Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика проходила в период с 10 апреля 2023 года по 5 июня 2023 года в Поволжском институте управления им П.А.Столыпина - филиал РАНХиГС, кафедра экономики и таможенного дела.
Целью практики является закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение практических навыков и компетенций в области профессиональной деятельности и выполнение выпускной квалификационной работы.
Задачи:
− закрепление и усвоение знаний, полученных в результате изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин;
− приобретение студентами профессиональных навыков и практического опыта работы;
− сбор и анализ материалов для выполнения индивидуальных заданий и подготовки выпускной квалификационной работы.
1 Порядок и контроль перемещения товаров подлежащих лицензированию через таможенную границу ЕАЭС
Из-за нестабильной глобальной политической и экономической ситуации возрастает необходимость использования запретов и ограничений наряду с таможенно-нетарифными методами регулирования в целях защиты внутреннего рынка.
При этом роль системы запретов и ограничений неуклонно возрастает, что требует ее непрерывного совершенствования. В этой научной работе рассматриваются правовые основы и особенности таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензированных товаров. Основное внимание уделяется изучению преимуществ и недостатков нового порядка таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза на основании лицензий Минпромторга.
Сегодня при росте товарных потоков нет сомнений, что нужно выстраивать систему государственного регулирования таким образом, чтобы товары могли проходить через границу как можно быстрее, и это не должно быть обременительно.
По этой причине стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является создание к 2030 году принципиально обновленной, наделенной «искусственным интеллектом», быстро перенастроенной, информации, касающейся внутренних и внешних партнеров, «умной» таможенной службы, невидимой для законопослушного бизнеса и эффективной для государства.
Один из векторов развития - внедрение технологий, которые обеспечат автоматическое выполнение таможенных операций без участия таможенников в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Иными словами, в рамках возложенных на них функций таможенные органы не должны тратить большие временные ресурсы на таможенные операции .
Подписание приказа ФТС России 18.12.2019 1907 года "Об утверждении технологии осуществления таможенных операций, связанных с использованием таможенной информационной системы для контроля за перемещением товаров, экспорт и (или) импорт подлежит лицензированию "повысит отдельные показатели международной торговли товарами, для перемещения которых через таможенную границу Союза требуется лицензия Минпромторга РФ. .
Представляется необходимым подключить и синхронизировать эти системы по следующей схеме: в первую очередь Минэнерго РФ, так как его базы данных меньше, чем у других ведомств. Что касается базы данных ФСТЭК России, то очень важно наладить взаимодействие с этой службой на начальном этапе, а затем постепенно вводить базы данных, не подпадающие под критерии государственной тайны. При этом контроль над базой данных ФСВТС России не должен осуществляться в силу стратегической важности вопросов национальной безопасности и обороны государства .
2. Анализ статистической информации в сфере лицензирования товаров и их контроля
В настоящее время, с увеличением потока товаров, нет никаких сомнений в том, что необходимо максимально быструю трансграничную перевозку товаров, не создавая при этом обременений. По этой причине стратегической задачей развития Федеральной таможенной службы является создание к 2030 году «умной» таможенной службы, принципиально обновленной, быстро перенастраиваемой, связанной с внутренними и внешними партнерами.
Другими словами, таможенные органы не должны тратить много времени на таможенные операции в рамках возложенных на них обязанностей.
3. Проблемы перемещения товаров подлежащих лицензированию через таможенную границу ЕАЭС и предложения по их устроению
Для предотвращения ввоза на территорию Российской Федерации (РФ) товаров сомнительного качества и неизвестного происхождения необходим эффективный таможенный контроль. Совершенствование таможенного контроля позволит предотвратить частичную или полную неуплату таможенных платежей, в том числе акцизов, что, в свою очередь, отразится на пополнении бюджета Российской Федерации.
Порядок организации и проведения таможенного контроля регламентируется разделом 6 (гл. 44-46) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЭК ЕАЭС) .
Действующая система лицензирования и контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, является одной из наиболее важных функций государства, которая позволяет контролировать ввоз, вывоз и транзит товаров через таможенный контроль .
Независимо от того, является ли учреждение производителем товаров, экспортером или импортером, необходимость иметь верные лицензии и разрешения на ввоз или вывоз своих товаров является важным аспектом. Кроме того, установление правильной системы контроля в целях предотвращения контрабанды и защиты потребителей также крайне важно.
Для получения разрешения в уполномоченную службу направляется пакет документов, идентичный пакету для оформления лицензии. Ответственность за соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений несет выдавший лицензию орган, но решение о выдаче лицензии все равно принимает профильная федеральная служба.
В этом - слабость двухступенчатой системы и отказ от нее представляется желательным развитием современной системы нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС.
Приходится констатировать, что осуществление таможенных операций при вывозе и ввозе таких товаров остается одним из самых уязвимых мест в системе таможенного контроля. От эффективности действий таможенных служб во многом зависит, удастся ли предотвратить несанкционированный экспорт или импорт таких товаров и технологий при их перемещении через таможенную границу .
Поэтому из числа проблем таможенного контроля следует отметить идентификацию товаров, поскольку играет обязательную роль в деятельности таможенного контроля, как было упомянуто в предыдущей главе. Установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарами и технологиями, требующими или не требующими обязательного лицензирования.
В законодательстве закреплено, что обязанностью каждого участника ВЭД является «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами».
Заключение
По завершении можно отметить, что были получены следующие результаты практики:
- научился проводить анализ таможенной информации товаров, подлежащих лицензированию через таможенную границу ЕАЭС и оценивать ее результаты, составлять аналитические отчеты;
- приобрёл навыки самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
- приобрёл навыки сбора практической информации по объекту исследования и ее анализ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Соглашению о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // [Электронный ресурс] Доступ из СПС Консультант Плюс 2023
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по противодействию обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольных напитков и табачных изделий» // [Электронный ресурс] Доступ из SPS Консультант Плюс 2023
3. Приказ Федеральной таможенной службы России от 07.10.2010 № 1849 «Об утверждении правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием» // [Электронный ресурс] Доступ из СПС Консультант Плюс 2023
4. Приказ Федеральной таможенной службы России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и иных отдельных видов товаров» // [Электронный ресурс] Доступ из СПС Консультант Плюс 2023
5. Аникина Е. В. Проблемы идентификации алкогольной продукции при таможенном контроле // Исследование и классификация товаров для таможенных целей: теория и практика: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. - Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. - С. 3-6.
6. Берлова Н.В. Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вестник Евразийской науки, - 2019. - С. 1-19.
7. Гомон И.В. Анализ количества лицензий на экспорт и импорт товаров // Форум молодых ученых. - 2018. - №11-1 (27). - С. 483-487.
8. Гомон И.В. Оценка защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами // В сборнике: современное социально-экономическое пространство: проблемы и перспективы. Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. Ниже общей суммы. под редакцией Крутикова В.К. - 2019. - С. 14-19.
9. Перескокова, К.В. Основные ошибки, допускаемые при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и их выявление // Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 2019. – С. 9-14.
10. Тарасов Н.А. Таможенный контроль алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. - № 1. С. 180-186
11. Финкенцеллер К. Технологии RFID: справочное руководство / К. Финкенцеллер. - Москва: Додека XXI век, 2016. – 122 с.
12. Юсуфова Ф.Х., Муталимов В.А. Угрозы экономической безопасности страны в системе всемирной торговой организации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - №10. – С. 15-39.
13. Нормативно-справочная информация ЕЭК. Электронный ресурс: https://customs.gov.ru/
14. Информация ФТС России от 21.11.2020 «План мероприятий на период 2021 - 2024 годов по реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Электронный ресурс: https://www.alta.ru/tamdoc/20bn0127/
15. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Электронный ресурс: https://customs.gov.ru/activity/results/itogi-deyatel-nosti-tamozhennyx-organov-po-osushhestvleniyu-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska-tovarov/document/267656