Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современном дошкольном образовании стоит перед актуальной задачей сохранения приоритетов развития дошкольного возраста. Цель дошкольного образования, рассмотренная в контексте современных документов, заключается в создании условий для гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития, а также сохранения физического и психического здоровья. Изменение акцента на социализацию приводит к изменению представления о результате дошкольного образования. В результате дошкольного образования ребенок должен освоить базовую культуру мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях, окружающих его и формирующих его познавательные и личностные способности.
Развитие умения читать и писать, различать цвета и формы, мыслить, видеть и чувствовать прекрасное, а также способность к сопереживанию чужим эмоциям и построению концепции мира и человека в нем - все это важные навыки, которые ФГОС ДО нацеливает на развитие у детей через творческие виды деятельности и сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
1 Понятие и сущность социализации дошкольника
Социализация - это понятие, широко используемое в современной психолого-педагогической науке, которое имеет междисциплинарный статус и поэтому неоднозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в процессе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик). Для современной системы образования гармонизация процессов социализации/индивидуализации ребенка является насущной задачей. Детская субкультура - один из действенных механизмов, обеспечивающих решение этой проблемы. С одной стороны, при приобщении к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие у ребенка навыков вхождения в детское общество, совместной деятельности с окружающими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. С другой стороны, познание мира сверстников и взрослых позволяет приобщиться к ценностям других, осознать их различия, предпочтения, интересы, скорректировать и сформировать собственную систему ценностей, то есть обеспечивается процесс индивидуализации.
2 Значимость детско-родительских отношений для социализации ребенка
Эмоциональная сфера - это сложное понятие, включающее не только настроение, но и устойчивые личностные образования, которые со временем становятся чертами характера ребенка. У малышей первые эмоции просты: радость, грусть, страх, гнев. Однако, по мере развития ребенка, они усложняются и становятся более разнообразными, такими как восторг, гордость, стыд, смущение и многие другие. Все люди эмоционально уязвимы, но у детей это делать намного сложнее, в отличие от взрослых, которые могут контролировать свои эмоции и не поддаваться порывам.
Эмоции у детей выражаются ярко и наглядно, проявляясь в их мимике, взгляде и жестах. Если ребенок огорчен или обижен, взрослые легко могут определить его эмоциональное состояние. Согласно теории А. Н. Леонтьева, эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, сообщая информацию о происходящих событиях (слово "эмоция" происходит от французского "Emoton" - волнение и латинского "Emoveo" - потрясаю, волную). Положительные эмоции связаны с удовлетворением желаний и потребностей, а отрицательные - с их неудовлетворением.
Человеку всегда приятно переживать положительные эмоции, которые определяются как ситуативные реакции приятные и желанные. Согласно Оксфордскому справочнику позитивной психологии, отрицательные эмоции, в свою очередь, определяются как неприятные или несчастные реакции на негативное событие. Но нужны ли они человеку, особенно если речь идет о ребенке? Да, они нужны, и это просто объяснить: негативные эмоции необходимы для того, чтобы проживать полноценную жизнь. Можно выделить два ключевых фактора:
Если не будет негативных факторов, то позитивные воздействия перестанут быть приятными. В случае, если отсутствуют негативные воздействия, мотивационная сфера будет страдать, поскольку не будет никакого стимула для улучшения. Ребенок ждет оценки своих поступков от взрослых, и если этой оценки не будет, то он перестанет стремиться к достижению цели. В свою очередь, социальная среда, в которой растет ребенок, будет влиять на его темперамент, который заложен еще в раннем детстве. Детская психика очень легкоуязвима, и современный темп жизни и эмоциональная неустойчивость создают дополнительную нагрузку на восприимчивую к воздействию внешнего мира личность ребенка, которая еще не сформировалась.
Семья, детский сад и школа - все это социальные институты, которые оказывают влияние на развитие ребенка. Каждый раз, попадая в новую среду, дети переживают бурю эмоций и перестраиваются под новые условия. Исследования Б. Х. Махортовой показали, что характер внутрисемейных отношений имеет непосредственное влияние на эмоциональные переживания детей. Если внутрисемейные отношения неудовлетворительны с психической точки зрения, то возникают зоны повышенной эмоциональной напряженности у детей.
В поисках единой цели, люди часто руководствуются общественными мотивами, которые считаются ключевыми при изменениях. Нравственные чувства и социальные эмоции начинают активно развиваться уже в дошкольном возрасте, а иерархия мотивов формируется и устанавливается в это время. Основной мотив выделяется и система подчиняется ему. Он стимулирует устойчивые переживания, включая не только ближайшие и сиюминутные, но и отдаленные результаты деятельности, ожидание событий и реакции окружающих на действия человека.
Для того чтобы стимулировать мотивацию ребенка, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и не требовать недостижимых результатов. Иначе мотивация будет работать в противоположном направлении. Развитие ребенка достигается через активное эмоциональное общение с окружающим миром и совместную деятельность, такую как игры со взрослыми и сверстниками. Однако, в современных условиях, когда все больше и больше детей увлекаются гаджетами и цифровыми технологиями, наблюдается отставание в развитии речи и проблемы с социализацией. Самые низкие показатели усвоения программ воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, относятся к разделу "Речевое развитие", что связано с этой тенденцией.
Социальная среда, в которой ребенок находится, оказывает важное влияние на его эмоциональную сферу. Внутрисемейные отношения и психологический климат в дошкольном учреждении играют свою роль. Воспитатель должен правильно организовать среду, чтобы ребенок мог развиваться полноценно и разносторонне в эмоциональном плане. Он должен ориентироваться на создание эмоционально развивающей среды, где предметные и межличностные отношения имеют равное значение. Взаимоотношения с воспитателем и сверстниками в процессе обучения и воспитания также включаются в эмоционально развивающую среду.
Успешное развитие детей дошкольного возраста зависит от множества факторов, включая эмоционально-личностные качества педагога, его профессиональную компетенцию и особенности взаимоотношений с детьми. Важный этап в этом процессе - период адаптации. В этот момент ребенку нужно чувствовать внимание взрослого, используемые им вербальные и невербальные методы общения и готовность помочь в трудных ситуациях. Успешное прохождение адаптационного периода положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает быть активным и заинтересованным в играх и образовательной деятельности. Поэтому необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы в будущем становиться доверительными окружающими.
Заключение
Каждый этап взросления и превращения ребенка во взрослую личность сопряжен со своими особенностями требуемого подхода в воспитании. По мере взросления ребенок все больше своего внимания уделяет горизонтальным связям-общению со сверстниками, выстраиванию коммуникации в детском саду или школе, постановке себя как участника коллектива со своим личным отношением к тем или иным вопросам. Несмотря на это, сложно переоценить вклад родителей в процесс социализации своих детей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки / ред.-сост. Т. В. Цветкова. – М.: Творческий центр Сфера, 2015. – 96 с.
2. Власевская, К. С. Технологии позитивной социализации дошкольников как условие реализации фгос / К. С. Власевская // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 1, № 8(20). – С. 377-381
3. Иванова, О. В. Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников / О. В. Иванова, С. А. Кваша, Е. Е. Коробова // Молодой ученый. – 2022. – № 7(402). – С. 167-169.
4. Иванова, Н. В. Социализация старших дошкольников посредством детской субкультуры / Н. В. Иванова, Е. Ю. Якупова, О. Е. Серова // Источник. – 2022. – № 2(114). – С. 40-42.
5. Мисюрина, Л. Е. Эффективная социализация дошкольников через технологию рефлексивного круга / Л. Е. Мисюрина // Молодой ученый. – 2021. – № 42(384). – С. 192-194.
6. Скорикова, И. С. Психолого-педагогические условия социализации личности дошкольника в процессе взаимодействия: ДОО-школа-семья / И. С. Скорикова, Л. А. Галкина // Вестник ВИЭПП. – 2022. – № 1. – С. 55-58