Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа представляет собой отчет по практике.
Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, приобретение практических профессиональных навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в решении соответствующих организационных и управленческих задач.
Задачи практики:
1. Выполнить характеристику деятельности образовательной организации.
2. Проанализировать процесс психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся.
3. Предложить программу психолого-педагогической диагностики и интерпретация результатов.
4. Выполнить подготовку и реализацию практико-ориентированного проекта.
База исследования - Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №50 Санкт-Петербурга.
1 Характеристика деятельности образовательной организации
Полное наименование: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Санкт – Петербурга. Учредителем Образовательного учреждения является Санкт-Петербург в лице уполномоченных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Комитет по образованию осуществляет функции и полномочия учредителя Образовательного учреждения за исключением тех, которые относятся к компетенции администрации Приморского района Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга. В ГБДОУ № 50 предоставляется дошкольное образование в очной форме обучения для 1049 обучающихся. Учебное заведение обладает 35 функционально пригодными группами, каждая из которых оснащена необходимым оборудованием, а также групповым помещением, спальней, туалетной и раздевальной комнатами.
В каждом из уголков детского сада расположены различные помещения: там есть методический кабинет, медицинский кабинет, а также кабинеты заведующего и завхоза, документоведа и прачечной. Кроме того, здесь есть кладовки, где можно хранить костюмы, атрибуты и другой инвентарь, а также функциональная кухня.
Для того чтобы дети могли развиваться в полной мере и в различных направлениях, им доступны оборудованные групповые помещения, в которых созданы различные многофункциональные центры детской деятельности. Благодаря этому, дети могут проявлять свои таланты и способности, а также заниматься экспериментированием и моделированием.
На территории ДОУ имеется множество игровых устройств и малых архитектурных форм. В рамках ГБДОУ действуют два музея декоративно-прикладного искусства. Условия обучения в педагогических помещениях способствуют развитию детей, создают комфортное настроение и обеспечивают эмоциональное благополучие. Наличие современной информационно-технической базы (ТСО, локальные сети, выход в Интернет, электронная почта и другие) является достаточным.
В детском саду имеется современная информационно-техническая база, состоящая из 17 компьютеров, 16 принтеров, 20 ноутбуков, 3 копировальных аппаратов и 6 МФУ. Кроме того, здесь есть выход в Интернет, 2 интерактивных доски и возможность использования электронной почты. В группах детского сада оборудованы разнообразные многофункциональные центры детской деятельности, которые позволяют детям развивать свои способности, а также созданы условия для детского экспериментирования и моделирования. Кроме того, на территории детского сада имеется игровое оборудование и малые архитектурные формы, способствующие полноценному и разностороннему развитию детей.
Две площадки в ГБДОУ занимают музеи декоративно-прикладного искусства. Предметно-пространственная среда помещений развивает детей педагогически целесообразным образом, создавая комфортное настроение и обеспечивая высокий уровень культуры. Это дает детям эмоциональное благополучие и создает условия для их индивидуального развития.
2. Процесс психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся
Существенное изменение образовательной ситуации в дошкольном учреждении происходит с введением нового стандарта дошкольного образования. Этот стандарт точно определяет, где и как использовать психологические знания при организации среды детского сада. В современном обществе, отличающемся высокой мобильностью и динамичностью, одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения является возможность активного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса становится особенно важным в системе дошкольного образования, соответствуя новым требованиям, которые включены в Федеральные государственные стандарты. Эти стандарты определяют базовые нормы и правила, регулирующие жизнь в детском саду, затрагивающие не только педагогов и детей, но и всех других участников образовательного процесса, таких как воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
Для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе необходима система профессиональной деятельности, которая будет создавать социально-психологические условия. Сегодня, забота о реализации права ребенка на свободное и полноценное развитие является неотъемлемой целью для детских садов и школ. Решение этих проблем может быть обеспечено созданием модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду. При этом, субъектом собственной деятельности должен быть ребенок, а его активность и свобода должны взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Забота о создании психологически комфортной образовательной среды для детей и их психическом здоровье имеют огромное значение. Эта забота о безопасности каждого растущего человека и будущей безопасности нации. В связи с этим, сегодняшнее развитие системы дошкольного образования требует организации психологического сопровождения при внедрении федерального государственного образовательного стандарта в каждом дошкольном учреждении.
Детский сад – это период, который несет в себе значительную ответственность для детей и взрослых. В это время происходит приспособление ребенка к новой социальной обстановке в детском саду. Это вызывает значительную тревогу у взрослых, так как ребенок уже привык к собственному режиму, режиму питания и отношениям с родителями. От того, как быстро ребенок адаптируется к новому расписанию, знакомству с новыми взрослыми и сверстниками, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие, а также его успешное существование как в детском саду, так и в семье.
Оптимальное приспособление детей младшего возраста к жизни в детском саду возможно только при совместных усилиях родителей и воспитателей, которые обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт и интересную жизнь в доме и в дошкольном учреждении. Для того, чтобы малыш быстрее привык к новым условиям и чувствовал себя комфортно в детском саду, необходимо создавать благоприятную атмосферу. Важно, чтобы у ребенка было положительное отношение к дошкольному учреждению и желание проводить время там.
Организация адаптационного периода в группе зависит, в первую очередь, от умения и желания воспитателей создать атмосферу тепла, доброты и внимания. Чтобы достичь этого, профессиональный уровень воспитателей повышается задолго до начала учебного года, а также проводятся педсоветы, семинары, тренинги и консультации. Они направлены на развитие таких качеств у воспитателей, как доброжелательность, коммуникативные навыки, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и умение сопереживать
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Н. С. Коммуникативно-речевые умения старших дошкольников: диагностика и планирование развивающей работы / Н. С. Александрова, О. А. Петушкова // Вестник Вятского государственного университета. – 2022. – № 4(146). – С. 110-120.
2. Александрова Н. С. Ретроспективный анализ понятия коммуникативно-речевой активности дошкольников в психолого-педагогических исследованиях / Н. С. Александрова, О. А. Петушкова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–1. С. 25–28
3. Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н., Якупова В. А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2018. № 3. С. 293-311.
4. Антоникова, С.Р. Инновации в психолого - педагогическом сопровождении адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям пребывания в ДОО /С.Р. Антоникова // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Казань: 2017. - с.4-7
5. Артюхова, Т. Ю. Возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения / Т. Ю. Артюхова, Е. П. Федорова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6, № 1(21). – С. 16-25
6. Глебов, В.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения / В.В. Глебов /Дошкольное воспитание. -М.: 2013. - 116-120 с.
7. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
8. Лясота, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / В. В. Лясота // Вестник науки. – 2022. – Т. 1, № 4(49). – С. 76-80.
9. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: Структура и динамика. М.: Ин-т психологии РАН, 2020. 503 с
10. Уланова А. Ю. Роль модели психического в становлении понимания юмора детьми 4-6 лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2019. Т. 9, Вып. 4. С. 390-400..
11. Халимдарова, Г. Р. Изучение коммуникативной культуры старших дошкольников с позиции теории сознания / Г. Р. Халимдарова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2023. – Т. 18, № 2. – С. 106-116.
12. Шинкарёва Н. А., Дробязгина Т. В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 91-95.