходимых изданий, снижает материальные затраты на тих приобретения или сохраняет время, которое могло бы быть потрачено на поход в библиотеку. Неслучайно, что в современных условиях очень многие библиотеки отмечают снижение читательского потока. Тем не менее, исследования нейропсихологов и психиатров свидетельствуют о том, что электронная информация хуже усваивается мозгом, ее сложнее анализировать. Цифровую же зависимость исследователи рассматривают как одно из проявлений психического расстройства личности.
Показать больше