Фрагмент для ознакомления
2
2. Доклад
Тема: Использование мнемотехники для обучения составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
На данный момент современные дети часто сталкиваются с трудностями в описании. Даже дети без речевых патологий не всегда способны полно и правильно составить рассказ-описание любимой игрушки, предмета или явления.
Прежде всего, трудности в составлении описательных текстов имеют дети с различными речевыми патологиями, в том числе, дети с общим недоразвитием речи. Использование только традиционных методик не даст положительного результата. Логопедическая работа будет более эффективной и окажет комплексное воздействие, если вы будете использовать в ней мнемотехнику.
Целью нашей работы является изучение использования мнемотехники для обучения составлению описательных текстов старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс обучения составлению описательных текстов с помощью мнемотехники.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что использование приемов мнемотехники будет способствовать развитию умения составлять описательных текст у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования, а также подобрать диагностический материал для изучения связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня;
2) Изучить состояния описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня;
3) Определить направления коррекционно-развивающей работы по обучению составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
4) Проанализировать результаты исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 15 с ноября 2022 года по март 2023 года.
В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них ОНР (III уровня речевого развития). В обследуемой группе 8 девочек (50%) и 8 мальчиков (50%).
Для реализации цели исследования была использована методика обследования связной речи В.П. Глухова, позволяющая определить особенности развития связной речи ребёнка с общим недоразвитием речи.
Исследование состояло из семи заданий:
Задание 1. Направлено на выявление способности ребенка по картинкам-действиям создавать законченные адекватные высказывания на уровне фразы.
В задании 6 изображений следующего содержания:
1) «Девочка читает книгу»;
2) «Девочка умывает лицо»;
3) «Бабушка пьет чай»;
4) «Мальчик пишет письмо»;
5) «Мальчик моет посуду»;
6) «Мама гладит рубашку».
Показывая картинку, исследователь просит ребенка рассказать, что нарисовано на изображении, по качеству ответа оценивается способность передавать в виде фразы правильной структуры смысловые предикативные отношения. В случае затруднения задается дополнительный наводящий вопрос типа: «Что делает девочка?». При анализе результатов у исследователя есть возможность оценить особенности выстроенной фразы: соответствие по смыслу, правильность грамматической формы, наличие и характер аграмматизма, наличие или отсутствие пауз и т.д.
Задание 2. Определяет способность ребенка к составлению законченной фразы, включающей логико-смысловые отношения между предметами.
Задача ребенка на данном этапе заключается, во-первых, в назывании предложенных трех картинок: «девочка», «корзинка», «лес», во-вторых, в составлении предложения, включающее эти три слова. В случае возникновения затруднения задается вопрос: «Что сделала девочка?», но, если после этого ребенок не включает в предложение все три слова (Девочка гуляла с корзинкой) исследователь акцентирует внимание на пропущенной картинке.
В результате можно оценить синтаксическую структуру, семантическую «наполненность», аграмматизмы, адекватность фразы, характер помощи, предложенной ребенку.
Задание 3. Направлено на определение способности ребенка к воспроизведению небольшого простого литературного текста. Исследователь зачитывает рассказ два раза, причем перед вторым прочтением дается установка на пересказ. Особое внимание при оценке качества пересказа уделяется полноте передачи содержания, наличие смысловых пропусков, связь между предложениями и частями текста и т.д.
Задание 4. Выявляет способность ребенка к составлению рассказа по серии сюжетных изображений Н. Радлова «Кошки и птички». Изображения заранее раскладываются в верной последовательности, затем исследователь вместе с ребенком разбирает предметное содержание каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей изображения. Наводящие вопросы и жестовые указания на картинку или конкретную деталь используются в случае затруднения в ответе ребенком. Важно обратить внимания на смысловое соответствие содержанию рассказа, изображенного на картинках, соблюдение логической связи между картинками.
Задание 5. Выявляет особенности связной монологической речи в процессе передачи своих жизненных впечатлений. Исследователь предлагает придумать рассказ на близкую для ребенка тему, связанную с повседневностью. Анализируя выполненное задание, можно отметить особенности фразовой речи, употребляемой без наглядной и текстовой опоры, информативность рассказа.
Задание 6. Направлено на выяснения умения ребенка составлять рассказ-описание. Исследователь предлагает рассмотреть графическое изображение предмета, в нашем случае, помидор, а затем описать увиденное, опираясь на вопросный план, озвученный взрослым. Вопросы В.П. Глухов предлагает следующие: «Что это за предмет?; Где растет?; Какой овощ на вкус?; Какой на ощупь?; Какой формы овощ?; Какого цвета овощ?; Что можно приготовить из овоща?». Если ребенок не в состоянии выполнить инструкцию, взрослый может привести пример описательного текста. Оценивая качество выполненного задания важно обратить внимание на точность и полноту описанных характеристик предмета, наличие или отсутствие логико-смысловой организации рассказа, последовательность в описание свойств.
Задание 7. Выявляет способность детей к решению поставленных взрослым речевых и творческих задач, кроме того умение ребенка сочинять продолжение рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал. Ребенку демонстрируется изображение с кульминационным моментом сюжетного действия рассказа, затем взрослый два раз озвучивает незаконченный фрагмент текста по картинке, после чего ребенку предлагается завершить рассказ. При анализе результатов важно обратить внимания на соответствие детского рассказа предложенному началу, логичность и последовательность событий, сюжетное решение, грамматическое оформление речи и выбранные языковые средства.
Результаты констатирующего эксперимента и анализ психолого-педагогической литературы обусловили выбор нами метода мнемотехники для развития речи старших дошкольников с ОНР. Для этого нами был организован формирующий эксперимент.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с ОНР (3 уровень речевого развития) могут пересказывать короткие, чаще всего, знакомые им тексты, способны составить рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по заданному началу, рассказ из личного опыта, но все вышеперечисленные задания даются детям данной категории с трудом. Дети недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Рассказы детей в основном состоят из простых предложений, они недостаточно развернуты, часто нарушена последовательность и логичность, отмечаются повторы, а так же недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Для чистоты исследования экспериментальная группа из констатирующей части нами была разделена на две подгруппы, которые были выделены.
Опираясь на результаты нашего исследования, мы можем сказать, что дети с ОНР в процессе работы над описательной речью нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт.
Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы: «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Грибы» и т.д. Наглядностью служат предметы, предметные картинки, игрушки. В своей работе использовали мнемотаблицы, которые помогают составить план развернутого описания предметов, что значительно сокращает время обучения детей рассказыванию.
По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета постепенно вводим в обучение новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
Для того чтобы дети самостоятельно умели выделять существенные признаки предметов проводим различные речевые игры и упражнения.
Навык описания предметов закрепляется в ходе выполнения продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования.
Если в начале обучения сюжет по серии картинок разворачивается за короткий промежуток времени, то позже предлагаются серии картинок, где действие требуют длительного времени.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в результате применения мнемотехники у 75% детей уровень и соответственно качество речи улучшилось, в то время как в подгруппе, в которой не проводили занятия с использование мнемотехники только у одного ребенка повысились результаты по сравнению с предыдущим обследованием.
Соответственно можно сделать выводы об эффективности применения выбранного нами средства для обучения составлению описательных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Мнемотехника может играть важную роль в обучении старших дошкольников с ОНР III уровня составлению описательных текстов, помогая им запоминать правила и принципы написания текстов, развивать словарный запас, воображение и творческие способности.
Текст и таблица оценивания к заданию №3 по методике обследования связной речи В.П. Глухова. Пересказ.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся.
Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби.
Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Текст и наглядный материал и таблица оценивания к заданию №7 по методике обследования связной речи В.П. Глухова. Незаконченный рассказ.
Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес.
Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг изза деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его...
Показать больше