Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью учебной ознакомительной практики является формирование общих и профессиональных компетенций и приобретение практического опыта.
Задачи практики:
- формирование навыков профессиональной деятельности;
- целенаправленное совершенствование профессионального мастерства;
- укрепление связи теоретических знаний с современными социально-культурными процессами.
В рамках прохождения практики нами были проанализированы два выпуска журнала «Библиосфера» за 2022 год № 3 и № 4.
Рассматриваемый журнал был учрежден в 2004 г. Инициатором его издания и учредителем стала Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (СО РАН). Это самая большая научно-техническая библиотека за Уралом.
На страницах журнала находят отражение вопросы библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиотечной информатики, смежных наук наукометрии. Публикуются научные статьи, обзоры и дискуссии, рецензии. Издание входит в перечень ВАК. Основную массу журнальных публикаций составляют результаты прикладных и научных исследований, передового опыта в профильных областях, а также результаты исследований, проведенных при помощи наукомерических и библиометрических методов.
Начиная с 2005 г. все выпуски журнала находятся на открытом хранении, следовательно, у всех желающих есть возможность ознакомиться с его материалами на сайте журнала, в eLIBRARY.RU и Киберленинке. Реферативная информация о каждой публикации журнала представлена в БД ВИНИТИ «Информатика».
Основными рубриками журнала являются: «Мир библиотек», «Книжная культура», «Наука в цифрах», «Методология НИР», «Библиотечная библиография», «Дискуссии», «Обзоры», «Обмен опытом», «Рецензии», «Книжные памятники», «Научный архив», «Юридическая консультация», «Информация», «Персоналии», «Юбилей», «Вышли в свет».
Журнал поддерживает тесную связь с ведущими высшими учебными заведениями, в том числе Санкт-Петербургским институтом культуры. Именно это и позволило редакционной коллегии создать рубрику «Методология НИР». В результате на страницах журнала стали публиковаться материалы, отображающие новые методы научных исследований, проблемы методологической базы диссертационных работ.
Несмотря на то, что журнал издается Сибирским отделением РАН, в нем публикуют свои исследования ученые и специалисты из многих регионов России и зарубежных стран.
Официальный сайт журнала существует с 2019 г. Помимо официальной и контактной информации, на сайте журнала размещаются материалы к опубликованным статьям, которые содержат развернутые исходные исследовательские данные, не вошедшие в основные тексты статей.
Основной объем журнала занимают научные статьи, сообщения и результаты фундаментальных исследований, характеризующих различные вопросы деятельности библиотек, развития электронных информационных потоков, передовой опыт деятельности библиотек и информационных центров. Помимо этого, значимое внимание уделяется вопросам подготовки кадров, главным образом по специальности «библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Акцентируется внимание читателей на готовящихся к публикации или недавно вышедших монографиях, учебниках и учебных пособиях в библиотечной или книгоиздательской сфере. Даются краткие характеристики региональных и общероссийских конференций и конгрессов в профессиональной сфере.
1. Анализ журнала «Библиосфера». – 2022. - № 3
Третий номер журнала «Библиосфера» за 2022 г. открывается рубрикой «Дискуссия», в которой опубликована статья д.и.н., профессора, заведующего кафедрой медиалогии и литературы Д.А. Эльяшева и к.пед.наук, доцента той же кафедра В.А. Мутьева «Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки» . Статья представляет собой анализ изучения магистреских программ по специальности «библиотечно-информационная деятельность».
Данная статья не случайно опубликована в рубрике «Дискуссия», поскольку проблемы, поднимаемые в ней, обсуждаются в библиотечном сообществе, начиная с 2014 г., то затихая, то вновь активизируясь. Речь идет об анализе магистерской программы «Библиотечно-информационная деятельность» и анализе учебных планов институтов культуры, реализующих рассматриваемую программу. Авторы приходят к выводу, что за прошедшие 8 лет после публикации работы А.В. Соколова и Ю.Н. Столярова «Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России» , анализируемая магистерская программа не устоялась, до сих пор не разработаны ее общая концепция, цели и задачи. Авторы подчеркивают, что на сегодняшний день рассматриваемая магистерская программа реализуется в 15 высших учебных заведениях, учебные планы которых были ими проанализированы.
Анализируя учебные планы подготовки бакалавров и магистров по специальности «библиотечно-информационная деятельность», авторы констатируют, что большинство вузов ограничивается изучением дисциплины «Организация и методика библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований». В 9 учебных заведениях магистранты изучают «Теорию и методологию книговедения», при этом только в учебные планы 4 вузов включены читателеведческие дисциплины, как-то «Социология чтения», «Социально-психологические проблемы чтения», «Организация и методика исследований в социально-культурной сфере», «Теория и методология библиографоведения книговедения» и т.п. На основании этого Д.А. Эльяшев м В.А. Мутьев делают вывод, что преобладающее большинство вузов готовят прикладных специалистов в области библиотековедения, совершенно упуская из поля зрения необходимость формирования у них книговедческих компетенций. Для них становится очевидным, что профессиональные книговеды – это «побочный продукт современной российской магистратуры» . Основной причиной такого перекоса в реализации учебной программы по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» они видят отсутствие учебно-методического обеспечения и кадровый голод. В частности, на основании анализа публикаторской активности преподавателей книговедческих дисциплин петербургские ученые пришли к выводу, что для большинства из них книговедение не является профильной научной дисциплиной и их научные исследования посвящены иным вопросам. Что касается учебно-методического комплекса, то его просто не существует. Обращают они внимание и еще на одну сущностную проблему – «на сегодняшний день сформулировать содержание дисциплины, посвященной теоретико-методологическим основам книговедения таким образом, чтобы формулировка эта была безоговорочно принята всеми специалистами, очень сложно, практически невозможно» . Далее авторы статьи дают подробный анализ имеющейся на сегодняшний день учебно-методической литературы и некоторых монографических изданий, по анализируемому курсу. Данный анализ абсолютно подтверждает предварительный вывод.
Приступая к формированию схемы идеального с их точки зрения учебника по книговедению, авторы подчеркивают, что «теоретическое
книговедение, исследующее отдельные закономерности развития культуры как информационно-коммуникативной системы – это составная часть того фундамента, на котором строится все последующее профессиональное образование магистрантов» . Структура нового учебника видится Д.А. Эльяшеву и В.А. Мутьеву следующим образом: 1. Основательный историографический обзор (отдельная глава, а лучше раздел); 2. Книговедение как наука; 3. Теория и методология книговедения, в том числе книговедческое изучение проблем авторства, социальное значение письма и текста, феномен текста, функции книги; 4. Проблемы чтения; 5. О методологии и методах книговедения; 6. Междисциплинарные связи; 7. Характеристика целей, задач и методов истории изучения книги.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альшевская О.Н. Историография книгораспространения в Сибирско-Дальневосточном регионе (советский, постсовесткий периоды) // Библиосфера. – 2022. - № 3. – С. 17-31.
2. Артемьева Е.Б., Сарыглар Ч.В. Сохранение культурного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока в электронных коллекциях республиканских национальных библиотек // Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 47– 55.
3. Безпалова А.В. Книги религиозного содержания в реконструируемом фонде библиотеки Оренбургской духовной семинарии // Библиосфера. - 2022. - No 3. - С. 66– 74.
4. Боброва Е.И. Программное и техническое обеспечение проекта «Библиотека нового поколения творческого вуза» в Кемеровском государственном институте культуры // Библиосфера. 2022. No 3. С. 49–56.
5. Бусыгина Т.В., Юкляевская А.В. Наукометрический анализ литературы по теме «научные социальные сети» // Библиосфера. - 2022. - No 3. - С. 101–122.
6. Герасименко А.Ю. Проблемы и перспективы мобильных технологий в цифровом пространстве научных знаний в библиотеках // Библиосфера. - 2022. - No 4.- С. 56–64.
7. Горбат О.П. Состояние и особенности медиакультуры современной молодежи // Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 72–80.
8. Драгайкина Т.А. Редкие и ценные экземпляры из библиотеки Н.В. Устюгова в отделе редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН // Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 12– 20.
9. Клюяшкина И.Н., Богданова И.А. Социологическое исследование новой модели повышения квалификации библиотечно- информационных специалистов Самарской области // Библиосфера. - 2022. - № 3. - С. 41–48.
10. Козлов С. В. Эго-документы в структуре исторической памяти // Библиосфера. -2022. - No 4. - С. 5 –11.
11. Курмышева Л.К., Плешакова М.А., Калюжная Т.А. Читатель и библиотека в контексте коммуникации науки и общества // Библиосфера. – 2022. - № 3. – С. 32-40.
12. Куулар М.Ч. Функции монографии как документа в системе научных коммуникаций // Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 37–45.
13. Лизунова И.В., Пшеничная Е.В. Владельцы русских личных книжных собраний Туркестанского края // Библиосфера. – 2022. - № 3. – С. 75-82.
14. Мангилев П.И., Полетаева Е.А. Коллекция рукописных и старопечатных книг XVI-XX вв. и редких изданий библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Библиосфера. – 2022. - № 3. – С. 57-65.
15. Метельков А.С., Степанов Е. Инновационный потенциал книжной индустрии региона: подходы, проблемы, перспективы // Библиосфера. - 2022. - No 4.- С. 29–36.
16. Моковая Т.Н. Направления развития библиографических электронных ресурсов современного вуза культуры // Библиосфера. – 2022. - № 4. – С. 97-108.
17. Павлова А.С., Горбич Л.Г. Справочник внешних электронных ресурсов открытого доступа по тематике исследований УрО РАН // Библиосфера. - 2022. - No 4.- С. 65–71.
18. Ринчинов О.С., Дашиева С.Б. Трактат «“Ханская сокровищница” – о способах лечения» как источник сведений об адаптации медицинских измерений в монгольской традиционной медицине// Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 21–28.
19. Рукша Г.Л., Шереметова И.А. Досуговая деятельность как драйвер развития библиотек в современных условиях // Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 81– 89.
20. Соколов А.В., Столяров Ю.Н. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России // Научные и технические библиотеки. – 2014. – С. 5-28.
21. Стефановская Н.А. Культурно-просветительская миссия библиотеки университета: проектный подход // Библиосфера. - 2022. - No 4. - С. 90–95.
22. Терехов А.И. Анализ информационных ресурсов, отражающих развитие арктических исследований // Библиосфера. - 2022. - No 3. - С. 92–100.
23. Цветков Д. В. Конфуцианские идеи и русская культура XVIII в. на примере «Описания жизни Конфуция, китайских философов начальника» // Библиосфера. - 2022. - No 3. - С. 83–91.
24. Чеснялис П.А. Научные библиотеки и открытые образовательные ресурсы: некоторые зарубежные тенденции // Библиосфера.- 2022. - No 4. - С. 109–116.
25. Эльяшев Д.А., Мутьев В.А. Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки // Библиосфера. – 2022. - № 3. – С. 5-16.