Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая практика включена в утвержденный рабочий учебный план обучающихся Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, профиль: Государственная и муниципальная служба.
Вид практики: Производственная практика. Тип практики: Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика и педагогическая практика)
В качестве места прохождения практики приказом ректора закреплено: Управа района Царицыно г. Москвы, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Весёлая, 31 а., а также указан нормативный срок прохождения данной практики в период: 11.05 по 27.05.
1. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИКИ
1.1 Описание деятельности
Полное наименование организации: управа района Царицыно города Москвы.
ИНН: 7724256419
КПП: 772401001
ОГРН: 1027724018244
Место нахождения: 115516, г. Москва, ул. Весёлая, 31 а
Вид деятельности: деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению своих полномочий в городах и районах (код по ОКВЭД 84.11.22). Статус организации: некоммерческая унитарная, действующая. Организационно-правовая форма: государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации.
Управа зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 20 лет назад 23 декабря 2002.
1.2 Основные виды деятельности органов государственной или муниципальной власти
Управа района Царицыно осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления муниципальных образований города Москвы (далее - органы местного самоуправления), юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями.
Управа района Царицыно в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления представляет интересы правительства Москвы в рамках своих полномочий. Управа района Царицыно является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бланки и печати с изображением герба города Москвы и его наименованием, другие служебные печати и штампы, личные счета в органах государственной власти, контролирующих исполнение бюджета города Москвы в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, Законами Российской Федерации и федеральными законами. Выполнять в порядке, установленном законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
1.3 Факторы внутреннего и внешнего воздействия
На эффективность государственного управления в первую очередь влияет уровень профессионализма государственного аппарата, его способность мыслить и действовать стратегически. Например, отсутствие квалификации государственных служащих препятствует эффективному контролю. Эффективность государственного управления во многом определяется качеством здоровья населения, его физическими, психическими и психологическими параметрами.
Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знание человеческого поведения, ощущение ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, если руководитель профессионально владеет методами управления обоими типами факторов. Хороший результат достигается за счет эффективной деятельности только за короткий промежуток времени. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные факторы-это область технических возможностей. Относительная доля факторов фактического процесса управления увеличивается за счет уменьшения технических возможностей по мере повышения уровня организации. В индивидуальном ситуационном стиле большое значение имеет способность руководителя выстраивать межличностные отношения. Используйте сильные стороны личности руководителя, что необходимо для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть одинаковыми или одинаковыми. Некоторые из них действуют постоянно, другие - временно. К постоянным факторам воздействия относятся окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация; к временным относятся управленческий опыт, эмоции, психологический климат в коллективе.
2.2 Разработка тематического плана дисциплины «Государственное и муниципальное управление»
Цель обучения (по ФГОС): изучить особенности функционирования системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Сформировать у студента устойчивое представление о том, что коррупция является одной из серьезных угроз эффективности государственного и муниципального управления и национальной безопасности Российской Федерации.
Навыки и умения (по штату): студенты должны обладать знаниями об учреждениях, функциях, организационно-структурном устройстве государственных и муниципальных органов власти в Российской Федерации; их иерархии и основных видах деятельности; выявлять проблемы взаимоотношений, выявлять коррупционные ситуации и находить способы их преодоления, выбор управленческих решений с учетом который оправдывает критерии социальной и экономической эффективности.
Тема и методологическая основа курса.
1. Предмет теории государственного управления. Основные принципы государственного управления. Функции государственного управления. Цель и задачи государственного управления в современной Российской Федерации.
2. Виды государственного управления. Методы государственного управления. Методология изучения государственного управления.
3. Гипотезы взаимодействия государства и общества в процессе государственного управления. Модели и иерархические уровни государственного управления.
4. Теория государственного управления. Основные функции государства.
5. Эволюционный процесс происхождения государства. Основные теории происхождения государства: патриархальные, богословские, психологические, органические, материалистические.
6. Основные характеристики государства, признаки существования государства и связывают их с управлением государством. Борьба с коррупцией в Российской Федерации-нормативно-правовая база, механизм, принципы
7. Функции государства в сфере внешней политики, в сфере внутренней политики. Российская Федерация-социальное государство: экономические, политические, идеологические и другие функции.
8. Форма государства. Правовое государство и государственное управление. Характеристики и характеристики государства-это влияние этих параметров на процесс государственного и муниципального управления.
9. Социальный и нормативный контроль и его роль в процессе управления.
10. Основные принципы построения и функционирования органов государственной власти в Российской Федерации. Элементы системы "сдержек и противовесов" в государственном управлении. Концепция коррупции. Механизмы и методы борьбы с коррупцией основаны на мировом и отечественном опыте.
11. Государственная власть и государственное управление: взаимосвязь и механизмы взаимодействия. Институт Президента Российской Федерации в системе государственного управления. Канцелярия Президента Российской Федерации, ее полномочия и компетенции, место и роль этого института в процессе государственного управления. Административная реформа в Российской Федерации-президентские инициативы, цели, контроль за исполнением. Президент Российской Федерации: правовой статус и компетенции. Совет Безопасности: нормативно-правовое регулирование деятельности, функций, структуры Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.
12. Основные принципы построения и функционирования органов государственной власти в Российской Федерации. Административная реформа: содержание и этапы.
13. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении. Правительство Российской Федерации и система федеральных органов государственной власти. Нормативно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти.
14. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Программа дисциплины «Государственное управление» федеральной части цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения высшего профессионального образования по специальности – «Государственное и муниципальное управление».
2.3 План-конспект лекции «Организация системы контроля за исполнение решений в органах государственной власти»
В настоящее время практически каждое государство создает свою собственную систему государственного регулирования и контроля и осуществляет деятельность, направленную на совершенствование механизмов контроля. Хорошо известно, что «государственный контроль и федеральное принуждение на законодательной основе являются обязательным элементом любого жизнеспособного государства. Следовательно, осуществление контролирующей функции государства как одного из средств обеспечения законности и поддержания дисциплины гарантирует стабильность и прогресс общества». На государственной службе особенности управления проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулирования. Реализация каждой управленческой функции на государственной службе имеет соответствующую особенность:
планирование и прогнозирование в государственных учреждениях обычно основаны на целях, установленных вышестоящими органами и, в конечном счете, народом на основе демократических решений;
организация современной государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие административные процедуры;
мотивация государственной службы в меньшей степени зависит от денежного вознаграждения и в большей степени от неденежных стимулов;
контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными подразделениями и одновременно людьми как напрямую, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Известно, что контроль на государственной службе более обширен, чем в коммерческой организации.
Следует отметить, что особенности контроля за исполнением управленческих решений более четко проявляются в принципах и требованиях, предъявляемых к осуществлению контроля в органах государственного управления. Контроль основан на общих и частных принципах контроля за исполнением административных документов государственного управления. Соответственно, из каждого принципа вытекает определенное требование, которым следует руководствоваться при осуществлении контроля в органах государственного управления.
2.4 Разработка формы практического занятия «Организация системы контроля за исполнение решений в органах государственной власти»
Цель: изучить понятие, виды и характеристику системы контроля за исполнение решений в органах государственной власти.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: правовые и научные подходы к сущности государственного надзора.
Уметь: пользоваться законодательной и нормативной документацией по вопросам системы контроля за исполнение решений в органах государственной власти. Формируемые компетенции (или их части) – ПК-2 Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, а также готовность решать сложные правовые задачи правоприменительной практики: ПК-6 Способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
Актуальность темы практического занятия определяется в рассмотрении понятия, видов и характеристики системы контроля за исполнение решений в органах государственной власти.
Организационная форма практического занятия - традиционный семинар.
Теоретическая часть:
Контроль - одна из основных функций менеджмента, которая обеспечивает достижение целей, поставленных организацией, и реализацию принятых управленческих решений. С помощью контроля руководство организации определяет правильность своих решений и определяет необходимость их корректировки. Мониторинг означает, с одной стороны, установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и их отклонений от установленных стандартов, с другой стороны, отслеживание хода принятия управленческих решений и оценку достигнутых результатов в процессе их реализации. Результаты контроля являются основой для руководителей организации для корректировки ранее принятых решений, если отклонения в выполнении ранее принятых решений значительны. Контроль за выполнением управленческих решений обусловлен множеством причин. Основной причиной необходимости контроля является неопределенность, которая, как неотъемлемая часть будущего, присуща любому управленческому решению, реализация которого ожидается в будущем.
Существуют следующие факторы неопределенности: промежуток времени между принятием и реализацией решения-между прогнозируемым развитием ситуации в процессе принятия решения и реальным развитием процесса принятия решения всегда есть разрыв, некоторые расхождения, поскольку решение принимается на основе определенного видения ситуации, модели ситуации, которая всегда является неполной; персонал организации. Лица, принимающие решения, - это люди, а не машины. Из-за этого, например, взаимодействие между различными отделами внутри организации может быть неэффективным, задача может быть неправильно понята, в конечном итоге подрядчик может заболеть, его может переманить конкурент и т.д. Насколько успешна модель и эффективное управленческое решение, зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения. Следовательно, при проведении контроля оценивается и измеряется как прогресс решений, принятых организацией, так и соответствие ранее принятых решений реализованному развитию ситуации принятия решений. Отсутствие надежной системы управления и, как следствие, эффективной обратной связи может поставить организацию в кризисную ситуацию.
Контроль является фундаментальным элементом процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивация не могут рассматриваться полностью отдельно от контроля. Фактически, все они являются неотъемлемой частью общей системы управления в конкретной организации. Все виды контроля похожи, потому что они преследуют одну и ту же цель: помочь гарантировать, что фактические результаты, которые они получают, будут как можно ближе к желаемым. Они отличаются только временем выполнения. Рассмотрим три вида контроля за выполнением управленческих решений: предварительный контроль; текущий контроль; окончательный контроль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате прохождения учебной практики, приобретены следующие практические навыки и умения:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
5. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
6. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
7. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
8. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
9. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
10. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.