Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Углубленная диагностика обучающихся
Для формирования представлений о родном крае через проектную деятельность у учащихся 7-х классов были отобраны методы, которые позволяют выделить 3 критерия патриотического воспитания школьников, это методы:
- "Мое отношение к малой Родине"
- "Я патриот"
- "Достопримечательности нашей Родины".
Методика «Мое отношение к малой Родине» [21] (автор: И.П. Савенкова).
Методика направлена на определение чувств и эмоций, проявляемых учащимися по отношению к их представлениям о родном крае.
Этот метод представлен в виде анкеты. Учащимся необходимо ответить на 10 вопросов. Все вопросы направлены на выявление сферы потребности в патриотической мотивации. Эти вопросы позволяют определить уровень привязанности учащегося к своей земле, а также выяснить, умеет ли он видеть красоту своей малой родины.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок, составляет 20 баллов. Баллы, набранные учащимся, суммируются, затем результат переводится в проценты, которые определяют уровень проявления патриотических чувств и мотивации детей: высокий, средний, низкий.
Диагностика не должна занимать более 15 минут. Данную методику можно диагностировать как индивидуально, так и коллективно со всеми учащимися класса. Поскольку представленные в методике вопросы не требуют однозначных ответов, рекомендуется проведение дополнительных исследований. Это сократит время, отведенное на рассмотрение.
Данную методику можно рекомендовать для использования в работе со школьниками для определения мотивационно-потребностного критерия.
Методика «Я патриот» [21] (автор: Савельева Н.В.)
Целью данной методики является выявление уровня владения учащимися практическими навыками использования знаний о родном крае, а также выявление проявления стремления к патриотической деятельности и выражение интереса учащихся к культуре и истории своей родной земли.
Методика представлена в виде анкеты закрытого типа. Анкета содержит 20 вопросов, одни из которых направлены на выявление мотивационно-потребностного критерия, другие - на проявление деятельностного критерия. Вопросы представлены в виде таблицы, против каждого вопроса дается 3 ответа: да, нет, не уверен.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок, равно 40. Подсчитываются баллы, полученные каждым учащимся. В зависимости от результатов диагностики учитель может скорректировать план патриотического воспитания класса.
Оценить это умение может педагог или психолог. Методика предполагает многократное наблюдение за всеми учащимися в классе. Каждому учащемуся выдается бланк с вопросами и ответами. Преподаватель должен контролировать процесс исследования и не позволять группе отвечать на вопросы или подвергаться давлению со стороны других учащихся. Время техники -
20 минут. Время также может варьироваться в зависимости от возраста учеников и темпа занятий.
Данную исследовательскую деятельность рекомендуется проводить для выявления критериев необходимости мотивации, а также для понимания практических навыков учащихся о своем регионе.
Анкета «Достопримечательности нашей Родины» [26]
Данная методика направлена на выявление уровня представлений о родном крае у учащихся.
Методика представлена в виде открытых вопросов. Каждому ученику дается лист с вопросами, дети записывают все ответы на листе.
Анкета состоит из 8 вопросов, требующих развернутого ответа. Вопросы направлены на выявление областей когнитивных потребностей и мотивации. С помощью данного исследования можно выяснить, знает ли школьник историю и места, которые он видит в своем крае, уважает ли он другие города и народы, гордится ли школьник своей родиной.
Уровень патриотической воспитанности школьников определялся по трехбалльной системе: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл. Ответы учащихся анализируются учителем, и по результатам выставляются оценки.
Тест займет около 20 минут и может варьироваться в зависимости от возраста и темпа учащихся.
В диагностике принимали участие 26 детей обучающихся в 7-ом классе.
Для определения уровня патриотического чувства у школьников изучались 3 критерия: когнитивный, деятельностный, мотивационно- потребностный.
Исследование мотивационно-потребностного критерия патриотического воспитания проводилось по методике «Мое отношение к малой Родине».
Цель данного метода: выявить выраженность чувств и эмоций школьников по поводу представления о родном крае, а также уровень мотивации к изучению своего края, его истории, культуры и традиций народа. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, — 20.
Подсчитываются результаты, и получается сумма баллов за ответы каждого участника теста, где определяется уровень патриотического воспитания детей по этому критерию. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики обучающихся 7 класса по методике «Мое отношение к малой Родине»
№ п/п Имя, фамилия Сумма баллов Уровень
1 Татьяна Б. 19 высокий
2 Артем М. 17 высокий
3 София С. 17 высокий
4 Иван Н. 16 высокий
5 Владимир Р. 15 средний
6 Дмитрий Ш. 14 средний
7 Роман О. 13 средний
8 Егор Ч. 13 средний
9 София А. 11 средний
10 Сергей К. 10 средний
11 Дмитрий Р. 10 средний
12 Виктория С. 10 средний
13 Семен Г. 9 средний
14 Елизавета К. 9 средний
15 Тимофей Н. 8 средний
16 Гордей Ф. 8 средний
17 Демид Д. 7 низкий
18 Вадим К. 7 низкий
19 Константин Р. 7 низкий
20 Елена Т. 7 низкий
21 Юлия Ш. 7 низкий
22 Динара Б. 6 низкий
23 Леонид Г. 6 низкий
24 Святослав П. 6 низкий
25 Кирилл С. 6 низкий
26 Иван У. 5 низкий
В результате диагностики выявлено, что 9 учащихся, 31 % учащихся класса, находятся на низком уровне мотивационных потребностей. Дети, находящиеся на низком уровне, демонстрируют гордость за родной край и любовь к своему городу. Участники ответили отрицательно на многие вопросы или не были уверены в ответе. Многие дети ответили на вопрос «Нравится ли вам красота и культура этого города?» дал отрицательный ответ, показав неспособность детей видеть красоту родного края. Остальные дети (Демид Д., Вадим К., Юлия Ш.) набрали баллы между низким и средним и близким к среднему. Эти дети чаще давали ответ «не уверен» и отрицательные ответы, что может свидетельствовать о том, что они еще не понимают своего отношения к родному краю.
На среднем уровне по мотивационным потребностям находится 13 учащихся, что составляет около 54 % учащихся класса. Эти дети проявляют любовь и привязанность к своему краю, проявляют непоколебимый интерес к родному краю. Ответы учащихся среднего уровня отличались от ответов учащихся низкого уровня тем, что на некоторые вопросы они отвечали утвердительно, но в их ответах преобладала фраза «не уверен». Например, Семен Г. и Дмитрий Р. ответили на вопрос «Хотели бы вы жить в своем городе вечно?» дал положительный ответ, но на вопрос "Есть ли у Вас любимые места в городе?" они ответили "не уверен".
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, С.В. Государственная система образования школьников: воспитание социальной работы, социально-правового творчества, изучение гуманитарного права / С.В. Абрамов - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
2. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. Давыдова - М.: Ирис - Пресс, 2002. - 224 с.
3. Агапова, И. А. Любим деревню!: классные часы и подвижные игры: 1-11 классы [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. в Москве
: ВАКО, 2018. -366 с.
4. Адаменко, С. - 2015. - Нет. 4. - С. 23
5. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование / Ю. Азаров - 2013. -
Нет. 6. - С.3 - 7
6. Андрунина, С. О воспитании патриотизма в детском оздоровительном лагере / С. Андрунина // Образование в России - 2017. - Нет. 5. - С. 16-21
7. Андрунина С. О формировании ценностного отношения к малой родине в детстве / А. Андрунина // Времена науки - 2015. -
Нет. 12 (24) - С. 37-44
8. Андрунина, С. Образ маленькой страны глазами учащегосяакадемического вуза
/ А. С. Андрюнина // Социальные исследования и преподавание - 2018. -С. 3. - С. 6-10
9. Антонов Ю.В. Как научить детей любить свою страну: Пособие для учителей и воспитателей / Ю. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербаков - М.: АРКТИ, 2003. - 168 с.
10. Асмолов, А. Г. Процессуальная работа в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2017. - Нет. 4. -С. 18-22
11. Барбанова, Н. А. Социальная значимость игровых технологий в туристской деятельности / Н. А. Барбанова // Социальные технологии и исследования. - 2013. - Нет. 2. - С. 83-87
12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников Текст. / Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - Нет. 8. - С. 17
13. Жданова, Н. М. Патриотическое воспитание. – 2015. – №1. 2. - С. 20-23
14. Запорожец, Е. В. Гражданское воспитание и патриотизм школьников через школьный музей / Е. В. Запорожец. Н.П. Шишляников // Новая наука - 2016. - Нет. 6. - С. 204-206.
15. Васькина Н.А. Патриотическое воспитание школьников в традициях народного воспитания / Н.А. Ивашкин - Автореф Д., Др. Платная наука: 09.00.01; Московский Государственный Платный ун-т, - Москва 2008
16. Ильина К.П. Применение технологии комплексного проектирования.
«Учитель-ученик» в патриотическом воспитании учащихся / К. Ильина // Контроль и инновации в школе - 2015. - Нет. 2. - С. 11-13
17. Макарчук Ю.В. В. Использование музейных методов обучения в патриотическом воспитании школьников / Ю.В. В. Маккарти, М. Мальчевская // Вестник ЧГПУ - 2012. - Нет. 9. - С. 74-87
18. Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования / Ю. В. Макарук // Научная дискуссия. - 2017. - Нет. 1. - С. 280-291.
19. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов – М.: Академия, 2002. – 272 с.
20. Манина, Л. И. Диагностика патриотического воспитания школьников: постановка задач / Л. И. Манина // Вестник ТГУ. - 2008. - Нет. 7(63) - С. 285-288
21. Маслова, Т. М. Патриотическое воспитание школьников в условиях частного сектора начального образования: Автореф. д. д. дисс., к.т.н. Пед наук: 13.00.01 / Т. М. Маслова
- Харьков, 2007. - 24 с.
22. Маханева М.Д. Воспитание нравственности и патриотизма у детей раннего возраста - / М.Д. Маханев - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с.
23. Мономах, В. Воспитание детей [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc.histrf.ru/10-16/pouchenie-vladimira-monomakha/ (дата обращения: 07.04.2020)
24. Нагорняк, А. V. Содержательная характеристика - организация патриотического воспитания молодежи в современных условиях / А. В. Нагорняк // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - Нет. 3(31) - С. 99-102
25. Сухомлинский, В. Текст научной работы на тему «Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта села» Школа / В.А. Сухомлинский - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.