Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
1.Актуальность программы
Для успешного обучения ребёнка в школе, его нормальной социализации и социальной адаптации необходимо развитие у него определенных способностей. Ключевую роль в формировании полноценных и качественных межличностных отношений, устойчивой интеграции в социальную систему играет степень развитости коммуникативных навыков. От уровня выраженности коммуникативных способностей ребёнка в старшем дошкольном возрасте зависит его дальнейшее социальное положение. В связи с этим, остро стоит вопрос об организации педагогического процесса у детей, которые имеют коммуникативные трудности. К таким детям относятся дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития– наиболее распространённая психическая патология среди детей дошкольного возраста. Рассматривая вопрос развития ребёнка с ЗПР и развитие нормально развивающего ребёнка, видно, что данный процесс протекает в соответствии с одними и теми же закономерностями, но тем не менее принято выделять определённое своеобразие, которое обусловлено наличием дефекта. Наличие дефектов звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя и связной речи – присущи детям с ЗПР.
У детей с ЗПР с трудом закрепляются речевые формы и конструкции. Несмотря на то, что у детей данной категории имеется достаточный запас слов для построения речевых конструкций – это является недостаточным для удовлетворения потребности дошкольника в коммуникативной сфере. Наблюдаются значительные трудности в процессе установления межличностных отношений. Вследствие этого, можно сделать вывод о низкой речевой активности детей с ЗПР
В настоящее время особое значение уделяется проблеме взаимодействия людей посредством общения, то есть коммуникации. Причиной данной тенденции является значимость данного процесса в становлении личности. Формирование личности начинается с рождения. Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте в момент, когда ребёнок «впитывает в себя» социальные знания из общения с агентами первичной социализации. Влияние взрослых достаточно значимо для ребёнка в дошкольном возрасте. Данное влияние способствует усвоению моральных норм, формированию правильного поведения в коллективе, появлению самосознанию, самооценки, самоконтроля, развитию эмоционально-волевой и мотивационной сфер деятельности ребёнка. Процесс взросления ребёнка заставляет задуматься ему об активном включении его в жизнь социума. Вследствие этого отмечается факт необходимости общения с окружающими и их морально-нравственная оценка. Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). При нормальном развитии ребенка к старшему дошкольному возрасту доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь. В реалиях нашего времени большое значение уделяется проблеме развития речи дошкольников. Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении незначительна.
2.Методологическое обоснование программы
Данная программа ориентирована на детей 6-7 лет с ЗПР.
3.Цели и задачи программы
Цель программы: развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет ЗПР.
Задачи:
1. Привлекать внимание детей к другим детям и их различным проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
2. Способствовать проявлению инициативы детей в общении со сверстниками и формирование желания и готовности откликаться на их инициативу.
3. Развивать умения взаимодействовать при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
4. Учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, комплимент, контакт глаз и др.);
5. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, способности слушать партнера, договариваться с ним.
6. Формировать положительное отношение ребенка к себе и к другим детям.
4. Методы и формы работы
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она выступает одним из наиболее эффективных и доступных способов развития коммуникативных навыков у детей. Поэтому в основе программы лежит система игр по развитию коммуникативных навыков и формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
5. Необходимые ресурсы
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №4 разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 02.07.2021г;
- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021г. № 2.
Данная программа построена с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника.
Планирование данной рабочей программы составлено с учетом:
- образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А.Логиновой; - примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми ЗПР, под редакцией Л.В.Лопатиной; - программно-методического пособия Образовательная система «Школа 2100» (Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития), под редакцией Т.Г.Неретиной.
7. Структура программы
В программе выделено 7 этапов по 4-5 занятий в каждом.
Первый этап - «Общение без слов». Цель: побуждать детей к непосредственному общению без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Второй - «Внимание к другому». Цель: отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание на других (на их действия, внешность, мимику, голос, жесты и пр.)
Третий этап - «Согласованность действий». Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей.
Четвертый этап - «Общие переживания». Цель: дать детям возможность ощутить единение с другими, учить поддерживать друг друга.
8.Тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование
В основе программы лежит система игр по формированию доброжелательных отношений у дошкольников, предложенных Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Мы адаптировали данную систему для наших условий. Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Внутри каждого этапа используется определенная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. С целью создания положительного настроя, снижения психоэмоционального напряжения у детей использовались игры, упражнения, этюды К. Фопеля, Е.А Алябьевой, Е.К.Лютовой, Г.Б. Мониной и др.
10.Содержание занятий
11. Способы оценки результатов коррекционной работы
С целью выявления эффективности проведения занятий по программе с детьми была проведена первичная и итоговая диагностика. В ходе нее использовались следующие диагностические методики:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
1. Амирасланова Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности // Вестник науки. 2022. № 9 (54). С. 23-29.
2. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 36-44.
3. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
4. Денисова, М.С. Особенности коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / М.С. Денисова // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. - С. 99-103
5. Игнатьева, С.А. Диагностика уровня коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития / С.А. Игнатьева, О.Э. Марченко // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - Т. 1-1. - С. 46-52
6. Кузнецова Е.В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 393-395.
7. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лозован Любовь Ярославовна. - Москва, 2010. - 141 с.
8. Мазаева Л.Е. Использование театрализованной деятельности на основе народных сказок в развитии речи дошкольников // Образовательный потенциал. 2017. С. 15-18.
9. Маркарян И.А., Косачева А.А. Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11 (2). С. 174-176.
10. Маркина, М.Г. Коммуникативные умения как фактор психологической готовности к школе: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Маркова Мария Георгиевна. - Москва, 1992. - 156 с.
11. Мудрик, А.В. Социально-психологические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик. - Москва: МИГУ, 2016.-310 с.
12. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат дне... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мунирова Лейла Ринатовна. - Москва, 1992. - 17 с.
13. Насибуллина, А.Д. Ценностные ориентации подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования - сер. Педагогика и психология. - 2020 - №66 (4). - С. 181-184
14. Патохина Н.А., Абабшина Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2017. № 10. С. 167-178
15. Пирко С.Н. Особенности развития и формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 1 (65). С. 167-171.
16. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - М.: Учпедгиз, 2009. - 64 с.
17. Халдарова, Д.Ф. Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития / Д.Ф. Халдарова, А.А. Мясникова, В.А. Шамаева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4 (10). - С. 245-247