Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящая практика включена в утвержденный рабочий учебный план обучающихся ЧОУ ВО Московский университет им. С.Ю. Витте по направлению подготовки / специальности
38.05.02 «Таможенное дело»
В качестве места прохождения практики приказом ректора закреплено ЧОУ ВО Московский университет им. С.Ю. Витте, а также указан нормативный срок прохождения данной практики в период 29.05.2023 – 11.06.2023.
Цель практики – закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний в области таможенного дела, полученных студентами в процессе обучения, овладение системой первичных профессиональных умений, навыков и компетенций, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности, изучение специализированного таможенного программного обеспечения, овладение навыками работы со специальными программами и техническими средствами таможенного контроля, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
1. Анализ потенциала и тенденции развития российской и мировой экономик (ОПК 1)
Мировая экономика, как и любой живой организм, находится в постоянном процессе эволюции, отождествляемым с развитием систем межнациональных экономических отношений, от реализации которых во многом зависит экономическое благосостояние, как национальной экономики, так и населения в целом. В современных условиях глобальных вызовов, связанных с последствиями пандемии COVID-19, усилением санкционных войн, возникающих по причине передела «сфер экономического и политического» влияния (пересмотр гегемонии США, явившейся результатом Холодной войны).
Изучая взгляды различных авторов необходимо отметить тот факт, что с точки зрения реализации основных тенденций развития мировой экономики до 2040 года можно выделить следующие треки: [1]
1. Интеграционный трек, основанный на усилении процесса глобализации, что предусматривает вовлечённость стран в мировую экономику с показателем, превышающим текущее значение более чем в два раза.
2. Трек «развивающегося доминирования», в рамках которого развивающиеся рынки будут продолжать оставаться двигателем роста мировой экономики.
3. Трек «переходного доминирования». В рамках данного трека, закладывается прогноз того, что абсолютного доминирования в мировой экономике могут достичь «серые лошадки», а, именно, Вьетнам, Индия и Бангладеш станут тремя самыми быстрорастущими экономиками мира.
4. Трек «сбалансированного развития». В рамках указанного трека заложен сценарий того, что страны, имеющие на данный момент времени наиболее развитую экономику будут по-прежнему поддерживать более высокие средние доходы.
Однако, страны с развивающейся экономикой в период до 2040 года смогут добиться сокращения разрыва.
5. Трек «структурных реформ», в рамках которого с целью реализации потенциального роста, правительствам стран с развивающейся экономикой необходимо провести структурные реформы, улучшить показатели макроэкономической стабильности, диверсифицировать свою экономику и отказаться от чрезмерной зависимости от природных ресурсов, сконцентрироваться на развитии эффективных политических и правовых институтов.
Важно понимать, что любой из представленных треков развития требует осуществления структурных сдвигов мировой экономике: развитии инновационных технологий, а, следовательно, и сферы услуг; установлении развивающихся стран как «флагманов индустриализации»; ориентацию мировой экономики на насыщение «высококвалифицированными кадрами», способными реализовывать новые проекты в условиях научно-технического прогресса.
Оценивая теоретические основы реализации возможных треков, в первую очередь, необходимо рассмотреть ключевые мегатенденции, формирующие перспективы развития мировой экономики до 2040 года.
Указанные мегатенденции можно классифицировать следующим образом: [3]
1.Экономическая мегатенденция, основанная на накопительном эффекте, заключающемся в: окончательном переносе центра влияния из Европы и Северной Америки в Азию, которая к указанному моменту времени будет превосходить упомянутые географические объекты по ВВП, росту населения, а также по развитию в оборонном и технологическом секторе; ослабевание экономической мощи США; кризисе Европейского союза, вызванного вероятным выходом Греции из Европейской зоны (Грексит, может принести колоссальный ущерб, привести к снижению прямых иностранных инвестиций, вызвать перераспределение собственности и увеличению волатильности евро, что потребует значительных временных сроков для восстановления «коллективной» экономики ЕС). [4]
2. Продовольственная мегатендеция. Наряду с факторами, определяющими экономическую сторону мировых хозяйственных отношений, главенствующими тенденции, формирующими тренды развития мировой экономики являются тенденции формирования ресурсного дефицита, в первую очередь выражающегося в отсутствии возможности удовлетворить потребности развивающейся экономики и населения в продуктах питания, воде и энергии.
3. Энергетическая мегатендеция. По данным всемирного доклада о состоянии источников энергии можно сделать вывод о том, что к 2040 году потребление энергии человечеством возрастёт приблизительно на 60 %, что будет являться следствием резкого роста экономического благополучия развивающихся стран. Международное энергетическое агентство также подтверждает данную информацию, поскольку одной из задач европейских стран вплоть до 2040 года является увеличение добычи нефти в странах ОПЕК. Кроме того, европейские страны преследуют цель отказаться от традиционных источников получения энергии, заменив их на нетрадиционные, которые, по их мнению, вызовут настоящий технологический и энергетический бум. [6]
4. Мегатенденция перенаселения. В 2012 году Организацией Объединенных Наций было проведено исследование «Семь миллиардов действий» в области народонаселения, которое показало, что общемировое население перешагнуло отметку в 7,1 млрд человек. В качестве вывода по данному исследованию была построена модель, отмечающая, что в последующие 30 лет население планеты возрастет на 2,5 миллиарда человек, а к 2101 году вовсе достигнет невероятного масштаба – 12 миллиардов человек.
2. Положения международных, национальных правовых актов и нормативных документов при решении задач в профессиональной деятельности в сфере таможенной политики и организации ВЭД (ОПК-4)
Современное развитие мировой экономики и отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, характеризуется дальнейшим расширением и углублением внешнеэкономических связей, т.е. отношений между хозяйственными организациями, предпринимателями различных стран. Наряду с традиционной формой экономических отношений – торговлей товарами – получили развитие и другие формы сотрудничества: экспорт и импорт предпринимательского капитала, т.е. долгосрочные инвестиции, позволяющие создавать зарубежные и совместные предприятия, филиалы, дочерние предприятия за рубежом, а также в Республика; инвестиции в виде капитальных вложений в иностранные облигации, акции иностранных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода; кредитные операции.
В целях обеспечения активного участия в международном разделении труда право на осуществление внешнеэкономической деятельности предоставляется всем предприятиям, организациям, их объединениям, кооперативам, другим юридическим лицам, а также физическим лицам. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций республики с предприятиями иностранных государств осуществляется актами разного уровня.
Прежде всего, это международные акты – многосторонние, региональные и двусторонние договоры. Многосторонние международные договоры, или конвенции, являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических отношений и составляют довольно большую группу актов. К некоторым из них в разное время присоединился СССР, а затем их унаследовала Российская Федерация. Так, бывший СССР присоединился к Женевской конвенции 1983 г. об охране промышленной собственности, к Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г., Афинской конвенции о перевозке пассажиров и багажа водным транспортом. море 1974 г., Женевская конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 г. и др. Страны отдельных регионов заключили региональные международные соглашения. Так, в рамках Европейского экономического сообщества заключено множество договоров, в том числе Конвенция о взаимном признании юридических лиц 1968 г., Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. и другие.
Важным источником правового регулирования внешнеэкономических связей страны с другими государствами являются двусторонние международные договоры, в частности торговые соглашения и т. п. Некоторые черты правового регулирования присущи внешнеэкономическим связям Содружества Независимых Государств. Правовое регулирование этих отношений осуществляется на основе двусторонних межгосударственных (межправительственных) договоров, заключаемых республиками СНГ, а также договоров, принятых всеми участниками СНГ. Так, 20 марта 1992 года в Киеве государствами СНГ было подписано Соглашение об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников СНГ (Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина). При этом было подписано соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
24 декабря 1993 г. государствами-участниками СНГ было подписано Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взимания при рассмотрении хозяйственных споров между хозяйствующими субъектами разных государств, а Протоколом от 1 июня 2001 г. государственная пошлина, уплачиваемая субъектами предпринимательства. Кроме того, 10 октября 2002 г. участниками Таможенного союза - Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой - подписано Соглашение о создании Евразийского экономического союза ( ЕврАзЭС).
Сообщество создано в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также реализации иных целей, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный ранее государствами-учредителями ЕврАзЭС. В настоящее время в ЕврАзЭС сформированы органы этой международной организации, идет процесс определения и реализации первоочередных мер в области проведения согласованной политики в торгово-тарифной сфере, в области экономической политики, социальной и правовой сфере. в стадии реализации.
Их реализация позволит государствам перейти к решению основных задач, определенных Договором о создании ЕврАзЭС, - дальнейшему углублению интеграции между государствами-учредителями. Конституция РФ содержит нормы о приоритете международных договоров (ст. 15), о праве на выезд за границу (ст. 27) и праве заниматься любой «не запрещенной законом экономической деятельностью», о статусе иностранцы (статья 62), о компетенции субъектов Российской Федерации в области регулирования и осуществления внешнеэкономической деятельности (статьи 71-72).
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает правила, применимые к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Закон устанавливает правовые основы осуществления внешнеэкономической деятельности. Определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в этой сфере.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышающих эффективность внешнеэкономических связей.
3. Развитие межведомственного информационного взаимодействия (ОПК -5)
На сегодняшний день в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия таможенных органов и органов государственной власти происходит активное внедрение информационных технологий. Так, с целью активизации межведомственного взаимодействия ФТС России с другими государственными органами к 2022 г. разработано 83 технологических карты, для реализации которых создано несколько десятков электронных сервисов.
Пункт 5 ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3] устанавливает, что информационное взаимодействие организаций в электронной форме осуществляется согласно «Положению о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [5], утвержденному постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697. Согласно этому документу система межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) представляет собой «комплекс программно-технических средств и информационных баз данных, обеспечивающих передачу запросов, документов и сведений, обмен электронными сообщениями между подключенными к ней информационными системами органов и организаций, а также хранение и защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа» [5].
СМЭВ позволяет оптимизировать процессы государственного управления, сокращая время на поиск, обработку и предоставление информации в электронном виде. Так, с помощью СМЭВ ФТС России является для других органов исполнительной власти поставщиком сведений о выданных акцизных марках; ввозе сырья, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; целевом назначении товаров, по которым квота исчерпана; согласовании заявлений о выдаче лицензий на экспорт товаров животного или растительного происхождения; результатах карантинного фитосанитарного контроля; наличии задолженности по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет на дату запроса; декларировании готовой продукции, произведенной на территории особой экономической зоны; временно ввезенных транспортных средствах; регистрации культурных ценностей, ввезенных и временно ввезенных на территорию ЕАЭС; количестве таможенных деклараций и сведениях, содержащихся в декларациях на товары, и прочее.
В свою очередь, таможенные органы с применением СМЭВ получают от органов исполнительной власти следующую информацию: об учете организации в налоговом органе; о выписках из Единого государственного реестра юридических лиц; свидетельствах о государственной регистрации, выдаваемых в ЕАЭС; радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию РФ; лицензиях на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; подтверждении факта добычи и соответствия сведений об экспорте нефти; целевом назначении товаров, ввозимых в РФ, в области исследования и использования космического пространства; зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; разрешительных документах на ввоз или вывоз культурных ценностей; выпущенных товарах и нанесенных на них контрольных (идентификационных) знаках и др. [10, C. 46].
В настоящее время осуществлен переход федеральных органов исполнительной власти на использование СМЭВ при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС с целью обмена информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах и совершении таможенных операций в электронном виде.
ФТС России проведена большая работа по внедрению СМЭВ с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Внедрение технологии межведомственного взаимодействия с иными федеральными органами позволяет таможенным органам в режиме реального времени получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при проведении таможенного контроля.
СМЭВ призвана оптимизировать работу федеральных органов исполнительной власти, выдающих разрешительные документы, и таможенных органов, обеспечивающих контроль наличия таких разрешений при перемещении товаров через границу, что, в свою очередь, позволяет уменьшить количество разрешительных документов, которые декларант при проведении таможенного контроля предоставляет таможенным органам в бумажном виде.
Заключение
По итогам прохождения практики, освоения, формируемых в рамках прохождения практики, компетенций получены следующие результаты:
ОПК-1 - способны применять знания в сфере экономики и управления, анализировать потенциал и тенденции развития российской и мировой экономик для решения практических и (или) исследовательских задач в профессиональной деятельности
Знаем:
– основные понятия и законы экономики; - теорию управления
– потенциал и особенности развития российской экономики; - тенденции развития мировой экономики.
Показать больше