Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, приобретение практических профессиональных навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в решении соответствующих организационных и управленческих задач.
1 Общая характеристика организации
1.1 Общие сведения об организации
Полное наименование организации: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НИПИГАЗПЕРЕРАБОТКА". Местонахождение: 625048, регион. Тюмень, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, д. 14
Вид деятельности: Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика (код ОКВЭД 71.12.2). Статус организации: коммерческая, действующая. Организационно-правовая форма: Непубличные акционерные общества (код 12267 по OKOPF).
НИПИГАЗ - ведущий российский центр проектирования, поставок, логистики и управления строительством.
"НИПИГАЗ" участвует в реализации крупных инвестиционных проектов. Среди них Амурский газоперерабатывающий завод "Газпрома", по проекту которого компания выступает генеральным подрядчиком, "Арктик СПГ-2" НОВАТЭКА и Амурский газоперерабатывающий завод СИБУРа.
За последние два года "НИПИГАЗ" завершил проект ОЗХО "СИБУР ЗапСибНефтехим", который вышел на проектную мощность, управление строительством установки Euro+ Московского НПЗ "Газпром нефти", запущенной в третьем квартале 2020 года, и проект EPC по строительству ОЗХО в рамках модернизации Московского НПЗ "Газпром нефть". Омский нефтеперерабатывающий завод "Газпром нефти".
1.2 Организационная структура управления
Согласно структуре управления АО "НИПИгазпереработка", высшее руководство представлено Генеральным директором. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации генеральный директор компании руководит производственной, хозяйственной, финансово-хозяйственной деятельностью компании в рамках полномочий, предоставленных ему нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом компании, внутренними нормативными актами документами компании, трудовым договором и описанием данной должности, и берет на себя полную ответственность за последствия принятых решений, безопасное и эффективное использование имущества компании, а также за финансовые и экономические результаты ее деятельности. Организуйте работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.
1.3 Проектная деятельность организации
Тема проектного управления медленно, но верно набирает обороты. Всё чаще можно встретить самые разные упоминания на эту тему, причём в различных вариациях фигурирует необходимость перехода к проектному управлению [7].
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Таким определение проекта встречается достаточно часто. Если сказать проще, то проект — деятельность, направленная на достижение поставленной цели, которая осуществляется под единым управлением.
Проектом можно считать и подготовку к проведению какого-нибудь значимого мероприятия, в котором задействовано много участников. Работа с ними требует координации и контроля над соблюдением сроков выполнения поставленных задач. Проектом может быть строительство дома или детского сада, проведение аттестационных мероприятий или подготовка к проведению сертификации. В действительности, в рамки проектной деятельности укладываются практически любые действия, независимо от направления деятельности и количества участников.
2 Анализ коммуникационных процессов в АО «НИПИГАЗ»
2.1 Виды коммуникаций в организации
Коммуникации в организации по своей направленности делят на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации в свою очередь делятся на восходящие и нисходящие. Такие коммуникации, как правило, достаточно формализованы. Нисходящие коммуникации в организации включают передачу распоряжений и указаний в направлении «руководитель – подчиненный» [2]. По мнению Пенроуза и Лэйхиффа, существуют пять основных типов нисходящих коммуникаций:
1. Инструкции – разъясняют, как должны выполняться работы. Чаще всего инструкции имеют форму письменных ТУ (технических условий), ТЗ (технических заданий) и различных руководств;
2. Логическое обоснование работ – сообщает персоналу о взаимодействии их работ с другими работами внутри организации;
3. Коммуникации, разъясняющие политику и методику компании, относящиеся в основном к правам, льготам и привилегиям работников;
4. Обратная связь от руководства, информирующая о степени удовлетворенности результатами работ;
5. Внушающая коммуникация – направленная на выполнение сотрудниками определенной организационной задачи (чаще социальной).
Восходящие коммуникации осуществляются по схеме «подчиненный – руководитель» и включают в себя отчеты, доклады, предложения, объяснительные и т.д. Используются также для обратной связи сотрудников с управленческим персоналом. Снизу вверх передаются следующие виды информации:
результаты выполненных работ;
конкретные проблемы при выполнении работ;
конкретные проблемы в структурном подразделении; предложения по устранению проблем;
отношение работников к политике и практике организации и пр.
Горизонтальные коммуникации включают обмен информацией как между отдельными сотрудниками, так и между подразделениями, находящимися на одном уровне в организационной структуре. Такие коммуникации необходимы для оперативной координации действий и могут быть как формальными, так и неформальными [3].
В организациях все коммуникации делятся на формальные и неформальные. Формальные коммуникации осуществляются внутри формальной структуры организации между ее элементами. Такими могут быть как вертикальные коммуникации (и нисходящие, и восходящие), так и горизонтальные. Формальные коммуникации осуществляются на основе проработанных инструкций, которые выражены, как правило, в письменной форме. Неформальные коммуникации осуществляются в основном в неформальных группах и по неслужебным вопросам на основе неписанных норм и правил.
2.2 Особенности коммуникационных процессов проектной деятельности в АО «НИПИГАЗ»
Ключевым процессом, на который следует обращать внимание, является коммуникация. Она является основой системы управления проектами. Если не обеспечить коммуникацию, то все процессы могут прекратить свою деятельность. Руководство не получит информацию о производственных работах, исполнители не будут знать, насколько результаты их деятельности соответствуют планам и какие результаты необходимы для достижения целей, а менеджеры проектов не смогут координировать выполнение работ. В результате выполнение всех видов деятельности по реализации проектов прекратится, и возобновление будет возможно только после восстановления коммуникационных процессов.
Коммуникационные процессы в проектном управлении сравниваются с социальным клеем, который объединяет разнообразие элементов в целостную структуру. Это особенно важно, учитывая, что 80% рабочего времени руководство тратит на коммуникационные процессы. Поэтому диагностика и устранение проблем в коммуникационных процессах с помощью соответствующих средств являются ключевыми для эффективного управленческого процесса.
Для описания общих принципов деятельности организационной коммуникации и определения параметров коммуникационных систем в проекте, которые являются эффективными или могут привести к проблемам в управлении проектами, необходимо учитывать вышеизложенное. В целом, коммуникационный проект представляет собой процесс передачи определенной информации от одних участников проекта к другим, напрямую связанной с достижением целей проекта.
Процесс коммуникации включает в себя обмен информацией между двумя или более сторонами, при этом главной целью является достижение точного понимания сообщений со стороны получателя. Коммуникация может происходить как между отдельными людьми, так и между группами или предприятиями. Неверным является утверждение о том, что коммуникация представляет собой простую передачу сообщений. Коммуникационный процесс состоит из нескольких этапов, которые необходимо пройти для достижения желаемого результата.
1-й этап: Появление идеи у отправителя информации и необходимость её передачи определенному индивиду или группе, которых называют получателями.
2-й этап: Кодирование информации, процесс формулировки и формирования сообщения отправителем, чтобы его можно было передать понятным для получателя образом. Непосредственно на этом этапе происходит кодирование сообщения, чтобы передать его в устной или письменной форме, которая была бы понятна получателю.
3-й этап: Передача закодированного сообщения отправителем получателю.
4-й этап: Получение сообщения получателем.
5-й этап: Расшифровка сообщения получателем.
6-й этап: Принятие сообщения получателем.
7-й этап: Применение полученной информации получателем в соответствии с её назначением.
Во время написания сообщений или разговора с другими людьми люди выбирают выражения. На этом этапе также определяется способ передачи информации, который может быть разным – от телеграммы до SMS-сообщения. После формирования сообщения и его формы начинается процесс передачи. Каналы коммуникации – это путь, по которому информация передается, чтобы достичь получателя. Когда сообщение полностью сформировано, реализуются коммуникационные каналы.
Коммуникационные каналы включают телефонные линии, теле-радио-каналы, зрительные каналы, воздушные волны, почту и каналы, передающие голосовую вибрацию. Способы передачи информации зависят от типа кодирования. Например, визуальную информацию, такую как письменные сообщения и картинки, можно передавать через электронную почту или факс. Устную информацию можно передавать через телевизионные, телефонные и радио волны, а также через личную коммуникацию.
Для достижения цели отправки закодированных сообщений необходимым получателям, отправитель старается очистить коммуникационные каналы от помех и барьеров. Это необходимо, чтобы информация была передана получателям и не искажалась. Получение сообщений является четвертым этапом. Его успешность зависит от подготовленности адресата, который должен быть хорошим слушателем и обладать высоким уровнем наблюдательности. Это поможет ему лучше понять информацию, содержащуюся в изменениях интонации, голосового тембра, громкости и темпа речи.
2.3 Выявленные проблемы в коммуникационных процессах в АО «НИПИГАЗ»
Как и у любой компании, у АО «НИПИГАЗ» есть проблемы со связью.
Проблема в том, что Интернет не в полной мере используется для сотрудничества с клиентами. Интернет в настоящее время является самым крупным и дешевым средством обмена информацией. Недостаточное использование Интернета приводит к медленной передаче информации, поэтому некоторые выгодные страховые контракты могут быть прерваны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникации в организации - сложная система, имеющая многоступенчатую структуру и охватывающая не только саму организацию и ее элементы, но и всё её внешнее окружение. С их помощью руководители развивают систему предоставления сведений и передачи информации сотрудникам внутри организации и отдельным людям, и институтам за пределами предприятия. Коммуникация служит важнейшим инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, она позволяет получать и обрабатывать необходимую информацию. По направленности, коммуникации на предприятии подразделяются на: внешнеорганизационные и внутриорганизационные.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авраменко, Н. Пути совершенствования системы коммуникаций в современной организации / Н. Авраменко, Ю. И. Ряжева // Международная молодёжная научная конференция "XV королёвские чтения", посвящённая 100-летию со дня рождения Д. И. Козлова : тезисы докладов, Самара, 08–10 октября 2019 года. – Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2019. – С. 653-654
2. Арсеньев Ю.Н. Управление проектами, программами. В 2-х т. Методология проектов: учебник / Ю. Н. Арсеньев, Т. Ю. Давыдова / под науч. ред. д. т. н., проф. Ю. Н. Арсеньева. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 472 с.
3. Баймишева Т.А. Организация производства: учебное пособие/Т. А. Баймишева, И. С. Курмаева. – Кинель: РИО СГСХА, 2018. – 204 с.
4. Бикметов Е. Ю. Опыт междисциплинарного исследования внутриорганизационной коммуникационной политики / Е. Ю. Бикметов, Л. Р. Амирханова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 85-98
5. Головко, Бориэль Деловые издания: Информационный менеджмент массовой коммуникации / Бориэль Головко. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2016. – 128 c.
6. Гончарова М. В. Формирование системы управления коммуникативными процессами предприятия - субъекта ВЭД / М. В. Гончарова // Сборник научных работ серии "Экономика". – 2021. – № 21. – С. 54-63
7. Гримова В. А. Критерии эффективности коммуникационного процесса / В. А. Гримова, В. С. Кривошлыков // Стратегическое развитие социально-экономических систем в новых геоэкономических условиях : МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Курск, 15 апреля 2021 года. – Курск: Курский государственный университет, 2021. – С. 507-511
8. Илышева М.А. Коммуникационное сопровождение проектной деятельности: учебное пособие / М. А. Илышева, И. В. Котляревская, Ю. А. Мальцева, А. Ю. Петров; под общ. ред. И. В. Котляревской; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 86 с.
9. Исланова Р. У. Особенности внутренних коммуникаций в антикризисном управлении малыми предприятиями / Р. У. Исланова, у. А. Сакебай // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. – 2022. – № 29. – С. 68-7
10. Козлов М. Д. Организация коммуникационных процессов на промышленных предприятиях / М. Д. Козлов, В. А. Гожин, Н. А. Ноздрина // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 6-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 09–10 декабря 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 226-229
11. Козлов, М. Д. Организация коммуникационных процессов на промышленных предприятиях / М. Д. Козлов, В. А. Гожин, Н. А. Ноздрина // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 6-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 09–10 декабря 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 226-229. – EDN OLJIZL.
12. Коммуникационное сопровождение проектной деятельности : учебное пособие / М. А. Илышева, И. В. Котляревская, Ю. А. Мальцева, А. Ю. Петров ; под общ. ред. И. В. Котляревской ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 86 с
13. Коновалова С.Н. Теоретико-методические основы внедрения системы автоматизированного документооборота на предприятиях АПК / С. Н. Коновалова, К. С. Четверова // Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях: материалы II международной научно-практической конференции (29-30 октября 2020 г.). - Ч. I. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2020. - С. 120-123.
14. Коновалова С.Н. Формирование модели управления инновационным развитием аграрной сферы / Р.П. Белолипов, С.Н. Коновалова //Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях: Материалы международной научно-практической конференции, 13-14 июня 2019 г., ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ - ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России; в 2-х частях. - Ч. II. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2019. - С. 14-19.
15. Катаев А.В. Управление проектами на базе динамической сети партнеров: монография/ А.В. Катаев, Т.М.Катаева; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. –125 с
16. Кружалин В. И. Основные виды и формы коммуникаций в организации / В. И. Кружалин, В. С. Кудряшов // European research : сборник статей XXXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 декабря 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 119-121
17. Лугаськова, О. В. Система электронного документооборота как средство совершенствования коммуникации и контроля за деятельностью организации / О. В. Лугаськова // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 1. – № 1(13). – С. 169-174
18. Ляшенко А. А. Управление коммуникациями на предприятии / А. А. Ляшенко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2022. – Т. 3. – № 14. – С. 145-150
19. Петров А. Ю. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки: учебное пособие/ А. Ю. Петров, А. В. Махароблидзе. — Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2017. — 188 с.
20. Сеялова Г. С. Механизм управления предприятием // Актуальные вопросы экономики : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 ноября 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 22-25
21. Сироткин С.А. Менеджмент промышленного бизнеса: учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская, И.С. Пелымская, Г.В. Исмагилова, И.М. Черненко; под общ. ред. д ра экон. наук, проф. Н.Р. Кельчевской — Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2017. — 160 с.
22. Спивак В.А. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник для академического бакалавриата / В.А. Спивак. – М.: Юрайт, 2019. – 460 с.
23. Сухорукова Н.Г. Основы теории коммуникации: учебно-методический комплекс / Н.Г, Сухорукова. - Новосибирск: НГУЭУ, 2016. -215 с.
24. Усеинова Э. С. Особенности формирования механизма управления предприятием / Э. С. Усеинова, А. С. Филенко // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XLVI Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 15 июня 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 61-63
25. Четверова К. С. Роль коммуникаций в системе управления организацией / К. С. Четверова // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем : Материалы национальной научно-практической конференции, Воронеж, 25 мая 2021 года / Под общей редакцией Е.Б. Фалькович, Е.А. Мамистовой. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 207-211
26. Организационные структуры и формы управления [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://studme.org/42619/ menedzhment/organizatsionnaya_struktura_upravleniya.