Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель производственной практики: получение навыков педагогической работы в образовательной организации по профилю профессиональной деятельности и приобретение опыта педагогической работы учителя начальных классов с последующей подготовкой отчёта.
Задачи производственной практики:
1. Знакомство с базой практики, документацией, изучение функций деятельности педагога.
2. Знакомство с основными задачами в конкретной сфере педагогической деятельности.
3. Углубление и систематизация полученных теоретических знаний.
4. Формирование основ управления педагогической деятельностью учителя.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для методического обеспечения образовательного процесса.
6. Знакомство с конкретными видами профессиональной деятельности специалиста на базе практики.
Тема 1. Знакомство с базой практики, системой организации методической работы в образовательном учреждении
Организационно-правовая форма: муниципальное образовательное учреждение.
Система управления в школе: Единоличным исполнительным органом является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации действуют следующие коллегиальные органы управления: Общее собрание работников; Совет управляющей организации; Педагогический совет. В школе действует управляющий совет, в который входит администрация, учителя, родители, обучающиеся, также педагогический совет, на котором обсуждаются и принимаются локальные и нормативные документы.
Службы школы (валеологическая, научно-методическая, психологическая): В целях осуществления методического сопровождения образовательного процесса, работает методический совет, в который входит зам.директора и руководители школьных методических объединений. Также действует служба сопровождения, в которую входят психологи, логопеды, дефектологи и социальный педагог.
На уровне начального общего и основного общего образования реализуются основные образовательные программы в соответствии с ФГОС нового поколения. Для учащихся 8-х классов организуются профессиональные пробы различной направленности.
Деятельность классного руководителя
Тема 2. Основные направления методической работы начальной школы
В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний специалистов. Под методическим обеспечением понимают использование необходимой информации, связанной с нормативным обеспечением образовательного процесса и с наличием соответствующих УМК.
Содержание методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и процесс формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Занимается методической работой педагог или коллектив педагогов.
Целью методической работы школы является обслуживание практики обучения.
Документация методической службы достаточно обширная. Вот несколько примеров документации школы:
-Положение о методическом объединении;
-банк данных об учителях методической службы (МС);
-задачи МС на текущий учебный год;
-план работы МС на текущий учебный год;
-план-сетка работы МС на каждый месяц;
-график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями;
-рабочие программы по предметам, курсам внеурочной деятельности, факультативам, воспитательной работы и др.;
-информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету;
-результаты внутришкольного контроля, информационные и аналитические справки, диагностики различной направленности;
-протоколы заседаний МО.
Тема 3. Требования к оформлению и содержанию учебно-методической документации
Структура ФГОС:
• к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Под рабочей программой понимают нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме. Именно рабочая программа предназначена для реализации требований ФГОС НОО к условиям и результату образования детей. Рабочие программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО. Методическая служба школы отвечает за разработку каждой отдельно взятой рабочей программы учителя. Переутверждение РП осуществляется ежегодно. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции самой школы и реализуется школой. Рабочие программы составляются учителем на соответствующую ступень обучения. Рабочая программа учителя начальных классов разрабатывается на 4 года.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает РП на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия и кружки. РП учителя является основой для создания им календарно-тематического планирования по каждому предмету. Каждая РП проходит соответствующую ежегодную экспертизу. Экспертиза РП проводится с привлечением руководителей методических объединений школы и членов методического совета. При несоответствии РП установленным требованиям, экспертный совет накладывает резолюцию о необходимости доработки РП с указанием конкретного срока. Особое внимание в РП необходимо обратить на планируемые результаты изучения учебного предмета. Все требования разрабатываются на основе ФГОС НОО и всё это отражено в группах личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов. Требования к уровню подготовки детей по данной программе конкретизируются для каждого класса и дифференцированы по заявленным уровням. Требования к подготовке младших школьников по предмету прописаны в РП учителя и в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС НОО и примерной учебной программой по предмету. Содержание учебного предмета – это структурный элемент рабочей программы, который в себя включает:
- перечень и название разделов и тем предмета;
-заявленное количество часов для изучения раздела или темы;
- содержание учебной темы:
-темы практических и лабораторных работ;
-творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемых при обучении.
Тематическое планирование – это значимый структурный элемент рабочей программы. Он содержит:
- перечень разделов и тем, в том числе последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- контрольные и практические работы.
В ходе анализа отдельных РП можно сделать вывод о том, что все используемые в школе рабочие программы отражают особенности её образовательной политики и обеспечивают реализацию ФГОС НОО.
Анализ и обобщение опыта педагогов-новаторов в современной начальной школы.
Сегодня возможности использования и взаимодействия с информационными технологиями неисчерпаемы, а именно по этой причине складывается проблема успешной и благоприятной информационно-коммуникативной адаптации индивида в социуме. При этом мы должны осознавать, что будущее наших детей просто невозможно представить вне процесса информатизации всех сфер жизни человека.
Информация, представленная интерактивными формами, с каждым днем становится все масштабнее, а ее поток оказывается достаточно мощным, чтобы заполнить и педагогическое пространство – все это приводит к поиску оптимальных способов и путей решения проблемы качественного внедрения информационно-коммуникативных технологий (интерактивных средств и электронных ресурсов) в образовательный процесс.
В настоящее время этот процесс затронут образовательное пространство на всех его основных уровнях – на дошкольном, общем (школьном), высшем ступенях.
Ученый также выделил основные требования к современному школьнику, которые заключаются в следующем:
1) ученик должен уметь мыслить уникально, т.е. не поддаваться стереотипности мышления;
2) ученик должен уметь оперативно подстраиваться под ту информационную среду, в которой он находится на данный момент;
3) ученик должен мобильной и творчески развитой личностью, чтобы впоследствии заявить о себе как о конкурентноспособной личности.
Тема 7. Осуществление исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
Как уже было отмечено, проектная и исследовательская деятельность учеников является обязательной, согласно требованиям ФГОС. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Проектные технологии наиболее полно отвечают требованиям реализации личностно-ориентированного обучения, поскольку каждый из детей включён в проектную работу. Этапы работы над проектами в начальной школе такие же, как и на любом другом этапе обучения в основной, или старшей школе. В начале учитель погружает детей в проект и организует их продуктивную работу над проектом. Когда дети понимают, что именно от них требуется, они начинают работать самостоятельно и на конечном этапе презентуют свой проект. Задача учителя по завершении работы над проектом – провести соответствующую рефлексию детей. В ходе работы над проектами, дети знакомятся с такими понятиями как актуальность, проблема, цель, задачи и др. дети учатся формулировать сюжетную ситуацию, уточняют и конкретизируют цели и задачи работы над проектом. Преимущества проектных технологий заключаются в том, что ограниченный временными рамками урок постепенно переходит во внеурочную деятельность.
Выводы
Подведение итогов выполненной работы во время производственной практики. Рефлексия собственной деятельности практиканта в период прохождения практики. Основными целями прохождения производственной практики являлось закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках общеобразовательной школы.
Настоящая практика, т.е. практическая работа в школе открыла возможность познать практически все стороны педагогической деятельности, но в большей степени – методическое обеспечение педагогического процесса учителя. Это позволило значительно расширить имеющиеся представления об организации учебного процесса в начальной школе и основах преподавания различных учебных дисциплин.
Показать больше