Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель ознакомительной практики закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных по группе изучаемых дисциплин, приобретение практических навыков для самостоятельной работы, развитие навыков их применения в решение конкретных вопросов в практической деятельности психолога. Практика предполагает введение студента в профессиональную среду и ознакомление с особенностями деятельности психолога в учреждениях различного профиля с целью формирования у студентов целостного представления о деятельности психолога, овладения и совершенствования навыков диагностики. и коррекционной работы студентов, овладения навыками работы с документацией психолога, проведения воспитательной работы с населением.
Основная часть
1. Познакомиться с профессиональными обязанностями практического психолога в организации.
Основными видами деятельности психолога являются:
- психологическое просвещение
- психологическая профилактика
- психологическое консультирование
- психологическая диагностика
- психологическая коррекция.
Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.
Он заботится о психическом здоровье каждого человека, участвует в создании среды для его психического развития. Он регулярно проводит стресс-тесты для контроля развития мозга, тренировок и образовательных программ. Выявляет людей, нуждающихся в психологической помощи, регистрирует и ведет их. Он проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обрабатывает результаты, готовит психологические решения и рекомендации. Ведет педагогическую работу среди детей, учащихся, родителей, педагогов. Участвует в семинарах для психологов. Ведет консультационную работу. Планирует и организует обучающие курсы и профессиональные консультации. Проводить психопрофилактическую работу, выявлять лиц, находящихся в зоне психологического риска.
2. Изучить нормативно-правовую базу профессиональной деятельности практического психолога в организации.
Регламентирующая нормативная база: перечень всех документов, которыми психолог учреждения руководствуется в своей деятельности.
1. Законодательные акты и подзаконные акты
2. СанПиНы
- Приказ Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и взрослых" (действителен с 01.01.2021 по 01.01.2027)
- Приказ Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 16 (ред. от 02 декабря 2020 г.) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования» содержание и организацию работы организаций образования и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Приказ Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности факторов окружающей среды для человека» (действует с 01.03.2021 по 01.03.2027)
3. Познакомиться и изучить содержание видов работы практического психолога в организации.
Психодиагностическая работа психолога является одним из наиболее сложных направлений и видов работы практического психолога, требующим специальной подготовки и формирования диагностических, прогностических и организаторских умений профессионального психолога. Психодиагностика может быть реализована как самостоятельный метод работы (психологическое обследование), а может быть включена в структуру психокоррекции и психоконсультации.
Психодиагностика предполагает исследование психики человека (или социально-психологических особенностей социальной группы) с помощью специальных методов с целью установления психологического диагноза.
Психиатрический диагноз — это описание индивидуально-психологических особенностей конкретного человека (или социально-психологических особенностей определенной социальной группы).
Применяются психологическое тестирование, методы психологической диагностики, т.е. методы психологического исследования. Характерной чертой методов психологической диагностики является измерительно-исследовательская направленность, обеспечивающая количественную и (или) качественную оценку изучаемого. Основными требованиями к психиатрической диагностике являются:
а) стандартизация оборудования, основанная на понятии нормальности;
б) надежность и валидность инструмента;
в) строгая регламентация экзаменационного процесса. Психиатрические диагностические методы описаны в трех основных направлениях.
методы диагностики, включая все виды методов диагностики:
1. «Объективный» метод - диагноз ставится на основании успешности (показателей) и метода (характеристик) работы. В основном это личностные тесты и тесты интеллекта, а также специальные тесты способностей и тесты достижений.
2. «Предметный» - диагностика проводится на основании данных, которые сообщает исследователь, для описания себя чертами личности, поведением в определенных ситуациях. Это типы вопросов.
3. Метод «Проект» - диагностика осуществляется на основе анализа характеристик взаимодействия с нейтральными, невидимыми факторами, которые в силу своей неопределенности становятся предметом догадок. Это разные формы личных исследований.
4. Проведение психодиагностики группы.
ПЕРЕЧЕНЬ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК
1. Проективная методика «Красивый рисунок».
2. Проективная методика «Рисунок семьи».
3. Проективная методика «Несуществующее животное».
4. Методика «Определение уровня саморегуляции».
5. Тест «Сказка».
1. Проективная методика «Красивый рисунок».
Тест «Красивый рисунок», как и другие графические техники, очень прост и легко выполняется детьми. Возрастные ограничения практически не ограничены.
При проведении теста не обязательно высказывать пояснения и уточнения самого задания-реплики. Вы усаживаете ребенка в удобное положение за стол, даете ему белый лист бумаги формата А4 (если он перевернется горизонтально, то не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов и даете инструкцию.
Инструкция «Нарисуй самую красивую картинку. Все, что хочешь." Можно рисовать разными карандашами.
Особенность этой методики в том, что нужно постараться расположить ребенка к выполнению. Внимательно наблюдайте, в каком порядке берутся карандаши, каким цветом ребенок работал вначале и каким заканчивал рисунок. Ведь во время рисования настроение может меняться. Чтобы не забыть - незаметно отметьте это чередование на листочке.
2. Проективная методика «Рисунок семьи».
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.
3. Проективная методика «Несуществующее животное».
Методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не стандартизирована. Методика используется при обследовании детей и взрослых как ориентировочная методика, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все знаки трактуются символически.
Предлагаем лист А4, средней толщины, простой карандаш, 6 цветных карандашей, ластик, точилку.
Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное, которого раньше не было ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх, и назови его несуществующим именем».
4. Методика «Определение уровня саморегуляции».
Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек:
|—||—|||—| и т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:
пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
правильно переноси их с одной строчки на другую;
не пиши на полях;
пиши не в каждой строчке, а через одну».
Время выполнения задания 5 минут.
Анализ проводится по следующим критериям:
5 баллов - ребенок видит работу целиком и сохраняет ее во всех разделах до конца урока; работает без перебоев, все время примерно с одной скоростью; если он делает ошибки, то сам их обнаруживает и исправляет; он не спешит сдать работу после сигнала, старается ее проверить, делает все возможное, чтобы работа была сделана правильно и аккуратно.
4 балла - в процессе работы учащийся делает много ошибок, но не замечает и стирает их; его не волнует качество работы, ее оформление, хотя есть желание получить хороший результат.
3 балла - ребенок видит только часть задания, но не может выполнить его полностью; постепенно (через 2-3 минуты) нарушается система знаков, допускаются ошибки, которых не замечают, не проявляют желания улучшить качество работы; равнодушие к результату работы.
2 балла - ребенок видит лишь малую часть работы, но быстро ее теряет и пишет штрихи и черточки в произвольном порядке; он не замечает и не исправляет ошибок, его не волнует качество работы.
1 балл - ребенок не видит задания и что-то пишет (или рисует) на странице или ничего не делает.
5. Тест «Сказка». Автор – Луиза Дюсс.
Цель: наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений.
Следует выбрать подходящий момент, следует прерывать повествование при проявлении беспокойства или излишней возбудимости, равнодушия, невнимательности.
Важно обратить внимание на тембр голоса ребенка, насколько быстро (медленно) он реагирует, дает ли поспешные ответы. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание на то, насколько его поведение во время теста отличается от нормального, повседневного поведения.
По мнению Дусса, такие нетипичные детские реакции и поведение, как просьбы прервать рассказ, попытки перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных концовок рассказам; поспешные и поспешные ответы, изменение тембра голоса, признаки возбуждения на лице (чрезмерное покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; появление стойкого желания опередить события или начать сказку сначала – все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.
5. Описать полученный опыт в рамках отчета.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать разнообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Для решения этой проблемы психологи-педагоги стали использовать в коррекционной работе творческие методы, в частности, арт-терапевтические технологии.
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих отличия и особенности, которые определяются как жанровой принадлежностью к тому или иному виду искусства, так и направлением, технологией психокоррекционного терапевтического применения.
Заключение
Я, ФИО в период с ……………... по …………………….. находилась на практике на базе………………………..
За время прохождения практики были выполнены следующие задания:
1. Познакомиться с профессиональными обязанностями практического психолога в организации.
2. Изучить нормативно-правовую базу профессиональной деятельности практического психолога в организации.
3. Познакомиться и изучить содержание видов работы практического психолога в организации.
4. Проведение психодиагностики группы.
5. Описать полученный опыт в рамках отчета.
Показать больше