Фрагмент для ознакомления
2
Задание №4
3. Выберите археологические материалы и предложите проект любой формы (исследовательский, учебный, творческий), который можно реализовать с обучающимися. Помните, что результатом проекта должен стать продукт, для этого изучите литературу, в которой опубликованы методические рекомендации. Также в интернете можно найти как теоретические разработки по проектной деятельности, так и реальный опыт. Разработка любого проекта в современных условиях является очень перспективным, полученный опыт может быть использован в будущей педагогической или культурно-просветительской деятельности, в системе дополнительного образования.
Современное общество выдвигает новые требования к развитию и воспитанию личности. Поэтому перед образовательными организациями ставятся весьма непростые задачи, которые со временем только усложняются. Однако в основе их лежит та основная задача, которая была сформулирована в Конвенции о правах ребенка 1989 г. «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Закон РФ «Об образовании» закрепляет три компонента содержания образования государственного образовательного стандарта - федеральный, национально-региональный и школьный. Введение национально-регионального компонента связано с необходимостью учета национальных, экономических, экологических, демографических и других особенностей регионов, обеспечения потребностей и интересов отдельных субъектов РФ .
Поскольку национально-региональный компонент официально включен в содержание общего образования сразу возникает целый ряд вопросов, ответов на которые существующая нормативно-правовая база не дает. В частности, речь идет о таких важных моментах как определение принципов и критериев отбора содержания национально-регионального компонента в рамках обучения отечественной истории.
Сегодня, особенно в регионах, в рамках внеурочной деятельности отводится большое внимание изучению региональной истории. Целью этой работы является не только углубление знаний, полученных на уроках, но и возможность стать сопричастным истории свой страны через историю своей семьи, населенного пункта, региона. Отсюда и разнообразие форм внеурочной работы по истории: работа исторических кружков, проведение исторических конференций, диспутов, викторин, организация экскурсий и историко-туристических походов и многое другое. В связи с этим мы предлагаем разработку исследовательского проекта для учащихся 6-7 классов на тему: «Древности Сибири». Конечным результатом реализации этого проекта должна стать мультимедийная презентация «Древности Сибири», которую можно использовать на уроках истории для реализации национального-регионального компонента ФГОС.
Анализ и обобщение исторических источников, в том числе и археологических, рассказывающих о древней истории Сибири позволяет в доступной форме сформировать у учащихся понимание закономерностей исторического процесса, а максимальная приближенность к подлинным источникам – действенное средство для развития мотивированного интереса к истории родного края. Изучение археологических источников позволяет восстановить подлинную картину исторического развития Сибири. Соединение уже имеющихся теоретических знаний школьников с практическим применением позволяет включать их в систему познания осмысленно, а широкие возможности индивидуальной работы поддерживают в ребенке стремление к творчеству и дальнейшему самообразованию и саморазвитию.
Цель проекта – пробуждение и углубление интереса обучающихся к истории своей страны на примере родного края.
Основные задачи проекта:
- научить методам и приемам научного познания;
- создать условия для творческой самореализации через самостоятельное решение проблем научного характера;
- развитие устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношению к истории;
- развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности.
Срок работы над проектом – 1 учебный год. Проект рассчитан на 68 учебных часов. возраст обучающихся – 6-7 класс.
Условия реализации: занятия проводятся в учебном классе школы, залах Новосибирского государственного краеведческого музея. При отдельной договоренности желательно посещение археологических объектов.
Конечным результатом осуществления проекта должна стать мультимедийная презентация – «Древности Сибири». В ходе осуществления проекта уровень освоения школьниками знаний, умений и формирования компетенций педагог отслеживает на каждом этапе работы при выполнении отдельных, возложенных на каждого ребенка заданий. При подготовке описательной части проекта возможен тестовый контроль, отражающий уровень знаний школьников по рассматриваемой теме. На первом занятии обязательно проводится входной тестовый контроль.
Краткое описание этапов работы над проектом. На первом занятии педагог выясняет уровень знаний учащихся по древней истории Сибири, полученные результаты обсуждаются с участниками группы, выясняются слабые места, намечается программа корректировки уровня знаний. Обязательно необходимо обсудить с детьми какие цели ставит каждый из них при работе в проектной группе, какие виды работы ему ближе всего. После этого вырабатываются общие цели и задачи работы, определяются ее временные этапы и задачи каждого ребенка в отдельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян А. К. Пространственная структура позднеплейстоценовой фауны млекопитающих Северной Евразии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. № 2 (6). С. 2—19.
2. Балиховская Н.С., Козликин М.В., Шуньков М.В., Ульянов В.А., Фаустов С.С. Новые данные в палинологии уникального памятника палеолита Денисова пещера на Северо-Западе Алтая // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологии. 2017. Т. 122. Вып. 4. С. 46-60.
3. Вистингаузен В.К. К истории изучения алтайских пещер в первой половине ХХ века // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. 2013. № 1 (34). С. 146-149.
4. Деревянко А. П. Родословная человечества : теории и факты // Наука из первых рук. 2010. № 4 (34).
5. Деревянко А.П. Исследование палеолита Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. 2023. № 1. Т. 51.
6. Деревянко А. П., Кулик Н. А., Шуньков М. В. Геологические факторы развития палеолитических индустрий Северо-Западного Алтая // Итоги и перспективы геологического изучения Горного Алтая. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во. 2000. С. 143—147.
7. Деревянко А. П., Молодин В. И. Денисова пещера. Новосибирск, 1994. Ч. I. 262 с.
8. Деревянко А.П., Шуньков М.В., Агаджанян А.К., Барышников Г.Ф., Малаева Е.М., Ульянов В.А., Постнов А.В., Анойкин А.А. Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая. Условия обитания в окрестностях Денисовой пещеры. Новосибирск, 2003.
9. Деревянко О. А. Традиционная культура северных алтайцев в исследованиях В. И. Вербицкого (конец 50-х гг. XIX-1890 г.) // Вестник Ленингр. гос. ун-та. 1982. № 20. История яз., лит. Вып. 4. С. 102—105.
10. Кулик Н.А., Козликин Н.В., Шуньков М.В. Каменное сырье индустрий раннего среднего палеолита из Денисовой пещеры // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2022. Т. 28. С. 152-156.
11. Медникова М. Б. Концевая фаланга кисти Homo из слоя 12 Денисовой пещеры: опыт идентификации // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. № 2 (54). С. 146.
12. Шуньков М.В. Денисова пещера – все меняется, ничто не исчезает // Наука из первых рук. 2010. № 4 (34). С. 39-45.
13. Шуньков М.В., Агаджанян А.К. Палеогеография палеолита Денисовой пещеры // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 2. С. 2–19.
14. Шуньков М.В., Козликин М.Б. Древнейшие палеолитические комплексы Денисовой пещеры на Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2023. № 1. Т. 51.
15. Zavala E.I., Jacobs Z., Vernot B., Shunkov M.V., Kozlikin M.B., Derevianko A.P., Essel E., de Fillipo C., Nagel S., Richter J., Romagné F., Schmidt A., Li B., O’Gorman K., Slon V., Kelso J., Pääbo S., Roberts R.G., Meyer M. Pleistocene sediment DNA reveals hominin and faunal turnovers at Denisova Cave // Nature. 2021. Vol. 595. № 7867. P. 399–403.