Фрагмент для ознакомления
2
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Дата Наименование работ Отметка о выполнении
24.04.23. Установочная конференция по практике
25.04.23. Заполнение информационной части дневника производ-ственной (преддипломной) практики
26.04.23. Исследование теоретических проблем в рамках выбранной темы: - обоснование актуальности темы исследования; со-ставление рабочего плана и графика выполнения исследова-ния;
27.04.23. постановка целей и конкретных задач; формулировка рабочей гипотезы;
28.04.23. обобщение и критический анализ трудов отечественных и за-рубежных специалистов по теме исследования;
01.05.23. составление библиографии по теме научно- исследователь-ской работы.
02.05.23. Квалифицированно провести самостоятельное авторское научное исследование: выбрать релевантные методы его проведения;
03.05.23. подобрать адекватный диагностический инструментарий;
04.05.23. провести непосредственно само исследование и получить теоретические и практически значимые результаты.
05.05.23. Определение методов обработки эмпирических данных экс-периментального исследования.
08.05.23. Математическая обработка результатов исследования.
10.05.23. Формулировка выводов с представлением качественных и
количественных результатов исследования.
11.05.23. Обоснование актуальности выделенных направлений пер-спективного исследования на основе анализа дефекто-логических,
педагогических, психологических, лингвистических, меди-ко- биологических литературных источников и резуль-татов индивидуального исследования.
12.05.23. Написание отчета о результатах производственной (предди-пломной) практики
08.05.23. Написание отчета о результатах производственной (предди-пломной) практики
15.05.23. Написание отчета о результатах производственной (предди-пломной) практики
16.05.23. Написание отчета о результатах производственной (предди-пломной) практики
17.05.23. Написание отчета о результатах производственной (предди-пломной) практики
18.05.23. Предоставление отчетной документации.
19.05.23. Защита отчета по производственной (преддипломной) прак-тике
Основные образовательные программы, реализуемые в ДОО.
Развивающая материально-пространственная среда группы содержательна, изменчива, многомерна, изменчива, доступна и безопасна.
1) Обеспечение среды, соответствующей возрастным возможностям детей и содержанию программы
Учебное пространство оснащено соответствующими материалами, в том числе учебно-методическими, игровыми, спортивными, развлекательными, складскими.
Организация учебного пространства и обеспечение различными материа-лами, оборудованием и расходными материалами:
- проверить игровую, исследовательскую и творческую деятельность всех участников, доступные детям материалы (в том числе песок и воду);
- развитие крупной и мелкой моторики, двигательной активности, в том числе участие в подвижных играх и конкурсах;
- детская эмоциональность во взаимодействии с предметно-пространственной средой;
- Возможность самовыражения детей.
- пространственная вариативность предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от учебной ситуации, в том числе изменение интересов и способностей детей;
- Под универсальностью материала понимают: возможность различного ис-пользования различных элементов предметной среды;
Характеристика МТО.
В дошкольном учреждении пересмотрены условия для самостоятельной ак-тивной и целенаправленной деятельности детей во всех видах деятельности. Рас-положение объектов развивающей среды, осуществляемое педагогами рацио-нально, логично и удобно для детей, отвечает возрастным особенностям и по-требностям детей, требованиям безопасности.
Для проведения занятий по физическому развитию дошкольников в учре-ждении работает спортивный зал. Тренажерный зал оснащен необходимым спор-тивным инвентарем, воспитатели изготавливают необходимые атрибуты для иг-ровых занятий.
Должностные обязанности, исполняемые в период прохождения практики.
Целью производственной (преддипломной) практики является приобрете-ние и развитие профессиональных навыков и умений самостоятельной научно-исследовательской работы; сбор, анализ и обобщение научного материала, раз-работка оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификацион-ной работы, получение навыков самостоятельной исследовательской работы, практическое участие в научно-исследовательской работе.
СХЕМА ОТЧЕТА
Определение понятийного аппарата исследования.
Коррекция тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально прове-рить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению тре-вожности у детей дошкольного возраста и оценить ее результативность.
Объект исследования: процесс эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста в форме тревожности.
Предмет исследования: художественно-эстетической деятельность как спо-соб коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если будет разработана и реализована программа психолого – педагогической коррекции по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста с использованием метода художественно-эстетической де-ятельности, то будет наблюдаться положительная динамика в их преодолении.
Обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов.
В работах А. М. Прихожана, А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, Л. В. Па-сечника предлагаются различные пути решения проблемы коррекции тревожно-сти. Он активно используется в настоящее время и является одним из эффектив-ных средств такого направления, как арт-терапия. Работы О. А. Карабановой, М. В. Киселевой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой, Л. Д. Мардер, Е. В. Свистуновой, А. Ю. Татаринцева, Л.Д. Лебедева и др.
Проведение самостоятельно научное исследование: выбрать реле-вантные методы его проведения.
Мы относим наше исследование к экспериментально-экспериментальной ка-тегории, потому что это исследование проводится путем проверки, проведения и контроля экспериментальных фаз в естественных условиях. Все этапы данного исследования осуществляются с учетом предварительной подготовки, представ-ленной в теоретической части исследования.
Цель данного эксперимента заключалась в реализации программы управ-ления тревожности у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетической деятельности. В ходе экспериментальной работы необходимо было решить следующие задачи: диагностировать наличие тревожности у детей до-школьного возраста; разработать программу коррекции тревожности у до-школьников с помощью декоративно-прикладного искусства; отслеживать произ-водительность системы и принимать решения об общей производительности.
Диагностический инструментарий.
Для реализации поставленной цели исследования, использовались следую-щие методики:
1. «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);
2. «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова);
3. «Паровозик» (С. В. Велиева);
Приведем краткое описание выбранного психодиагностического инстру-ментария.
Тест проекта состоит из 14 рисунков размером 8,5 х 11 см. На каждом ри-сунке изображена типичная ситуация из жизни ребенка. Каждый рисунок выпол-нен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для маль-чика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на картинке не прорисовано, а дан только абрис головы. К каждому рисунку прилагается два дополнительных рисунка головы ребенка, точно соответствующих по размеру контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — грустное лицо. Картинки демонстрируются ребенку в строгом порядке, одна за другой. Интервью проводилось в отдельной комнате. Показав ребенку картинку, психолог дает инструкции. Чтобы избежать непре-рывного выбора, имя человека заменяется в дочерних командах. Дополнитель-ные вопросы ребенку не задают. Выбор ребенком подходящего лица и устные высказывания ребенка могут быть занесены в специальный протокол (формы должны быть подготовлены заранее).
Действительно, дети испытывают тревогу, вызванную стрессовыми ситуа-циями (сон в постели, правильное удовлетворение потребностей взрослых, же-стокое обращение с другими детьми, наказания и т. д.). Кроме того, тревожность – тоже человеческая вещь, когда ребенок часто сталкивается с несоответствием своих реальных способностей и высокого уровня успешности, которого от него ждут взрослые. Протоколы каждого ребенка были подвергнуты количественному и качественному анализу.
На основании данных протокола рассчитывается индекс тревожности ре-бенка (ИТ), который равен проценту количества эмоционально-негативных вы-боров (грустных лиц) от общего количества рисунков (14):
IT = (количество негативных эмоциональных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня описания тревожности дети делятся на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИИ более 50%); б) средний уровень тревожно-сти (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ТИ от 0 до 20%).
Ответ каждого ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы о веро-ятном характере эмоционального переживания ребенка в данной (и подобной) ситуации. Рис. 4 («Одевание»), 6 («Сон в одиночестве»), 14 («Есть в одиноче-стве»). Дети, которые делают негативный эмоциональный выбор в этих ситуаци-ях, с большей вероятностью будут иметь самый высокий уровень ИТ; дети, кото-рые делают неправильный эмоциональный выбор в ситуациях, показанных на рисунке. 2 («Ребенок, мать и младенец»), 7 («Купание»), 9 («Невнимательность») и 11 («Сбор игрушек»), вероятно, имеют высокий или средний уровень ИТ.
Программа коррекции тревожности
Программа занятий художественным творчеством по преодолению повы-шенной тревожности у детей 5-6 лет
При разработке программы использовались игровые методики таких авто-ров, как Микляева А.В., Румянцева П.В., Лобина С.А., Костина Л.М.
Цель программы: Проведение занятий по художественному творчеству для преодоления повышенной тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благопо-лучия, чувства защищенности;
• Обучение распознаванию эмоций, повышение уровня владения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний;
• Развитие рефлексии эмоций, их проявление в себе и других;
• Повышение самооценки путем создания ситуации успеха;
• Ориентация ребенка на собственные возможности в процессе художе-ственного творчества;
• Улучшение коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности;
• Актуализировать в вербальной и невербальной форме внутренние пере-живания, вызывающие тревогу;
• Символическое разрушение отрицательных эмоций;
• Снять мышечное напряжение с помощью специальных игровых приемов.
Программа рассчитана на 12 занятий, на группу детей 6-8 человек. Занятия желательно проводить два раза в неделю.
Кабинетное оборудование: Столы расставлены полукругом, где дети сидят по двое. На отдельном столе лежат различные материалы для детей на выбор (бумага, гуашь, акварель, цветные и карандаши, фломастеры и др.). Работа пла-нируется таким образом, чтобы на некоторых занятиях ребенок мог использовать любой материал по своему выбору, за исключением тех занятий, где руководи-тель рекомендует использовать определенный материал, аргументируя этот вы-бор.
Каждое занятие начинается с игры, направленной на снятие мышечного напряжения, настройку на рабочий лад, формирование доверительных отноше-ний в группе. Занятие заканчивается либо игрой, связанной тематически с основ-ной темой занятия, либо обсуждением проделанной работы (рефлексией).
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия: (проводится начиная со второго занятия, на первом вместо ритуала приветствия - игра на знакомство).
Для ритуала приветствия и прощания, а также для игры-знакомства на пер-вом занятии в качестве «клубка дружбы» (далее ФК) используется небольшой клубок цветных ниток для вязания, который передается из рук в руки. руку и да-ет право говорить тому, у кого она в руках.
Все дети и ведущий в кругу: Начиная от ведущего против часовой стрелки, передавая «КД» друг другу «Здравствуй Маша, я рада тебя видеть» и передает «КД» Маше, затем Маша соответственно соседке слева: «Здравствуй, Слава, рад тебя видеть» и передает «КД» Славе. И так до тех пор, пока круг не объединится – все должны взяться за руки. И все дружно говорим: «Здравствуйте, мы рады вас всех видеть!»
1. Игра: описание игр приведено в Приложении №2.
2. Работа над основной темой.
3. Обсуждение выполненной работы: только по желанию ребенка.
4. Игра: описание игр приведено в Приложении №2.
5. Ритуал прощания: Дети стоят вокруг, каждый по очереди, начиная с ве-дущего, говорит: «С тобой было приятно работать, Маша» и передает компакт-диск, затем Маша соседке справа: «Я было приятно с тобой работать, Миша" и передает компакт-диск. Когда компакт-диск возвращается в руки новичка, все протягивают руки к центру круга и хором говорят: "Нам было приятно с тобой работать - еще увидимся."
Показать больше