Фрагмент для ознакомления
2
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у обучающихся.
Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.
Ход классного часа.
Ситуация № 1. «Что такое мораль?»
Классный руководитель: Это сложное и неоднозначное понятие. И все-таки ученые сошлись на том, что мораль — это определенные принципы, идеалы, нормы поведения человека, правила нравственности, которые сложились в результате размышления людей о жизни, поступках, взаимоотношениях друг с другом. Само слово «мораль» образовалось от латинского слова, означавшего нрав, обычай. Всем известны основные правила нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не убивай и не воруй; не лги и не завидуй; не посягай на чужое. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира — у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе, в древних индийских, китайских верованиях.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы. Кого из них послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом, часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку чему-либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла.
Моральный выбор порой бывает очень мучительным, часто не бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично, что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек прежде всего опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга, справедливости. Эти внутренние убеждения, иначе говоря, совесть, контролируют нас. Это самый строгий контролер, от нее нельзя скрыться, и в первую очередь мы отвечаем перед ней.
Задание.
Ответьте кратко на вопрос: «Что такое мораль?» (Возможные суждения студентов.)
Нормы жизни в обществе.
Сейчас давайте разберемся, по каким нормам живет человек в обществе.
Есть две нормы жизни: мораль и право.
Групповая работа.
Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., Москва; Фолио, Харьков: Эксмо-пресс. 2017.
2. Боброва Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституцион-ных норм. Воронеж, 2017.
3. Гегель. Философия права. М., 2018.
4. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 2014.
5. Керимов Д. А. Предмет философии права // Советское государство и право. 2014. № 7.
6. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 2017.
7. Лившиц Р. 3. Право и закон в социалистическом правовом государстве// Сов. государство и право. 2019. № 3.
8. Малиново И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург. 2015.
9. Малиново И. П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 2016.
10. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 2015.