Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. «Диагностика межличностных отношений в группе»
Диагностика межличностных отношений в группе проводилась с помощью методики «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)
Цель методики: исследовать представления субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
Описание методики: Опросник содержит 128 оценочных суждений, которые дают данные о межличностных отношениях по следующим шкалам: доминирование, дружелюбие, властный, независимый, агрессивный, недоверчивый, покорный, зависимый, сотрудничающий, великодушный. Оценка всех показателей производится по трём уровням: гармоничное поведение, акцентуация, выраженные трудности.
Инструкция: «Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее знаком «плюс» или напишите напротив нее «да». Если не соответствует – ничего не пишите. Одновременно или последовательно можно оценить предложенные характеристики с точки зрения «Я- в идеале» (каким хотите быть), а также того, как подходят эти характеристики какому-либо интересующему вас человеку – «мой партнер». Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте».
Задание 2. «Проект группового консультирования обучающихся»
Проблемная ситуация: наиболее важными проблемами для психологического сообщества в рамках образовательной среды являются вопросы формирования смысложизненных ориентаций современной молодёжи. Причиной этого является, что у молодых людей нет необходимого опыта осознанного планирования своего жизненного пути. «Смысложизненные ориентации» представляет собой целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Именно в старшем школьном возрасте происходит активное формирование смысложизненных ориентаций. На основе проанализированной проблемы, мы провели исследование учащихся 10 «а» класса в количестве 15 человек (6 юношей и 9 девушек). По проведенной нами диагностики по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева были получены следующие данные, которые представлены на рисунках 2 и 3.
Задание 3. «Подбор и проведение упражнений на снижение тревожности»
Перед подбором и проведением упражнений на снижение тревожности была проведена диагностика учащихся 7 «а» в количестве 15 человек (7 юношей и 8 девушек) по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» (Р. Филлипса). Данные представлены на рисунках 4 и 5.
Рисунок 5 - Результаты исследования показателей школьной тревожности по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» Р. Филлипса.
Примечание: ПСС - переживание социального стресса, ФПДЦ - фрустрация потребности в достижении успеха, СС - страх самовыражения, ССПЗ - страх ситуации проверки знаний, СНСОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих, НФСС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, ПСОУ - проблемы и страхи в отношениях с учителями.
По полученным данным можно сделать вывод о том, что у большинства молодых людей (7 человек) низкий уровень школьной тревожности. Это выражается в их умении конструктивно воспринимать стрессовые ситуации и противостоять им и т.п. При этом чуть у меньшего количества учащихся (5 человек) выявлен средний уровень тревожного состояния, что говорит о наличии у них сфер в процессе школьного обучения, которые беспокоят. А также есть молодые люди (3 человек), которые испытывают значительное напряжение, связанное со школьной средой. По дополнительным показателям школьной тревожности мы выявили, что основные затруднения связаны с переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Таким образом, у большинства подростков имеются достаточные навыки противостояния школьному стрессу, поэтому важным в данной ситуации является проведение профилактических упражнений.
Задание 4. «Разработка стенда, плаката/брошюры/листовки, направленного на психопрофилактику и психопросвещение»
В рамках Международного дня детского телефона доверия (17 мая) были разработаны листовки-брошюры для подростков и их родителей, целью которых является просвещение по проблеме важности усиления мер по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помощи им.
Задание 5. «Мониторинг ситуации в классном коллективе»
Для мониторинга ситуации в классном коллективе была выбрана методика «Тест для определения индекса групповой сплоченности» (К.Э. Сишор). Мониторинг проводился с учащимися 8 «а» класса в количестве 13 человек (5 юношей и 8 девушек). На основе проведенного исследования были получены следующие данные, которые представлены на рисунке 7.
Ориентируясь на представленные данные, можно сделать выводы о том, что у большинства молодых людей (6 человек) средний уровень групповой сплоченности. Это свидетельствует о их умении конструктивно взаимодействовать друг с другом, но также говорит о отсутствии прочности и устойчивости их межличностных отношений. При этом можно отменить, что у тоже значимого количества учащихся (3 человека) низкий уровень групповой сплоченности. То есть эти молодые люди испытывают затруднения с построением доверительных, комфортных взаимоотношений со своими одноклассниками, что негативно может сказаться как на их личность, так и на процесс обучения. Таким образом, полученные данные обуславливают применение программы, направленную на формирование групповой сплоченности.
Программа «Ситуация в классном коллективе»
Пояснительная записка: Особенности построения межличностного взаимодействия в школьные годы всегда являлось важной проблемой, особенно в подростковом возрасте. Взаимодействие со сверстниками является социальной ситуацией развития подростков, и представляет для них наибольшее значение. Именно групповая сплоченность в классном коллективе является важным условием создания благоприятной среды для успешного образовательного процесса и в целом развития личности молодых людей. Групповая сплоченность - это показатель единства, прочности и устойчивости межличностных отношений. Данный показатель зависит от каждого участника коллектива и предполагает сформированности следующих умений личности: учитывать мнение других и уважать их, быть ответственным за группу, за свои действия, поступки в ней, устанавливать взаимосвязь в групповых действиях, согласовывать распределенные и совмещенные функции, принимать цели группового взаимодействия, но не смешивать их со своими личными целями и т.п. Именно поэтому проведение профилактических занятий по развитию групповой сплоченности является важным моментом психолого-педагогической работы с подростками.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Матяш, Н.В. Проектная деятельность в системе работы педагога - психолога / Н.В. Матяш // Вестник БГУ. – 2010. – №1. – С. 153-157.
2. Нижегородова, Ю.Н. Типы межличностных отношений в группе подростков при различном социальном статусе / Ю.Н. Нижегородова // Огарёв-Online. – 2015. – №22 (63). – С. 9-13.
3. Политика, О.И. Возрастная динамика тревожности у школьников / О.И. Политика, Э.Р. Нагуманова, Н.В. Асафьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №61-3. – С. 357-362.
4. Поляничко, Е.Н. Метод активного социально- психологического обучения в глубинном познании психики / Е.Н. Поляничко // Гуманитарные науки. – 2013. – №1 (25). – С. 84-87.
5. Темербекова, А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников / А.А. Темербекова // ИТС. – 2005. – №4. – С. 67-71.