Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………5
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ ВКР………………………….7
2.1. Определение методологической основы исследования по теме "Значение изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников"………………………………………………….7
2.2. Выбор методов и методик для проведения исследования………………………..9
2.3. Отчет о (предварительной) проверке текста ВКР на заимствования…………..11
3. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА И ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ВКР………………………………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………………………………………...16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………20
Приложение 1. Программа мероприятий, направленная на патриотическое воспитание подростков…………………………………………………………………20
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целями преддипломной практики являются:
- овладение основами методологии и частными методиками научного исследования при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе вопросов.
- формулировать задачи исследования в профессиональности области;
- разрабатывать план исследования;
- проводить библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие методики, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом имеющихся литературных данных;
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Сайт ОО https://school5nv.gosuslugi.ru/requests-1/test/presony/presony_76.html
Директор Н.Н. Флерко
Заместитель директора по ВР С.Г. Насирова
Учитель основ безопасности жизнедеятельности С.А.Кучеренко
Воспитательная система школы. Патриотическое воспитание
Основной целью реализации программы «Россия – моя Родина» является
социально-психологическая подготовка учащихся допризывного возраста МБОУ
«МОСШ №5» к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. В
данной подготовке основной акцент делается на формирование будущих жизненных устремлений подростка.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ ВКР
2.1. Определение методологической основы исследования по теме «Значение изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников»
Актуальность данной работы. Социально-экономическая ситуация современности оказывает неблагоприятное влияние на общественное сознание нашего народа, особенно на младших подростков, которое не испытывают интереса к истории развития страны, не желают изучать ее историю, не понимают смысла в изучении школьного учебного предмета. Общество же видит ситуацию так, что подростки формируются на существующих традициях народа, знают его социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные основы. Известно, что основой личностной культуры выступает ее духовность. Духовность развития - это богатство интеллектуального и эмоционального личностного потенциала, высоко развитая нравственность, настоящее патриотическое чувство, которое ведет к гармонии духовного мира человека с общечеловеческими ценностями. Это - достойные поступки, которые проявляются в потребности самоотдачи, служения людям и добру, в необходимости жить и работать для процветания Родины.
Сегодня патриотизм подвергается сомнению среди подростков. А в обществе растет проблема бездуховности, социальной бездуховности нашей молодежи. Нарастание эгоизма, показательность культа индивидуализма - привычные явления в сфере межличностного общения. Ценности старшего поколения пересматриваются не в их пользу. Духовные ориентиры, добро, истина и красота заметно отодвинуты на жизненную периферию.
События Великой Отечественной войны отдаляются от нас с каждым годом, ветераны войны, как свидетели и участники далеких событий, почти ушли из жизни. Возникшая ситуация позволяет некоторым лицам искажать факты и переписывать историю. Раскрытие и изучение важных исторических событий Великой Отечественной войны дает нам возможность для формирования высоконравственной и духовной личности школьника, развивать истинный патриотизм и бережное отношение к героическому прошлому Родины. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, без указания. В этом особенность педагогического подхода к младшему школьнику. Нельзя Родину любить по приказу и перестать любить по запрету. Чтобы искренность чувства не ушло у ребенка, когда он перейдет в основную школу и реже будет на глазах своего бывшего классного руководителя. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм возможно.
3. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА И ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ВКР
Актуальность данной работы. Социально-экономическая ситуация современности оказывает неблагоприятное влияние на общественное сознание нашего народа, особенно на младших подростков, которое не испытывают интереса к истории развития страны, не желают изучать ее историю, не понимают смысла в изучении школьного учебного предмета. Общество же видит ситуацию так, что подростки формируются на существующих традициях народа, знают его социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные основы.
Известно, что основой личностной культуры выступает ее духовность. Духовность развития - это богатство интеллектуального и эмоционального личностного потенциала, высоко развитая нравственность, настоящее патриотическое чувство, которое ведет к гармонии духовного мира человека с общечеловеческими ценностями. Это - достойные поступки, которые проявляются в потребности самоотдачи, служения людям и добру, в необходимости жить и работать для процветания Родины.
Сегодня патриотизм подвергается сомнению среди подростков. А в обществе растет проблема бездуховности, социальной бездуховности нашей молодежи. Нарастание эгоизма, показательность культа индивидуализма - привычные явления в сфере межличностного общения. Ценности старшего поколения пересматриваются не в их пользу. Духовные ориентиры, добро, истина и красота заметно отодвинуты на жизненную периферию.
События Великой Отечественной войны отдаляются от нас с каждым годом, ветераны войны, как свидетели и участники далеких событий, почти ушли из жизни. Возникшая ситуация позволяет некоторым лицам искажать факты и переписывать историю. Раскрытие и изучение важных исторических событий Великой Отечественной войны дает нам возможность для формирования высоконравственной и духовной личности школьника, развивать истинный патриотизм и бережное отношение к героическому прошлому Родины. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, без указания. В этом особенность педагогического подхода к младшему школьнику. Нельзя Родину любить по приказу и перестать любить по запрету. Чтобы искренность чувства не ушло у ребенка, когда он перейдет в основную школу и реже будет на глазах своего бывшего классного руководителя. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм возможно.
Обращаем внимание на то, что сегодня родителями младших школьников являются молодые люди, которые по-другому смотрят на историю своей страны, не всегда так, как этого бы хотелось. Они воспитывались в то время, когда уже расшатывалась позиция подросток в отношении коллективизма, патриотизма. А ведь ребенок сначала в семье, родителями, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, учится пребывать в нем и развивается. Это процесс свободного патриотического самоопределения человека.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников интереса к изучению истории Великой Отечественной войны для воспитания военно-патриотических качеств и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
Недостатки системы воспитания и социализации младшего школьника сегодня проявляются в том, что:
- воспитательные мероприятия проводятся в подавляющем большинстве в традиционном формате, однотипной чередой, что гасит интерес школьников;
- классные руководители не владеют современными воспитательными технологиями;
- не учитывается основополагающая роль изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников.
Необходимость решения противоречия определила проблему исследования: «Каково значение изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников?».
Цель исследования: теоретическое обоснование и описание значения изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников.
Объект исследования: процесс изучения истории Великой Отечественной войны детьми школьного возраста.
Предмет исследования: значение изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников.
Гипотеза исследования: если учащиеся в ходе специально организованной деятельности будут заниматься значением изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников, то историческая память о великом подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны не утратится.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Описать изучение истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников как педагогическую проблему.
2. Определить значение изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников.
3. Выявить исходный уровень сформированности военно-патриотических качеств школьников.
4. Разработать программу мероприятий, направленную на патриотическое воспитание подростка, и провести апробацию.
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проведенной работы на преддипломной практике позволил:
1. Дать характеристику деятельности МБОУ «СОШ № 5» г. Нижневартовска;
2. Выстроить эмпирическое исследование в рамках ВКР;
3. Определить методологические основы исследования по теме «Значение изучения истории Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников»;
4. Осуществить выбор методов и методик для проведения исследования;
5. Подготовить доклад и составить презентацию для защиты работы;
6. Составить заключение по отчету;
7. Подобрать список литературы и источников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-lichnosti-etnopedagogicheskiy-podhod (дата обращения: 09.05.2023).
2. Архипова, А. С. Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы / А. С. Архипова, Д. Ю. Доронин, А. А. Кирзюк, Д. А. Радченко, А. Д. Соколова, А. С. Титков, Е. Ф. Югай // Антропологический форум. – 2017. – № 33. – С. 84–122.
3. Афанасьева А. И., Меркушин В. И. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. // Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2015. С. 6.
4. Бек, А. А. Волоколамское шоссе / А. А. Бек. – Москва : Воениздат, 1982. – 575 с.
5. Бешкинская, В. С. Страдания, подвиг тыла и общая ответственность за войну. Россия в глобальном мире / В. С. Бешкинская, А. И. Миллер // Россия в глобальной политике. – 2020. – Т. 18, № 5 (105). – С. 60–88.
6. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
7. Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном процессе / В сб. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М: АПН СССР, 1993.
8. Горбатов, Б. Л. Собр. соч. : в 5 т. / Б. Л. Горбатов. – Москва : Художественная литература, 1956. – Т. 44 – 526 с.
9. Грибан, О. Н. Трансформируя память: отражение Второй мировой войны в компьютерных играх / О. Н. Грибан // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 2. – С. 32–38.
10. Дружба, О. В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества / О. В. Дружба. – Ростов-на-Дону, 2000. – 508 с.
11. Жилина О. «Событие и событийная предметность в образовании: дидактический аспект// Школьные технологии. 2009.-№ 1
12. Зимин, В. А. О патриотическом воспитании молодежи на территории Самарского региона / В. А. Зимин // Память о прошлом – 2020 / сост. О. Н. Солдатова, Г. С. Пашковская. – Самара : Российский гос. архив в г. Самаре, 2020. – С. 33-43
13. Камынин В. Д. Историческая память о Великой войне // Проблемы образования, науки и культуры. № 1, 2017. С. 3.
14. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.
15. Карамашева, Н. С. Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при изучении Великой Отечественной войны / Н. С. Карамашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77388/ (дата обращения: 09.05.2023).
16. Катаев В. П. «Сын полка». – М.: Издательский центр «Детская литература», 1981. – 200 с.
17. Ковтоногова А. Н. Святое кадетское братство / А. Н. Ковтоногова // Читаем, учимся, играем. - 2016. - № 6. -С. 63-68 : ил. - Библиогр.: с. 68. - ISSN 1560-7992. - Библиогр.: с. 68
18. Кузнецов И. И. Великая Отечественная война в школьном курсе литературы: особенности политической социализации школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22. № 2. С. 245–261. DOI: 10.22363/2313–1438–2020–22–2–245–261.
19. Кусмарев Н. В. Патриотическое воспитание детей и молодежи: От образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. Волгоград, издательство ВолГМУ, 2013, 207 с.
20. Матвеева, С. В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Матвеева Светлана Валентиновна ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2006. - 22 с.
21. Михайлова, Е. М. Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи / Е. М. Михайлова // Вестник Российского университета кооперации. – 2015. – № 2 (20). – С.138–14
22. Основы духовно-нравственной культуры современного общества: материалы краевой науч.-практ. конф., посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 17-18 февраля 2010 г. / [отв. ред. И. А. Лопатина]. – Барнаул : АRТИКА : АКИПКРО, 2010. – 304
23. Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
24. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий: [организаторам и классным руководителям] / Изд-во "Учитель" ; авт.-сост. И. А. Пашкович. – 2-е изд., стер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 168
25. Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический вестник № 33 (586): «Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования». Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 2015. – С. 53-60
26. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2014. - 619, [1] с.
27. Примерные программы внеурочной деятельности : начальное и основное образование / [В. А. Горский и др.] ; под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 сэ
28. Силкова К. А., Плешкова И. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи // Вестник НГПУ. 2013. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-patrioticheskoe-vospitanie-v-sisteme-tsennostey-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 09.05.2023).
29. Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. -№ 1 (5). - С. 84-93
30. Сергеев, Т. С. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Чувашии на материалах истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Т. С. Сергеев // Международный научно-исследовательский журнал – 2019. – № 9 (87), ч. 2. – С. 70–75.
31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
32. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.
33. Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2007.
34. Тетуев, А. И. Книга Памяти в патриотическом воспитании молодежи / А. И. Тетуев // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – С. 35–40.
35. Тетуев А. И. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. №1 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya-na-istoricheskom-nasledii-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg (дата обращения: 09.05.2023).
36. Фомина, С. А. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1100/ (дата обращения: 09.05.2023).
37. Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.
38. Шестакова, О. Е. Формирование у молодежи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны / О. Е. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67503/ (дата обращения: 09.05.2023).
39. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.