Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель проведения практики: расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельного психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста в школе по основным направлениям деятельности педагога-психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, аналитической, осуществляемых в условиях общеобразовательного учреждения.
1 Характеристика базы практики
1.1. Изучение образовательной системы образовательной организации
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»
Информационная справка
Образовательное учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного, начального общего и дополнительного образования.
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3» реализует образовательные программы начального общего и дополнительного образования.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
При реализации образовательных программ используются технологии электронного обучения и дистанционного обучения.
Форма обучения осуществляется с учетом потребностей и возможностей студентов дневной, заочной или заочной формы обучения. Допускается сочетание различных форм обучения и форм обучения. Обучение в форме семейного воспитания и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Основная образовательная программа для 1-4 классов содержит обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (20%). Что соответствует требованиям федерального государственного бюджета. Обязательная часть представлена предметными областями и учебными предметами учебного плана. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из курсов повышения квалификации, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Реализуемый по состоянию на 31.12.2021 в соответствии с рабочей программой группы учебный план для 1-4 классов определяет общую нагрузку учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам. Учет индивидуальных особенностей и потребностей обеспечивается за счет части внеурочной деятельности и дополнительного образования.
По состоянию на 31 декабря 2021 года в 1-4 классах обучалось 363 ученика. Учебным планом начального общего образования определяется различный объем аудиторной нагрузки при изучении предметных областей и учебных предметов, внеурочных курсов, дополнительных общеразвивающих программ, образовательных мероприятий в зависимости от выбора обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1.2. Особенности организации учебного процесса в школе
Педагогический состав может положить в основу образовательного процесса следующие принципы:
- гуманизация образования, предполагающая индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса;
- демократизация управления школой и отношений между учителями и учениками;
- преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают дальнейшее развитие и обогащение.
Приоритетные направления в образовании, цели и задачи ОУ.
1. Обеспечить актуализацию содержания образования, усвоение обучающимися содержания образовательных стандартов; вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление и творческий потенциал.
2. Создать необходимую базу для продолжения образования в профессиональной сфере учащимися 5-9 классов; обеспечить современное профилирование учащихся 10, 11 классов.
3. Способствовать развитию индивидуальных особенностей учащегося, совершенствованию дифференцированных форм обучения; создать условия для творческой деятельности студентов в предпочитаемых ими областях знаний.
4. Обеспечить общекультурное развитие ребенка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.
5. Формировать у учащихся чувство моральной и социальной ответственности, законопослушности при соблюдении норм человеческой нравственности.
6. Развивать эстетическую культуру учащихся через приобщение к истории, культуре и национальным традициям; воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать у учащихся собственную активность в творчестве по законам красоты.
2 Выполнение работ на практике, выполнение индивидуального задания
2.1. Программа диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к среднему звену школы
В качестве критериев оценки успешности учебной адаптации можно выделить следующие: объективные (качество учебной деятельности; стабильность функционирования организма обучающихся; отсутствие ярко выраженных признаков утомления, интеллектуальной пассивности в ходе выполнения учебных заданий); субъективные (удовлетворенность процессом обучения, межличностными отношения- ми с педагогами и сверстниками; проявление активности в учебной и внеучебной деятельности) [Асеев: 17].
В нашем исследовании при проведении диагностического этапа мы использовали четырехкомпонентную модель адаптации Д.Ю. Соловьевой [Соловьева: 25] и Т.В. Костяк [Костяк: 41–43]: физиологический, психологический, учебно-мотивационный и социальный. В рамках данной работы не рассматривается физиологическая адаптация, а для изучения особенностей других компонентов мы сочли целесообразным проведение диагностических методик (табл. 1), позволяющих оценить показатели адаптированности обучающихся [Лучшева: 168].
В эксперименте участвовало 77 обучающихся пятых классов МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3».
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили нам сделать некоторые выводы в отношении особенностей психологического компонента адаптации пятиклассников в начале учебного года.
2.2. Консультативная работа с родителями по проблеме адаптации к среднему звену школы на основе полученных результатов диагностики, в том числе с родителями, имеющих детей с особыми образовательными потребностями
«Адаптация пятиклассников к условиям среднего образования»
Переход в 5 класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, усложняется школьная программа, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из старших в начальной школе они становятся младшими в В средней школе, кроме того, дети находятся на пороге подросткового возраста, межличностное общение становится ведущей деятельностью общения, но при этом основным занятием остается учеба. У многих детей в этот период наблюдается повышенная тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
Переход учащегося из начальной школы в среднюю совпадает с своеобразным завершением детства — устойчивым периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники преподают новые дисциплины в разных кабинетах.
2.3. Программа коррекционных занятий по проблеме низкой самооценки современного подростка
Курс коррекционно - развивающих занятий представлен в приложении 1
Сроки реализации - 14 часов
2.4. Индивидуальная психологическая диагностика и консультация по готовности старшего подростка к экзамену (ОГЭ)
Экзаменационная тревога сопровождается бесконечными возможностями выбора сценариев будущего, постоянно подкрепляемая родственниками и друзьями. Все без исключения подростки понимают важность своего дальнейшего выбора, так как именно в это время нужно не только готовиться к экзаменам, но и одновременно думать и решать, чем заниматься в будущем. Некоторые решают пойти в 10 класс и продолжить обучение в школе. А кто-то решает поступить в институт и освоить определенную профессию. Но сначала нужно успешно сдать экзамены, а значит волноваться и переживать за результаты. Причин повышенной тревожности на экзамене несколько. Первая – плохая успеваемость и риск не сдать экзамен. Во-вторых, школьники с повышенной предэкзаменационной тревожностью не имеют достаточных баллов на экзаменах из-за того, что тревожность не позволяет им показать свои истинные знания. Это означает, что подростки, испытывающие высокую экзаменационную тревожность, испытывают трудности с концентрацией и контролем внимания, поэтому они не так хороши, как другие, в обдумывании и запоминании материала. Это ощущение на экзамене отвлекает внимание студентов и мешает им запоминать и воспроизводить необходимую информацию. Итак, можно предположить, что тревожность мешает усвоению материала и его воспроизведению на экзамене [3].
Распространенной трудностью, связанной с тревогой, является проблема перегрузки. Усталость приводит к ошибкам, а накапливающиеся ошибки вызывают панику, сомнения, эмоциональную неустойчивость и новые ошибки. ОГЭ для многих старшеклассников – это не только время напряженной деятельности, но и психологический стресс. Каждый отдельный учащийся по-своему проживает этот «трудный» момент и демонстрирует разный уровень тревожности в зависимости от заинтересованности в конечном результате. Для выявления уровня тревожности мы провели экспериментальное исследование. В исследовании приняла участие ученик 9 класса. Диагностический пакет включает в себя следующий набор методик.
1. Методика выявления личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (в адаптации Ю.Л. Ханина).
2. Опросник «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой).
3. «Тест страха перед экзаменом» Альперта и Хейбера.
4. Тест «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Ромицыной).
Исследование с использованием методики Спилбергера-Ханина для выявления личностной и ситуативной тревожности (в адаптации Ю.Л. Ханина) показало, что у учащегося высокий уровень ситуативной тревожности. Это выражается в том, что учащийся чаще испытывает чувства скованности и напряжения.
По результатам диагностики с использованием Опросника «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой), определено, что ребенок обладает достаточными знаниями о порядке сдачи ОГЭ. «Экзаменационный тест тревожности» Элперта и Хейбера позволяет выявить несколько тенденций: тормозящие страхи и способствующие. После диагностики можно выделить наличие у учащегося тормозных страхов.
Результаты диагностики по тестовой методике «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Ромицыной) показали высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний.
После всего вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение экзаменационной тревожности в старшем подростковом возрасте является весьма актуальной проблемой и имеет все необходимые предпосылки для дальнейших исследований.
Рекомендации для старшего подростка:
«Как вести себя на экзаменах»
Одежда должна быть спокойных тонов. Старайтесь избегать слишком ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызывать негативных эмоций у людей, с которыми вы будете контактировать во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — что хочешь.
2.5. Программа консультирования педагогов по повышению психологической компетентности развития и обучения подростка, а также по проблемам профилактики негативных проявлений социальной среды
Программа консультирования педагогов по повышению психологической компетентности развития и обучения подростка представлена в приложении 2.
2.6. План социальной реабилитации (социокультурной, психологической, медицинской реабилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов детей старшего подросткового возраста
План программы социокультурной реабилитации «Я в мире людей»
Пояснительная записка
Проблема социальной адаптации инвалидов в обществе всегда стояла остро и была актуальна на всех возрастных этапах развития личности. Но особое место занимает подростковый возраст – возраст личностного и профессионального самоопределения и развития самосознания. В этом возрасте происходит подготовка к самостоятельной жизни, планирование будущей занятости, личных отношений со сверстниками. У подростков-инвалидов, помимо возрастных психологических изменений, имеется и специфическая особенность - привыкание к хроническому характеру заболевания и решение проблем изоляции от сверстников. Дети с ограниченными возможностями часто лишены социального опыта, либо имели одностороннее общение (например, с врачами, специальными педагогами и т. д.), поэтому приобретать этот опыт им приходится самостоятельно и часто с большими трудностями.
Целью социальной политики Российской Федерации является обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в общество. Сегодня инвалиды в России относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход намного ниже среднего, а потребность в медицинских и социальных услугах значительно выше. В условиях реформирования российского общества инвалидам сложно конкурировать на рынке труда с физически полноценными людьми. Поэтому помочь адаптироваться в современном мире как профессионально, так и социально – психологически – задача всех участников педагогического процесса. Подросток с ОВЗ привыкает к хроническому характеру заболевания, возникают реальные трудности, связанные с адаптацией к условиям жизни. На первый план выходят жизненные стереотипы, система социальных контактов, социальный статус личности. Подросток встречает барьеры на пути к реализации важнейших биологических и социальных потребностей. Доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям для инвалида во многом затруднен, возникает чувство оторванности от мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель практики: расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельного психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста в школе по основным направлениям деятельности педагога-психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, аналитической, осуществляемых в условиях общеобразовательного учреждения – достигнута.
Показать больше