Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Школьники ХХI века нуждаются в умении ориентироваться и понимать любую информацию, находить рациональные решения многих проблемы. Информатизация является в настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании, поскольку Интернет является крупнейшим источником информации, и он, как информационно-визуальная система, также важен для школьников, как привычный учебник. В этой связи актуальным является поиск методического обеспечения, способствующего организации образовательной и профессиональной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе школы №16 г. Новосибирск. В исследовании приняли участие 13 учащихся 6 «А» класса.
В эмпирическом исследовании проводилось изучение особенностей использования электронных учебников на уроках биологии.
В начале исследования было проведено констатирующее тестирование уровня познавательной деятельности учащихся. В дальнейшем на уроках биологии и во внеурочное время применялись электронные учебники с целью активизации познавательной деятельности. На заключительном этапе исследования было проведено повторное тестирование уровня познавательной деятельности учащихся.
Для определения эффективности использования электронного учебника в практике обучения учащихся на уроке биологии и во внеурочное время с целью оптимизации познавательной деятельности применялся метод оценки познавательного интереса по методике Г.И. Щукиной. Также, для выявления динамики уровня познавательной деятельности использовали диагностику уровня познавательной деятельности по М.С. Виноградовой и методику А.Д. Андреевой, на основе опросника Ч. Д. Спилбергера.
С целью выявления познавательного интереса у учащихся проводилось наблюдение во время деятельности учеников на обычных уроках биологии и на уроках, на которых использовали ЭОР. Оценка познавательного интереса осуществлялась по шести критериям, которые предложила Г.И. Щукина:
1. Активное или пассивное включение ученика в учебную деятельность;
2. Отвлекается ли ученик на уроке;
3. Сосредоточенность произвольного внимания;
4. Характер процесса деятельности: уровень выполнения познавательной задачи самостоятельно, по образцу или путем списывания с доски;
5. Эмоциональность;
6. Участие в различных формах и видах познавательной работы несвободному выбору.
Учащийся может получить от 0 до 2 баллов за каждый критерий:
2 балла - данный признак часто проявляется в учебной деятельности учащихся;
1 балл - иногда;
0 баллов - очень редко или совсем не проявляется.
По каждому испытуемому высчитывается средний балл и заносится в протокол. Интерпретация результатов оценивается по среднему баллу выявленных критериев следующим образом:
1,1 - 2 - частое проявление познавательного интереса
0,6 - 1 - познавательный интерес проявляется иногда
0 - 0, 5 - редкое проявление познавательного интереса
Нами была поставлена цель – сформировать стойкий интерес к своему предмету. Способ достижения цели - разработка и внедрение в образовательный процесс ЭОР «Биологический помощник».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
Мы предположили, что использование электронного учебника на уроке биологии способствует развитию познавательного интереса учащихся. Эффективность познавательной деятельности учащегося обусловлена тем, что знания, учебные умения и навыки могут формироваться в результате активности и самостоятельности ученика, что невозможно без основного мотива деятельности - познавательного интереса.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и оптимизировать процесс познавательной деятельности учащихся.
Результаты наблюдений представлены в протоколе 1 (таблица 1) и протоколе 2 (таблица 2).
По результатам исследования можно сделать вывод, что у большинства детей в классе во время проведения урока с использованием электронного учебника уровень познавательного интереса стал выше, но есть два ученика, у которых уровень познавательного интереса не изменился. Детей, у которых отсутствует познавательный интерес, нет. Если ребенок тлеет высокий познавательный интерес, то и уровень познавательной деятельности тоже будет высоким. Поэтому применение ИКТ, в частности электронного учебника на уроках биологии способствует оптимизации познавательной деятельности учащихся.
Для выявления динамики уровня познавательной деятельности использовались диагностика уровня познавательной деятельности по М.С. Виноградовой и методикой А.Д. Андреевой, на основе опросника Ч. Д. Спилбергера.
Диагностика познавательной деятельности по М.С. Виноградовой включает в себя 9 вопросов с тремя вариантами ответа. Дети выбирают один из предложенных ответов, который наиболее соответствует им.
Используя диагностику А.Д. Андреевой для выявления уровня познавательной деятельности, мы получили следующие результаты. При первичном тестировании высокий уровень познавательной деятельности имели 38,5% детей. На заключительном этапе исследования этот показатель увеличился и составлял 53,8%. Средний уровень познавательной деятельности при первичном тестировании имели 46,2% детей. На заключительном этапе исследования данный показатель снизился и составлял 38,5%. Вначале исследования низкий уровень познавательной деятельности тлели 15,3% учеников. При повторном тестировании низкий уровень познавательной деятельности составлял 7,7%.
Таким образом, проводя анализ полученных данных рисунка 5 можно сделать вывод, что высокий уровень познавательной деятельности при первичном тестировании был ниже, чем высокий уровень познавательной деятельности после использования электронных учебников в процессе обучения биологии.
С целью изучения влияния электронных учебников на успеваемость учащихся было проведено анкетирование детей до и после работы с электронным учебником. Мы выяснили, что всем детям понравилось заниматься по электронному учебнику больше. Чем по обычному. Дети отметили, что в электронном учебнике им понравилось: наличие большого количества иллюстраций, игрового материала, возможность самостоятельной работе по поиску информации. Большая часть опрошенных также отметили, что их знания после применения электронного учебника на уроке биологии качественно улучшились
Показать больше