Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
1.Актуальность программы
Для успешного обучения ребёнка в школе, его нормальной социализации и социальной адаптации необходимо развитие у него определенных способностей. Ключевую роль в формировании полноценных и качественных межличностных отношений, устойчивой интеграции в социальную систему играет степень развитости коммуникативных навыков. От уровня выраженности коммуникативных способностей ребёнка в старшем дошкольном возрасте зависит его дальнейшее социальное положение. В связи с этим, остро стоит вопрос об организации педагогического процесса у детей, которые имеют коммуникативные трудности. К таким детям относятся дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития– наиболее распространённая психическая патология среди детей дошкольного возраста. Рассматривая вопрос развития ребёнка с ЗПР и развитие нормально развивающего ребёнка, видно, что данный процесс протекает в соответствии с одними и теми же закономерностями, но тем не менее принято выделять определённое своеобразие, которое обусловлено наличием дефекта. Наличие дефектов звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя и связной речи – присущи детям с ЗПР.
У детей с ЗПР с трудом закрепляются речевые формы и конструкции. Несмотря на то, что у детей данной категории имеется достаточный запас слов для построения речевых конструкций – это является недостаточным для удовлетворения потребности дошкольника в коммуникативной сфере. Наблюдаются значительные трудности в процессе установления межличностных отношений. Вследствие этого, можно сделать вывод о низкой речевой активности детей с ЗПР
В настоящее время особое значение уделяется проблеме взаимодействия людей посредством общения, то есть коммуникации. Причиной данной тенденции является значимость данного процесса в становлении личности. Формирование личности начинается с рождения. Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте в момент, когда ребёнок «впитывает в себя» социальные знания из общения с агентами первичной социализации. Влияние взрослых достаточно значимо для ребёнка в дошкольном возрасте. Данное влияние способствует усвоению моральных норм, формированию правильного поведения в коллективе, появлению самосознанию, самооценки, самоконтроля, развитию эмоционально-волевой и мотивационной сфер деятельности ребёнка. Процесс взросления ребёнка заставляет задуматься ему об активном включении его в жизнь социума. Вследствие этого отмечается факт необходимости общения с окружающими и их морально-нравственная оценка. Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). При нормальном развитии ребенка к старшему дошкольному возрасту доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь. В реалиях нашего времени большое значение уделяется проблеме развития речи дошкольников. Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении незначительна.
На данный момент дошкольники с ЗПР составляют обширную категорию среди детей с ОВЗ.
По данным Федеральной службы государственной статистики, количество детей, получающих инклюзивное образование в 2019-2020 годах – 170,5 тыс., что составляет 65% от общего числа детей с ОВЗ, обучающиеся в рамках инклюзивной программы.
Данный факт свидетельствует о необходимости рассмотрения способов эффективного обучения дошкольников с ЗПР.
Особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отражаются на их педагогическом процессе, что ставит перед образовательными учреждениями новые задачи по организации учебных занятий. Кроме того, ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к влиянию различных факторов внешней и внутренней среды, к речи окружающих людей, поэтому в данный возрастной период формируются базовые коммуникативные навыки.
Из вышесказанного следует, что актуальность темы обуславливается необходимостью рассмотрения эффективных способов обучения старших дошкольников с ЗПР, способствующие развитию коммуникативных навыков, которые способствуют успешному обучению в школе и включению в общество.
Эффективным способом развития коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР является игровая деятельность.
Коменский подчёркивал, что игра – серьёзная умственная деятельность, которая образует условие для формирования различных способностей ребенка. Воспитатель может использовать игровую деятельность для развития разных сторон познавательной сферы, в качестве обучения различным действами с предметами, способов и средств общения.
2.Методологическое обоснование программы
Данная программа ориентирована на детей 6-7 лет с ЗПР.
3.Цели и задачи программы
Цель программы: развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет ЗПР.
Задачи:
1. Привлекать внимание детей к другим детям и их различным проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
2. Способствовать проявлению инициативы детей в общении со сверстниками и формирование желания и готовности откликаться на их инициативу.
3. Развивать умения взаимодействовать при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
4. Учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, комплимент, контакт глаз и др.);
5. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, способности слушать партнера, договариваться с ним.
6. Формировать положительное отношение ребенка к себе и к другим детям.
4. Методы и формы работы
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она выступает одним из наиболее эффективных и доступных способов развития коммуникативных навыков у детей. Поэтому в основе программы лежит система игр по развитию коммуникативных навыков и формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
5. Необходимые ресурсы
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №4 разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 02.07.2021г;
- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021г. № 2.
Данная программа построена с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника.
Планирование данной рабочей программы составлено с учетом:
- образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А.Логиновой; - примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми ЗПР, под редакцией Л.В.Лопатиной; - программно-методического пособия Образовательная система «Школа 2100» (Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития), под редакцией Т.Г.Неретиной.
Представленная коррекционно-развивающая программа «Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР» предназначена для работы педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений с детьми 6-7 лет, имеющими речевые нарушения. Актуальность программы доказывается наличием у детей с ЗПР трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия (О.А. Слинько, Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева).
Значимость работы в данном направлении на современном этапе подчеркивается в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, согласно которому социально -коммуникативное развитие выступает одним из ведущих направлений развития и образования детей дошкольного возраста [5].
Структура и содержание программы разработаны в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога системы образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
1. Амирасланова Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности // Вестник науки. 2022. № 9 (54). С. 23-29.
2. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 36-44.
3. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
4. Денисова, М.С. Особенности коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / М.С. Денисова // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. - С. 99-103
5. Игнатьева, С.А. Диагностика уровня коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития / С.А. Игнатьева, О.Э. Марченко // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - Т. 1-1. - С. 46-52
6. Кузнецова Е.В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 393-395.
7. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лозован Любовь Ярославовна. - Москва, 2010. - 141 с.
8. Мазаева Л.Е. Использование театрализованной деятельности на основе народных сказок в развитии речи дошкольников // Образовательный потенциал. 2017. С. 15-18.
9. Маркарян И.А., Косачева А.А. Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11 (2). С. 174-176.
10. Маркина, М.Г. Коммуникативные умения как фактор психологической готовности к школе: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Маркова Мария Георгиевна. - Москва, 1992. - 156 с.
11. Мудрик, А.В. Социально-психологические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик. - Москва: МИГУ, 2016.-310 с.
12. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат дне... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мунирова Лейла Ринатовна. - Москва, 1992. - 17 с.
13. Насибуллина, А.Д. Ценностные ориентации подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования - сер. Педагогика и психология. - 2020 - №66 (4). - С. 181-184
14. Патохина Н.А., Абабшина Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2017. № 10. С. 167-178
15. Пирко С.Н. Особенности развития и формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 1 (65). С. 167-171.
16. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - М.: Учпедгиз, 2009. - 64 с.
17. Халдарова, Д.Ф. Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития / Д.Ф. Халдарова, А.А. Мясникова, В.А. Шамаева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4 (10). - С. 245-247