Фрагмент для ознакомления
2
2. Процесс психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся
Деятельность педагога-психолога ориентирована как на воспитанников, так и на педагогических работников и родителей детей, их поддержку и обеспечение психологического здоровья, на создание условий для личностного, социального, интеллектуального, физического и т.д. развития воспитанников. Педагог-психолог выполняет деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в образовательной организации. Этот специалист стремится найти решения в сложных ситуациях, оказывает методическую помощь воспитателям, свое временно выявляет детей группы риска.
Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива, принимает участие в работе Педагогических советов, педагогических консилиумов, методических объединений и т.д.
Для решения всех этих задач квалифицированный педагог-психолог организует работу по разным направлениям.
Консультирование родителей. Бывают двух видов: предложенные самим психологом и по просьбе «родителей». Во-первых, психолог в течение года посвящает себя вопросам, которые он считает относящимися к конкретному дошкольному учреждению, возрастной группе, родительской группе. Сюда же относится консультирование психолога для педагогов. При них специалист обычно обращает внимание на особенности психического развития ребенка, связанные с этим изменения поведения и эффективность регистрации детской информации.
Педагог предоставляет информацию о «запланированных» родительских инструкциях. И очень важно, чтобы мама или папа, или хотя бы бабушка еще находили время для посещения таких мероприятий. Опыт многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит к психологу даже с тем вопросом, который уже обсуждался на консультации. Например, в начале года психолог пригласил родителей маленьких детей на собрание для обсуждения проблемы адаптации ребенка к дошкольному образованию. Взрослые, у которых какое-то время не было возможности, подходят к проблеме с ежедневной истерией, потому что не хотят идти в парк. Кроме того, общие консультации позволяют родителям убедиться, что трудности воспитания детей типичны для многих других семей. Это очень важно для объективной оценки вашего ребенка. Мне потом приходится слышать от многих матерей: «А я думала, что мой ребенок такой…».
Консультация по запросу - любые проблемы, которые затрагивают ближайшее окружение ребенка.
Второе направление — диагностика. В течение учебного года педагог-психолог совместно с воспитателями проводит так называемую педагогическую диагностику. Включает в себя контроль усвоения знаний, навыков и умений детей разного возраста по дошкольной программе. На основе этих данных анализируется работа воспитателя. Это означает, что каждому ребенку три раза в год даются задания, которые помогают ему или ей оценить свое обучение во время учебы. Если результаты показывают, что ребенок не справляется, проявляет признаки дезадаптации и не имеет соответствующих возрасту навыков самообслуживания, педагог-психолог дополнительно исследует развитие основных психических процессов, обеспечивающих все вышеперечисленные виды деятельности. И если на этом этапе будут обнаружены проблемы, превышающие норму, специалист направит родителей с ребенком к неврологу.
Также в течение года педагог-психолог изучает отношения в детском коллективе, характер установления коммуникативных связей, помогает воспитателю спланировать работу по улучшению отношений между детьми.
В дополнение к предложенной диагностике, о которой шла речь, также проводятся «ситуационно-специфические» исследования.
Педагог-психолог участвует в проведении занятий с детьми, посещает занятия воспитателей и предлагает рекомендации по их улучшению. проводит коррекционную работу.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
Игровая терапия
Арт-терапия
Куклотерапия
Песочная терапия
Психогимнастика
Элементы нейропсихологической коррекции
Релаксационные упражнения
Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
Упражнения для развития познавательных процессов
Педагог-психолог работает с:
последствиями изменений в социальной ситуации развития ребенка, негативно влияющими на его психо-эмоциональное состояние: адаптация ребенка к детскому саду, развод родителей, появление нового члена семьи, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.;
особенностями поведения ребенка: агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
эмоциональным состоянием ребенка: страхи, тревожность;
трудностями во взаимоотношениях ребенка с членами семьи, педагогами, сверстниками;
такими нежелательными привычками, как сосание пальца или предметов, онанизм и т.д.;
недостаточным уровнем развития психических процессов ребенка (когда уровень памяти, внимания, мышления не соответствует возрасту);
устранение психологических последствий проблем логопедического характера.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. В первую очередь социальный педагог оказывает помощь семьям группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.
Работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», конвенцией о правах ребёнка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Абрамин, Л.А. Игра младшего школьника [Текст] / Л.А. Абрамин, Т.В. Антонова. – М .: Просвещение, 1989 – 452 с.
2 Андреев, В.И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы [Текст] / В.И. Андреев, Л.М. Попов, Н.Ю. Посталюк; под ред. В.И. Андреева // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально- политической деятельности: сб. науч. трудов / НИИ ВШ. – М.: Просвещение 2005 – С. 29-39.
3 Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях [Текст] / Л.К. Анцигина // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно- практической конференции // под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара, 2006 – Ч. 2 – С. 174-176.
4 Андромонова, И.М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985) [Текст] / И.М. Андромонова. – Казань, 2009 – 187 с.
5 Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев. – М.: Знание, 1969 – 345 с.
6 Арефьева, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С. Арефьева. – М.: Просвещение, 2004 – 142 с.
7 Авсеенко Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс до и после. – М., 2001, №8. – С. 91-95
8 Андриевский, В.С. Притязание на признание среди сверстников /В.С. Андриевский // Начальная школа №2. – М., 2010 – С. 26-28.
9 Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная школа. – М., 2006, №3. – С. 44-45.
10 Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности [Текст] / П.И. Бабочкин // Философские науки. – М., 2007 – № 12 – С. 100-113.
11 Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 2006 – 148 с.
12 Божович, Л.И. Материалы конференции. Т.2. [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Просвещение, 2008 – 342с.
13 Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Академия, 1995 – 234 с.
14 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст]/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995 – 385 с.
15 Верёвкина, Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений обучающихся [Текст] / Т.А. Верёвкина. – СПб: Феникс, 2007 – 56 с.