Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что социальная роль женщины во многих аспектах воспринимается через призму ее привлекательности, а именно соответствия ее стандартам красоты, принятым в определенной культуре. Если раньше мы могли увидеть это только в журналах и по телевизору, то в настоящее время, в эпоху медиапространства и интернета, идеальные женщины, навязанные медиапространством повсюду.
Из сферы данного контроля не в состоянии выйти ни один социальный слой, и составляющие его индивиды женского пола, так или иначе, вынуждены соответствовать тем представлениям, которые с недавнего времени распространились в обществе.
Красота представляет собой обусловленные культурой конструкты, которые существуют вне индивидуальных представлений о женской красоте. Иными словами, то, что проецирует общество и медиапространство, закладывает женщинам определенные представления о красоте, которым они неосознанно, потребляя, соответствуют.
Акцент на телесной красоте способствует масштабной эскалации визуальных образов женской стандартизированной красоты, происходит проблематизация жизни через внешность: какой бы красивой не родилась женщина, она вынуждена на протяжении всей жизни соответствовать этим критериям, более, чем развивать свои интеллектуальные способности, нравственные и ценностные ориентации.Под влиянием медиапространства в новом образе стали преобладать черты коммерциализации женской красоты, ее репрезентации в качестве некого товара, который является предметом купли-продажи, все это непосредственно влияет на самооценку женщин.
Ключевые понятия:социальная роль женщины, самооценка женщин, медиапространство, социальные сети, взаимосвязи, образы женственности.
Цель исследования:выявление взаимосвязей влияния современных стандартов красоты на самооценку и формирование образа физического Я.
Задачи:
1. Определение понятия женственности как социокультурного конструкта.
2. Изучение исторического контекста в становлении красоты женщин.
3. Изучить влияние социально-культурных стереотипов на формирование представлений о женственности и практики красоты.
Гипотеза исследования:
Теоретическая:
1. Представление о красоте связано с самооценкой.
2. Самооценка напрямую связана с представлением о красоте.
3. Самооценка может быть скорректирована посредством изменения представления о красоте.
Методологическая основа:
В своем исследовании мы опирались на принципы взаимодействия и развития, принцип системности и принцип детерминизма.
Основой исследования явились концептуальные положения психологии дискурса - анализ социальной сети Instagram.
- Метод культурологического анализа позволил рассмотреть феномен женской красоты в контексте культуры.
- Методполу-структурированного интервью. Его применение обусловлено необходимостью исследования влияния массовой культуры (социальные сети, СМИ), индустрии красоты и других социокультурных факторов на конструирование женственности и женской красоты.
Объект исследования:самооценка женщин и их образ физического Я.
Предмет исследования:Взаимосвязь представлений о красоте и самооценки женщин в медиапространстве.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Анализ социальной сети Instagram.
3. Опросник Оценка качества жизни по образу тела (Body Image Quality of Life Inventory, BIQLI) позволяет оценивать образ тела человека и его влияние (позитивное либо негативное) на качество жизни. (Т.Кэш).
4. Опросник Мнение о собственной внешности (AppearanceSchemaInventoryRevised, ASI-R) применяется для оценки влияния внешних факторов на формирование самооценки, а также исследования механизмов мотивации к изменению своего облика.
5. Методполу-структурированного интервью.
Научная новизна
Глава 1. Категория красоты и ее роль в конструировании женственности
1.1.Понятие женственности как социокультурный конструкт
В связи с изменением культурных, социальных, политических, правовых и морально-этических ориентиров современной высокодинамичной социокультурной ситуации существенно меняется понимание многих, на первый взгляд, архетипических номинаций с понятием женственности.
Многие реформы, проводимые в России, затрагивают интересы женщин во многих сферах Женщины, которые в первую очередь ответственны за выживание и адаптацию. Женщинам во многих случаях было отказано в работе на основании их образования и квалификации. Один из ведущих отечественных культуристов и энциклопедистов ХХ века Ю. Лотман подметил, «женщина завоевала себе право на биографию» [10, с.48]. Особенно это очевидно в последние десятилетия.
Особенно это проявилось в последние десятилетия, теперь это можно было бы считать признанием того, что различия, основанные на поле, не установлены и не определены природой, они переносятся личностью, изменяются и становятся культурно-социальной структурой наряду с культурой в процессе социализации. Учитывая различия социальных ролей, существующие в разных обществах по половому признаку, антропологи, этнографы, историки, социологи утверждают, что биологический пол не может быть основным объяснением каких-либо социальных различий (Дж. Батлер, М. Мид, Г. Плюс, П. Бергер, Т. Лукман и др.), хотя игнорировать этот фактор было бы неправильно. Социальная модель женщины и/или мужчины, женственности и/или мужественности создается (конструируется) обществом путем определения их статуса, ролей и его институтов. Женственность, как и мужественность, — не биологический факт, а культурно-специфическое убеждение человека, так или иначе организующее его социальную практику.
Обращаясь к истории можно обнаружить множество высказываний представителей «сильного пола» о «мужественной женственности», начиная с хрестоматийной фразы Н.А. Некрасова говорила о способности укрощать самых неуправляемых животных.
После ознакомления с работой известной советской летчицы М. Расковой командир отряда сказала: «В нашей стране женщины могут стать летчиками не меньше, чем мужчины». «Лучшие мужчины — это женщины», — говорил поэт Евтушенко, не имея в виду никакой женской сферы, в которой чувствует себя женщина.
Является ли подобное проявление мужской женственности закономерностью или чертой времени, влияющей на самовыражение ролевиков? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. На реализацию женской саморепрезентации и саморасширения, определенных атрибутов женственности влияет множество факторов, среди которых большое значение имеет социальное конструирование. Конструирование через различные институциональные каналы: семья, религия, раса, этническая принадлежность, политика,
государство, искусство и др.
Достаточно эффективна в современной науке теория социального конструирования, основным положением которой является человек в процессе социализации, длящейся на протяжении всей его жизни, подражающей и воспроизводящей социально конструируемые образцы поведения, воспроизводства, оценки. Эта концепция была развита американскими социологами П. Бергером и Т. Лукманом в их работе «Социально сконструированный реализм». Основная предпосылка теории социального конструирования реальности (и социального конструирования гендера как ее варианта) состоит в том, что индивиды усваивают культурные образцы в процессе социализации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания - М., 1995.
2. Литературное поле Бурдье Новое литературное обозрение - 2000. - № 45.
3. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981 г.
4. Горычева т ведьмы в космосе // Мария (Журнал Российского независимого религиозного клуба «Мария») — Лингер-Франкфурт-на-Майне, 1981. — № 1.
5. Зеребкина И. Пол 90, или фаллос отсутствует - Сент-Питерс, 2003 г.
6. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера и гендерной системы в России // Материалы Первой Российской летней школы по женщинам и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96» / МЦГИ. - М., 1997.
7. Иваницкий В. Русские женщины в эпоху «Домостро» / В. Иваницкий. Социальные науки и современность - 1995. - №3
8. Воспоминания Эмендерфер Надежды Мандельштам «литературной вдовы» о ее «творчестве» как профессии и служении // Женская речь в литературном процессе России конца ХХ века. Женская информационная сеть http://www/womnet. en
9. Краткая энциклопедия философии - М., 1994.
10. Лотман Ю. Беседы о русской культуре: жизнь и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.). - СПб., 1994.
11. Лоусон Т., Гаррод Д. Социология. А - Я : словарь-справочник / На английском языке К. Ткаченко - М., 2000.
12. Менегетти А. Женщины третьего тысячелетия - М., 2002 г.
13. Средний М. Культура и мир детства - М., 1988 г.
14. Розанов В. Рядом с «русской идеей». - М., 1990 г.
15. Фадычева М.А. Стили в искусстве Конспект лекции ИПК УрГУ для студентов - Екатеринбург, 1994 г.
16. Паркер М. Семь возрастов женщины Возрастные особенности женской физиологии и психологии / На английском - М.: Иксмо, 2015. - 528с ISBN: 5-04-002486-X
17. Петрова О.О. Возрастная психология Ростов Н./Д: Феникс, 2014. - 224 с. ISBN: 5-222-05224-9. Психология развития человека / Ред. Б.С. Волкова, Н. Волкова М.: Академический проект, 2014. - 460с ISBN: 5-8291-0395-8
18. Сапогова Е. Психология развития человека М.: Аспект Пресс, 2015. 460 с. ISBN 5-7567-0154-0 Сорокумова Е. Психология развития СПб: Питер, 2014. - 208с ISBN: 5-469-00943-2
19. Foley D, Necas E. Энциклопедия женского здоровья. / Перевод с английского - М.: Крона-Пресс, 2015. - 228с.
20. Холлис де Пас посреди дороги: кризис среднего возраста / с пер англ. - М.: Когито-Центр, 2013. - 140с ISBN 978-5-89353-182-4
21. Хухлава О.В. Психология развития Юность, зрелость, старость М.: Академия, 2015. - 208с ISBN: 5-7695-2635-1
22. Холл К., Линдси Г. Теория личности. | / Перевод с английского - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2014. - 592 с.
23. Шеппелл В. Изображение: Секреты личного характера М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 168с.