Фрагмент для ознакомления
2
1. Основы рыночной экономики и рынок труда в Тюменской области
В условиях рыночной экономики применяется принцип свободного трудоустройства. Трудовое принуждение отсутствует, сам человек решает работать ему или не работать. В условиях рыночной экономики фирмы, предприниматели сами планируют свою деятельность, и отношения между ними основываются на соглашении, контракте и рыночных отношениях.
Одной из серьезных проблем рыночной экономики является безработица - социально опасное, неблагоприятное явление. Но при уровне безработицы, не превышающем около 5%, это не приводит к социальным катаклизмам. В то же время безработица стимулирует работников, побуждает их уважать труд. Чтобы избежать неприемлемого роста безработицы, необходимо целенаправленно создавать рабочие места, сокращать время ищущих работу. Все эти операции происходят на рынке труда. С переходом от централизованной к рыночной экономике эта проблема приобрела неотложный характер.
2. Профессиональная деятельность социального работника в области трудоустройства
Безработица является самой острой проблемой в нашем обществе. Его последствия негативно сказываются на всех его членах, вызывая рост заболеваемости, способствуя возникновению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Выход человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе - основа социальной работы, поэтому безработный, чья способность адаптироваться к новым и трудным для него жизненным условиям снижается, в первую очередь поддерживается социальным работником. Он выступает в качестве посредника между государством, которое должно выступать в качестве защитника прав своих граждан и индивида.
Необходимость такого посредничества объясняется тем фактом, что государство не всегда является инстанцией, гарантирующей права и достойный образ жизни. Обратная реакция человека, не получающего достойных гарантий стабильности занятости, выплаты заработной платы - отчуждение, антисоциальное поведение, психологический кризис.
При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека.
Помощь социальных работников может быть прямой и косвенной: прямая помощь непосредственно направлена на защиту прав и интересов безработных, улучшение их условий жизни и облегчение нежелательных психических условий.
Опосредованная помощь оказывается посредством работы в социальной среде безработного (семья, друзья, родственники) и через различные государственные фонды и организации.
Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. В соответствии с законом "О занятости в Российской Федерации" граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию при выборе профессии и профессиональной подготовки. Социальный работник-консультант консультирует по вопросам наличия вакансий, предприятий, на которых они имеются, и возможностей переподготовки. Предоставляется также консультирование по вопросам профессиональной подготовки. На этом этапе может стать очевидным, что клиент нуждается в психологической поддержке. Персональная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии с пониженной поведенческой активностью, пессимистическим отношением и плохим благосостоянием. Таким людям трудно общаться как с близкими, так и с потенциальными работодателями.
Согласно ведомственной статистической отчетности, с 2000 по 2020 год объем услуг по психологической поддержке безработных в службе занятости увеличился почти в три раза. Так, в целях координации психологического состояния безработных, облегчения процесса трудоустройства и обеспечения новой работы принимаются меры по снижению эмоционального напряжения, социальной и психологической адаптации граждан. Но само обращение к психологу для многих безработных людей связано с негативными эмоциями, поскольку многие люди ставят одинаковый знак между психологом и психиатром.
Здесь необходима воспитательная деятельность социального работника, направленная на разъяснение возможной потребности в психологической помощи, т.е. формирование такого отношения, при котором вполне естественно обратиться к психологу.
3. Технологии трудоустройства в Нижневартовске и поиска работы
Есть несколько способов найти работу в Нижневартовске. Одним из самых популярных способов является поиск работы в Интернете. Есть много сайтов, которые предлагают рабочие места в Нижневартовске, такие как job.ozon.ru. На этих сайтах любой, кто активно ищет работу, может найти вакансии различных специальностей и уровней сложности.
Кроме того, следует обратиться в центр занятости, который предоставляет информацию о вакансиях в Нижневартовске и помогает безработным найти работу. Вы также можете обратиться в рекрутинговые агентства, которые помогут Вам найти работу в Нижневартовске и предоставят услуги рекрутинга.
4. Содержание и порядок заключения трудового договора
Общая процедура заключения трудового договора включает в себя несколько этапов. Рассмотрим их.
Что должен представлять работник при заключении трудового договора.
Заключение трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации начинается со сбора определенных документов у будущего работника. К ним, в частности, относятся (статья 65 ТК РФ):
- паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
- трудовая книжка (лица, впервые подающие заявление о приеме на работу, и лица, работающие неполный рабочий день, не обязаны предъявлять трудовой книжку);
- документ, подтверждающий количество СНИЛС (лица, впервые подающие заявление на работу, могут не иметь СНИЛС);
- документы воинского учета (для призывников и призывников на военную службу);
- документы об образовании (если работа требует специальных знаний).
Ознакомление работника с местными правилами работодателя.
Второй шаг в процессе найма заключается в ознакомлении работника с внутренним трудовым законодательством, другими местными нормативными актами, непосредственно связанными с работой работника, и с коллективным договором. Все это делается до заключения трудового договора с работником (статья 68 Трудового кодекса России).
5. Правовое регулирование трудовых отношений
Ни одно предприятие не может полностью развиваться без трудовых отношений. Уровень их соответствия действующему законодательству Российской Федерации, степень отражения социально-экономическихЭкономические интересы работодателя и подчиненного указывают на то, насколько успешной в настоящее время является государственная политика в области политического управления и развития национальной экономики. В связи с этим законодательное регулирование трудовых отношений в России сегодня достаточно строгое.
Социально-трудовые отношения - это, как индивидуумы и группы людей связаны друг с другом в сфере труда, их отношения друг с другом. Социально-трудовые отношения характеризуют аспекты этих отношений с социально-экономической и психологической стороны. Правовые отношения отражают проекцию фактических отношений социально-трудового характера на институциональный, нормативный и законодательный уровни.
Существует концепция СТО, или система трудовых отношений. СТО имеет очень сложную структуру. Субъектом социально-трудовых отношений является работник, работающий по найму. Это лицо, которое заключает трудовой договор с работодателем, руководством компании или отдельным гражданином для выполнения определенной работы или предоставления услуг с учетом его знаний, способностей, квалификации.
Субъектом в этом случае может быть индивидуальный гражданин, а также группа специалистов (работников), которые отличаются социальным, профессиональным, территориальным и иным статусом, интересами, мотивацией к труду и другими показателями. Стоит упомянуть о профсоюзах, основной целью которых является защита социальных и трудовых интересов специалистов, работающих по найму.
Правовое регулирование трудовых отношений сегодня является актуальной темой. В рамках правового регулирования на данный момент создать все необходимые правовые условия для согласования позиций участников трудовых отношений и государственных интересов.
6. Профессиональная адаптация и основы предпринимательской этики
Профессиональная адаптация – процесс становления равновесия в системе «человек – профессиональная среда», которое проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе.
Активное взаимодействие человека с окружающей средой сопровождается процессом его адаптации (приспособления) к ней.
Когда специалист переходит на новое место работы, он ожидает, что компания поможет ему приспособиться к новым условиям. Однако далеко не все организации разрабатывают планы для включения сотрудников в рабочий процесс и пускают новичков в свободное плавание. Рассказываем, что такое адаптация, как проводить ее в компании, какие инструменты подходят для этой задачи.
В процессе адаптации специалист приобретает новые навыки, проходит обучение, привыкает к организации рабочих процессов и тонкостям внутренней кухни. В этом ему помогают HR-специалист, руководитель отдела и корпоративный тренер. В маленьких компаниях познакомить нового специалиста с его обязанностями может старший коллега, который работает в организации давно.
Главная задача адаптации — включить сотрудника в работу с минимальными затратами времени и усилий и отсутствием стресса.
Виды адаптации сотрудников
В зависимости от опыта новичка процесс адаптации персонала делят на два типа:
- первичный — человек устраивается на рабочее место сразу после вуза, приобретает первый опыт взаимодействия с коллективом;
- вторичный — работник уже имеет минимум одну запись в трудовой книжке и меняет команду, работодателя, должность или специализацию.
В зависимости от новых реалий, в которых сотрудник будет находиться, выделяют следующие виды адаптации:
- профессиональная — приобретение новых навыков и знаний, оценка собственных возможностей как специалиста;
- производственная — включение в новые условия труда, знакомство с оборудованием, изучение правил его эксплуатации и техники безопасности;
- социальная — принятие новой психологической роли;
- финансовая — приспособление к изменению уровня дохода, появлению дополнительных расходов (на дорогу до работы, питание);
- психофизиологическая — привыкание к новым условиям среды, например графику, режиму работы и отдыха, дресс-коду и другим нюансам.
Адаптация — это естественный механизм человеческой психики, который происходит самостоятельно. Однако с грамотной помощью извне процесс проходит быстрее и менее болезненно.
Если у новичка есть грамотный наставник, снижается риск того, что специалист не выдержит непривычных условий и уволится сразу после окончания испытательного срока. Очередной уход не справившегося с обязанностями или растерявшегося нового сотрудника — это время, финансы и другие ресурсы компании, потраченные впустую.
Правильная адаптация в организации поможет повысить лояльность «свеженанятого» специалиста — он захочет расти карьерно и финансово и приносить максимум пользы.
7. Законодательная основа предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса нереально представить без наличия экономической системы. Это определяется тем, что в экономике рыночного типа бизнес занимает одну из главных ролей, его состояние является важным показателем благополучия экономических преобразований. Современное развитие рыночных отношений в России напрямую связано с развитием малого и среднего бизнеса.
Предпринимательство сегодня имеет большую нишу в системе экономических отношений, внедряя неординарные и инновационные решения и подходы. Развитие предпринимательства приводит к формированию и стабильности среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Отсюда следует что, предпринимательство выполняет не только экономические функции, но и также связано со многими сферами жизнедеятельности общества. Изучение основ предпринимательства и выявление его зависимости от структурных элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: "Бизнес - самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое извлечение прибыли от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
6. Формы организации бизнеса
Формы организации бизнеса – это способы организации предпринимателями своего дела, способы их взаимодействия друг с другом. Формы организации предпринимательской деятельности подлежат юридическому оформлению и называются организационно-правовыми. Формы организации бизнеса зависят от форм собственности. Собственность – это определенная форма присвоения материальных ценностей, услуг и средств производства.
Организационно-правовые формы ведения бизнеса
Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственные кооперативы; унитарные предприятия. На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы. В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.
Организационно-правовая форма (ОПФ) – это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, которая фиксирует метод (способ) закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. То есть, организационно-правовая форма определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Примерами организационно-правовых форм являются – Акционерное общество (АО), Общество с ограниченной ответственностью (ООО), Учреждение.
Организационно-правовую форму или, как ее иногда называют, «форма ведения бизнеса» сокращенно именуют как ОПФ.
Таким образом, организационно-правовая форма - закрепленный законодательством той или иной страны способ владения и пользования имуществом (для некоторых компаний и метод распоряжения), и, исходя из этого, и вытекающие из этого цели создания и ведения предпринимательской деятельности.
7. Основные этапы предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность – это умственный процесс, состоящий из пяти основных этапов.
1 этап: Рождение идеи
2 этап: Разработка плана реализации данной идеи
3 этап: Концентрация усилий на реализации
4 этап: Корректировка (корректировка ошибок, усовершенствование идеи и плана)
5 этап: Управление полученными результатами
Предпринимательская деятельность, конечно, не ограничивается данными этапами, она включает в себя, помимо пяти этапов, еще, как вам известно, управление деньгами и людьми. Но пять представленных выше этапов являются основой предпринимательской деятельности.
И для того, чтобы войти в «бизнес», пять этапов должны выполняться. Не стоит и говорить, что если не будет идей, то не будет и бизнеса. Не стоит и говорить, что без плана невозможна эффективная реализация задуманного. И совсем уж глупо спорить о том, нужно ли прилагать усилия для реализации бизнес идеи. «Без труда не выловишь и рыбу из пруда». А еще без труда или без надлежащих усилий не построишь прибыльной компании.
Да без усилий вообще ничего не завоевывается. Спортсмен без тренировки не может победить – это факт.
И он не может тренироваться раз в неделю, профессионал обязан прикладывать усилия ежедневно, тренироваться ежедневно – хочет он или не хочет, его никто не спрашивает. Так же и предприниматель. Это любители могут позволить себе заниматься любимым видом деятельности раз в неделю, а профессионалы трудятся каждый день. Многие этого бояться. Не каждый способен трудиться ежедневно. Поэтому не каждый побеждает.
Так что третий этап предпринимательской деятельности – самый важный. Чем бы мы ни занимались, мы всегда победим, если будем прилагать достаточно усилий для этого. Когда речь идет о бизнесе, под «усилиями» понимаются умственные усилия. Физически сильные люди работают на людей, сильных умом. Это в древние времена конкурентным преимуществом человека были его мускулы, в 21 веке конкурентным преимуществом человека являются его мозги. Поэтому, запомним: прилагать усилия для достижения задуманного – необходимо, как воздух.
8. Слагаемые предпринимательского успеха
Общую схему, определяющую успех предпринимательской деятельности, можно представить в виде следующих основных стадий:
1. Зарождение предпринимательской идеи
2. Оценка идеи и реальность её воплощения в практику
3. Предприниматель ещё не знает реакции на его реально воплощенную предпринимательскую идею. Поэтому он должен обратиться к анализу рынка для получения необходимой информации.
4. Связана с определением размеров издержек производства, связанных с производством предполагаемого товара.
5. Выявляет возможный эффект от реализации идеи
6. Проводится экспертная оценка полученной информации, рассмотрение всех возможных последствий связанных с процессом практической реализации предпринимательской идеи
Стремление к успеху — одно из основных естественных желаний человека.
Показать больше