Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, приобретение практических профессиональных навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в решении соответствующих организационных и управленческих задач.
1 Тема работы, оглавление, введение на которое можно опираться
Тема: Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях социального партнерства "колледж - предприятие".
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1.1. Сущность и содержание понятия «профессиональная подготовка»
1.2. Социальное партнерство как условие профессиональной подготовки студентов
1.3. Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях социального партнерства
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТЕНРСТВА «КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯИЕ»
2.1. Организация и процедура исследования
2.2. Анализ исследования сформированности профессиональной подготовки студентов
2.3. Разработка и внедрение программы управления профессиональной подготовки студентов в условиях социального партнёрства «колледж-предприятие»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИМЕРНЫМ ВВЕДЕНИЕМ РАБОТЫ БУДЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Актуальность выбранной темы исследования подтверждает ряд противоречий между:
- потребностью в повышении профессиональной подготовки студентов и недостаточной разработанностью производственно-педагогических условий управления данного процесса;
- тем, что образование призвано удовлетворять, с одной стороны, потребности личности в получении знаний, умений, навыков, с другой, общества в подготовке высококвалифицированных кадров.
- подготовка современного специалиста невозможна в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми они встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения. Поэтому особое место среди слагаемых качества образования в нашем колледже отводится социальному партнерству;
2 Проведение исследования
Одна из ключевых и очень сложных задач перед современными образовательными организациями - это оценка компетенций, которые представляют собой интегральные результаты образования. Такая оценка осуществляется в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), которые разрабатываются и реализуются на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также образовательных стандартов, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Эта задача является чрезвычайно интеллектуально трудоемкой.
Для построения учебного процесса нового типа необходимо принятие решения, так как использование инновационных образовательных технологий, направленных на развитие компетенций, не может быть эффективным без точного инструмента для измерения предполагаемого результата. Кроме того, создание современной системы менеджмента качества образования невозможно без знания параметров предмета квалиметрической оценки, поскольку нельзя улучшить то, что невозможно оценить. Поэтому технологии формирования компетенций должны проектироваться с учетом проверки результата, аналогично тому, как образовательная программа конструируется «с конца» в настоящее время.
Оценка уровня компетенций, как правило, принимается в качестве заключительной точки контроля в процессе освоения образовательной программы и чаще всего связывается с государственной итоговой аттестацией, которая направлена на проверку квалификации выпускника и его профессиональной компетентности. Тем не менее, компетенция формируется не мгновенно, а является динамическим процессом, который может быть диагностирован на разных этапах обучения по отдельным признакам. Если компетенция формируется и оценивается в контексте модульного учебного процесса, то ее наличие может быть зафиксировано в ходе промежуточной аттестации студентов с помощью аттестационной оценки.
Методология Tuning, используемая для модернизации образовательных процессов в Европейском пространстве высшего образования (к которому Россия присоединилась в 2003 году), определяет модуль как часть образовательной программы, которая позволяет студенту сформировать одну или несколько компетенций. Если студент успешно освоил модуль, то его компетенция оценивается на зачете или экзамене. Однако, при дисциплинарном подходе, который применяется в большинстве вузов страны, измерить уровень сформированности компетенций может быть затруднительно.
Для внедрения компетентностного подхода в учебный процесс необходимо внести серьезные корректировки, связанные с изменением методики обучения. Вместо запоминания и заучивания необходимо формировать компетенции. Однако инерция методической подготовки обучения является препятствием к этому. Чтобы ее преодолеть, нужно сформулировать требования к методике преподавания и организовать измерение результатов формирования компетенций. Предлагается контролировать не только итоговые результаты сессий, но и текущую успеваемость, предъявляя требования к формированию компетенций для всех видов учебной работы.
В области методик формирования компетенций и измерения сформированности компетенций проводится множество исследований, инициированных внедрением компетентностного подхода. Данные процессы являются сложными и многогранными, поэтому исследования ведутся в разных направлениях. Одним из направлений является педагогический анализ, который изучает методики формирования знаний, умений и навыков в рамках компетенции. Другое направление - исследования в области педагогических измерений, где на первый план выходят различные подходы и модели измерения сформированности компетенций, их разработка и применение [4–8].
Оценки в обучении играют важную роль, так как они являются измерителями результативности методик обучения, связанными с указанными направлениями исследования. Работодатели обращают внимание на оценки выпускников колледжа, так как они служат характеристиками готовности выполнять профессиональные обязанности. Поэтому методы адекватного измерения сформированности компетенций имеют большое значение. Согласно нормативам, выпускник колледжа получает документ с оценками по дисциплинам и прочим видам учебной работы.
Оценки компетенций, в свою очередь, объединены с оценками диплома. Хотя оценки по дисциплинам и оценки компетенций имеют высокую корреляцию, полноценное внедрение компетентностного подхода требует создания профиля компетенций для каждого выпускника. Для достижения этой цели необходимо переосмыслить традиционные методики преподавания с точки зрения компетентностного подхода. Такой подход станет неотъемлемой частью работы каждого преподавателя.
Для каждой учебной работы, запланированной в рамках изучения определенной дисциплины, необходимо определить, какие компетенции связаны с данной работой. Также следует пересмотреть необходимые знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания, с упором на решение практических задач. Однако, данный подход представляет сложности, поскольку отсутствуют соответствующие методики, и каждый преподаватель вынужден находить их самостоятельно. Изменение подхода, где студенты применяют знания, полученные в рамках дисциплины, для решения практических задач, требует более трудоемкой методической подготовки занятий, чем при решении примеров на закрепление знаний.
Для контроля формирования компетенций, связанных с несколькими дисциплинами, необходимо объединять в единую систему все данные учета, представленные фондами оценочных средств изучаемых дисциплин. Такой учет ведет каждый преподаватель, однако он важен не только как факт связи, но и как содержательное описание соответствующего задания и критерия оценивания. Только в этом случае можно достаточно подробно описать процесс формирования каждой компетенции. Мониторинг текущей успеваемости предусматривает учет освоения отдельных учебных элементов.
Для обеспечения хранения нормативной базы учебного процесса, описания фондов оценочных средств всех дисциплин, сбора и хранения всех данных текущей успеваемости, обработки накопленных данных для исследования результатов, формирования компетенций и изучения дисциплин можно использовать информационную систему.
Среди преподавателей колледжа по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ был проведен опрос с целью выяснить, как руководители оценивают профессиональную подготовку студентов.
В разработанной анкете были поставлены задачи получить оценку наличия компетенций у студентов и уточнить важность данных компетенций для работы в организациях, где проходили практику студенты. Мнение руководителей о наличии различных профессиональных компетенций у студентов рассматривалось в первую очередь. Затем проводился анализ того, как представители организаций, которые могут стать потенциальными работодателями для выпускников, оценивают сильные и слабые стороны студентов.
Для получения мнения руководителей о сильных и слабых сторонах студентов, а также рекомендаций относительно процесса обучения и подготовки к рынку труда, используются два разных метода. Первый метод включает шкальные вопросы, в которых компетенция студента и ее важность для работы в организации оцениваются по 5-балльной шкале. Второй метод основан на открытых вопросах, где руководители могут свободно описать сильные и слабые стороны студентов, а также выразить свои соображения относительно процесса обучения.
Руководители студентов оценивали, насколько каждая компетенция из 18 представленных в списке была развита у студентов на момент начала практики. Оценка производилась по 5-балльной шкале, где 1 – совсем не развита, а 5 – отлично развита. Для каждого студента была рассчитана средняя оценка по всем 18 компетенциям. Наиболее распространенным результатом является 3,9, который получили восемь студентов. Четыре студента получили наивысшие оценки от 4 до 4,2, а двое получили наименьшие оценки – 3,5 и 3,6.
Затем были рассмотрены средние оценки для каждой компетенции, рассчитанные для всех студентов в целом. Компетенции, представленные в опросе, можно разделить на три группы в зависимости от того, насколько они развиты у студентов по мнению руководителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате прохождения практики в соответствии с требованиями рабочей учебной программы прохождения производственной практики были закреплены следующие умения:
1) собран статистический материал;
2) сделаны необходимые выписки из служебной документации предприятия;
3) собран и подготовлен материал;
4) обобщен материал, собранный в период прохождения практики, определена его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта;
5)оформлен отчет по практике.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 484)
2. Агранович М. Л., Дренева А. А., Ермачкова Ю. В., Ливенец М. А., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2020. Аналитический доклад / Москва: Центр мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС, 2020. 52 с.
3. Блинов, В. И. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий / В. И. Блинов, А. И. Сатдыков, И. В. Селиверстова // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 7. – С. 41-70.
4. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Концепция и методика разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний. М., ооо «Аванглион-принт», 2013. – 60с
5. Гаврилова О.Е. Социальное партнерство как оптимальное условие реализации в инженерном вузе проектного подхода к обучению / О.Е. Гаврилова, Л.Л. Никитина, Ф.Т. Шагеева // Управление устойчивым развитием. – 2018. - № 2 (15). – С. 94-98.
6. Гаврилова, О. Е. Опыт реализации проектного подхода к обучению в инженерном вузе на основе социального партнерства / О. Е. Гаврилова, Л. Л. Никитина // Актуальные проблемы подготовки кадров для швейной промышленности : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, Чебоксары, 14 октября 2022 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 42-47.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для школьников высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2016. – 447 с.
8. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов : дисс. ... докт. пед. наук. М., 2009.- 326с
9. Рашмаджян, С. Т. Сущность социального партнерства: цели, задачи и субъекты социального партнерства / С. Т. Рашмаджян // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI 47 Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 193-195.
10. Селиверстова И. В. Трудоустройство выпускников СПО: в чем специфика? // Научен вектор на Балканите. 2020. № 4 (10) C. 24-31.
11. Скворцов, А. С. Особенности развития социального партнерства в России на всех уровнях, проблемы социального партнерства, анализ текущей ситуации / А. С. Скворцов, А. В. Тагирова // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования : Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Пенза, 15–16 июня 2021 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. – С. 172-178
12. Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад [Электрон. ресурс] / Москва: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/ros_obr_v_kontekste_mejdunar_indikatorov/doclad_ros_obr_v_kontekste_mi.pdf
13. Comyn P. Does work-based learning facilitates transitions to decent work? // Employment working paper No. 242. International Labour Ogranization. - Geneva 2018. 44 p. Available from: https://www.ilo.org/employment/Whatwedo/Publications/working-papers/ WCMS_635797/lang--en/index.htm
14. Kuczera M. Incentives for apprenticeship // OECD Education Working Papers, No. 152, OECD Publishing, Paris 2017. 50 p. Available from: https://www.oecd-ilibrary.org/edu-cation/incentives-for-apprenticeship_55bb556d-en