Фрагмент для ознакомления
2
Практическое задание 1
Первая неделя является подготовительным этапом курса «Научно-исследовательская работа».
В течение первой недели студенту необходимо составить индивидуальный план, который соответствует варианту работы и учитывает затраты времени (в днях) на выполнение заданий по практике, подготовку обзора по источникам и подготовку реферата.
Задание 1 (индивидуальный план) является элементом отчета по практике и включается в приложение А.
Реферат – теоретическая работа студента, в которой излагаются различные точки зрения (в том числе и критические) на рассматриваемую психологическую проблему, связанную с темой магистерской диссертации. Реферат может не включать собственных аналитических и практических исследований студента, но наличие обобщений и выводов студента по рассматриваемой проблеме является обязательным.
Назначение реферативной работы – углубить знания студентов по основным проблемам современной психологии, способность понимания современных тенденций развития психологии, более конкретно – психологии личности.
Введение
Детско-родительские отношения в семье играют важную роль в процессе социализации дошкольников. В первые годы жизни ребенок находится в тесном контакте с родителями, которые являются для него первыми и основными образовательными и воспитательными фигурами. Как родители будут взаимодействовать со своим ребенком, какую модель поведения они ему предоставят, какие ценности и нормы будут восприниматься им как естественные, во многом определяет развитие его личности и адаптацию в обществе.
Поэтому важно понимать, какие факторы влияют на формирование детско-родительских отношений, какие способы взаимодействия родителей с ребенком способствуют его полноценной социализации, а какие могут препятствовать этому процессу. Особенно важно учитывать, что в настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий, изменением ролевых функций мужчин и женщин, изменением менталитета и стереотипов поведения возрастает значимость роли родителей в жизни ребенка и усложняется задача их воспитания.
Глава 1. Развитие познавательных способностей старших дошкольников через проектную деятельность
1.1 Проблема способностей в психологических исследованиях.
Проблема способностей является одной из ключевых в психологии развития человека. Вопрос о том, какие способности обладает человек, а какие нет, важен для понимания его возможностей и ограничений в жизни. Поэтому в психологических исследованиях данная проблема является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных.
В исследованиях различных авторов, занимающихся психологией развития, проблема способностей рассматривается в разных аспектах. Некоторые авторы подчеркивают роль генетических факторов в формировании способностей, другие - значение опыта и обучения. В любом случае, большинство исследователей приходит к выводу, что способности формируются в процессе жизнедеятельности и могут быть развиты [2].
Важно отметить, что в психологии развития человека особенно важны способности, связанные с познавательными процессами. Это память, мышление, внимание, восприятие и др. Именно они позволяют человеку адаптироваться к окружающей среде, учиться и развиваться. В связи с этим, развитие познавательных способностей старших дошкольников является одной из наиболее важных задач воспитания и образования.
Проблема способностей является одной из важнейших в психологии развития человека, и важно понимать, что способности формируются и развиваются в процессе жизнедеятельности. Развитие познавательных способностей является особенно важной задачей воспитания и образования старших дошкольников, и исследования в этой области имеют большое значение для разработки эффективных методов обучения и воспитания.
1.2. Развитие познавательных способностей старших дошкольников
Развитие познавательных способностей является одним из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В данном параграфе мы рассмотрим развитие познавательных способностей у старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в когнитивной сфере ребенка. На данном этапе происходит развитие таких познавательных способностей, как внимание, память, мышление, воображение и творческие способности. Важным аспектом является то, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста происходит через игровую деятельность [19].
Игра является не только важным средством развития познавательных способностей, но и способствует развитию социальных навыков и коммуникативных умений у детей. Важно отметить, что в процессе игры ребенок получает новый опыт и знания, осваивает новые навыки и умения, что в дальнейшем может повлиять на его будущее обучение и развитие.
Для эффективного развития познавательных способностей у старших дошкольников важно создать определенную обстановку, которая способствует развитию их когнитивных способностей. Важно, чтобы ребенок был заинтересован в процессе обучения и получал удовольствие от обучения.
Развитие познавательных способностей является важной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Оно происходит через игровую деятельность и создание определенной обстановки, которая способствует развитию когнитивных способностей ребенка.
Кроме того, исследования показывают, что проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, ответственность, творческий подход к решению задач, умение работать в коллективе и т.д. Все эти навыки и качества являются важными для успешного развития личности в будущем, поскольку помогают старшим дошкольникам успешно справляться с трудностями в школе и в жизни в целом [15].
1.3 Проектная деятельность как средство развитие познавательных способностей
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов обучения, который способствует развитию различных познавательных способностей у детей. Проектная деятельность представляет собой деятельность, которая основана на постановке целей, планировании, организации, выполнении и оценке результатов работы группы детей.
Проекты могут иметь различные направления, от отражения интересов детей до изучения определенной темы. Проектная деятельность может быть организована как внутри группы дошкольников, так и между несколькими группами, которые могут взаимодействовать в рамках одного проекта.
Проектная деятельность обладает рядом преимуществ в развитии познавательных способностей у детей. Она способствует формированию у детей навыков планирования и организации своей деятельности, развивает умение работать в группе и коммуникативные навыки. Кроме того, проекты дают детям возможность применять знания и навыки, которые они получили в других областях, в практических задачах. Это помогает укреплять понимание материала и улучшать способность решать задачи [16].
В проектной деятельности также развиваются такие познавательные способности, как внимание, мышление, восприятие, память и речь. Дети учатся концентрироваться на цели проекта, анализировать информацию, формировать гипотезы и выводы, решать проблемы и принимать решения. Они также учатся выражать свои мысли и идеи, используя разные формы выражения, такие как рисунки, речь и действия.
Выводы по главе 1
В результате изучения литературы и проведения исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, развитие познавательных способностей является важным аспектом развития старших дошкольников, и проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов для стимулирования этого процесса. Проектная деятельность позволяет ребенку активно взаимодействовать с окружающим миром и решать задачи, которые требуют от него мыслительного напряжения.
Во-вторых, в рамках проектной деятельности необходимо использовать разнообразные методы, направленные на развитие познавательных способностей ребенка, такие как наблюдение, сравнение, классификация, анализ, синтез и другие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000. С. 12-44.
2. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Том 1. Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. - М.: Либроком, 2011.
3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. М., 2005. № 4. С. 37-41.
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.Я. Варга. – М., 1986. – 351 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб., 1997. – 134 с.
6. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии. // Культурно-историческая психология. -2007. - №4. - C. 101-112.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Просвщение, 1982. – 280 с.
8. Гарбузов Виленин Исаакович. Воспитание ребёнка в семье: Советы психотерапевта. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 296 с.
9. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Теоретические основы социальнопедагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2015. № 3. С. 133-138.
10. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социальнопсихологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 4. С. 126-136.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – М.: Самара, 2011. – 156 с.
12. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье: на примере российских, украинских и казахских семей: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Койшибаева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. психол.-пед. ин-т]. - Москва, 2010. - 20 с.
13. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003. С. 12-30.
14. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 83-86.
15. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 2013. - 196 с.
16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина, А.Г. Рузская. – М., 1997. – 234 с.
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 45-98.
18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб. Изд.: Питер. 2009. 96 с.
19. Магометов А.А. Историческая ретроспекция современных проблем отечественного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 3. С. 49-54.
20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 54-67.
21. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии [Текст] // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 105–115.
22. Субботский Е.В. Строящееся сознание. М., 2007. С. 7-34.
23. Тарарухина О.В., Гуриева С.Д. Развитие методологии изучения межличностных отношений в социальной психологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №1. С. 101-107.
24. Темирова М.М., Гогицаева О.У. Проблемы возрастных отношений в семье // Международный студенческий научный вестник. 2014. №4. С. 2
25. Техтелева Н.В. Формирование представлений родителей о характере ребенка-дошкольника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2008. - 22 с.
26. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2003. С. 4-26.
27. Чеджемов С.Р., Магометов А.А. Культура, интеллигенция, образование: история и теория (на материалах осетинского народа). Владикавказ, 2014.
28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001. С. 23-78.
29. Benjamin L.S. (1974). Structural analyses of social behavior (SASB). Psychological Review 81: 392-425.