Фрагмент для ознакомления
2
Дивидендная политика компаний призвана сформировать баланс интересов между двумя субъектами, это инвесторы, которые заинтересованы в выплате дивидендов и собственниками (менеджерами), 3 которые склонны к реинвестированию прибыли и увеличению активов компаний. В этой связи представляет интерес изучение словчившихся закономерностей в рассматриваемой области применительно к российским компаниям, этот факт являлся причиной, побудивший нас к проведению исследования.
Обращаясь к теоретико-методологическим и практическим исследованиям отечественных ученых в области дивидендной политики, приводит к значительному количеству публикаций в этой области, к наиболее значимым публикациям можно отнести работы таких авторов и коллективов как: Абрамов А.Е., Кузьмина И. Г., Гадашакаева Д. Р., Егоров В.А., Егорова А.О., Киселев В.Б., Курпас И.П., Леднева О.В.
Несмотря на значительную разработку предметной области, стоит указать на пробелы, которые нуждаются в изучении, прежде всего это отсутствие исследований, охватывающих последние три года развития компаний и фондового рынка посвященной влиянию финансовых показателей (индикаторов) на дивидендные выплаты. Этот факт и стал основанием для проведения настоящего исследования основанного на эмпирических данных компаний акции, которых обращаются на Московской бирже.
Дивидендная политика – это одна из важнейших составляющих любого публичного акционерного общества. Она является существенным фактором управления структурой капитала и оказывает трёхстороннее воздействие на компанию. Во-первых, дивидендная политика влияет на стоимость собственного капитала – согласно модели Гордона, стоимость акционерного капитала определяется путем дисконтирования денежного потока в форме дивидендов. Во-вторых, она оказывает воздействие на структуру источников формирования капитала, поскольку чем меньше капитализируется прибыли, тем больше средств привлекается из внешних источников финансирования для расширения деятельности компании. В-третьих, она влияет на привлекательность акций общества. Всё это обуславливает высокую значимость дивидендной политики .
Термин «дивидендная политика» характеризует установление устойчивых финансовых взаимоотношений компании с ее собственниками. В рамках финансовой стратегии компании формируются: распределительная политика компании (payout policy) как политика по распределению заработанной прибыли; дивидендная политика как политика направления денежных средств или иных активов (например, ценных бумаг) собственникам . Главная задача финансового управления компании - оценить приемлемый уровень денежных средств, которую компания может распределить на свое развитие, а какую направить собственникам. Для оценки этого уровня следует взвесить доступные инвестиционные решения, их целесообразность, привлечение недостающих источников финансирования с внешнего рынка, а также настроения собственников. Самый важный вопрос, решаемый в этой области, - каковы интересы собственников и других заинтересованных лиц, значимы ли для них текущие выплаты, как политика распределения прибыли повлияет на стоимость денег для компании и ее рыночную стоимость. Положение о действующей дивидендной политике является внутренним документом акционерного общества, который утверждается советом директоров.
В нем определяются механизм принятия решения о дивидендных выплатах, размер дивидендов на каждый тип акций - привилегированные и обычные, порядок и сроки выплат акционерам. Размер рекомендуемых дивидендов зависит от ряда факторов: нормативных документов, наличия или отсутствия у компании свободных денежных средств, инвестиционной программы компании, финансовой устойчивости компании, текущей рыночной конъюнктуры. Нормативные документы, которые регулируют порядок дивидендных выплат. В первую очередь речь идет о федеральном законе «Об акционерных обществах» и уставе эмитента - учредительном документе, который фиксирует основные сведения о компании и регламентирует ее деятельность. Кроме того, для компаний с государственным участием размер дивидендов может регулироваться специальным распоряжением правительства .
Финансовый сектор экономики является движущей силой экономического роста и развития инвестиционного потенциала регионов и территориальных образований. Частные и квалифицированные инвесторы превращают свои сбережения в инвестиционный ресурс, прежде всего, для того, чтобы генерировать стабильный денежный поток, главным образом в виде пассивного дохода, в виде процентной ренты, превышающей процентный доход по банковским депозитам. Частные и институциональные инвесторы приобретают акции публичных компаний на фондовом рынке IPO и SPO в надежде на получение стабильных дивидендных выплат. Следует подчеркнуть, что дивиденды позволяют реинвестировать нераспределенную прибыль с переходом на сложные проценты, что способствует гармонизации интересов руководства и владельцев компании. С экономической точки зрения дивидендная политика является структурным компонентом финансовой политики компании, которая отражает набор правил, предписаний и документированных процедур, отражающих формирование взаимоотношений с заинтересованными сторонами .
При реализации дивидендной политики компании особое внимание уделяется порядку распределения прибыли и увеличению стоимости капитала владельцев обыкновенных и привилегированных акций. P/E компаний - это отношение стоимости акций к прибыли, которую они принесут, а результатом является количество лет, которое потребуется, чтобы полностью окупить вложенные деньги. Принципы построения и формирования, а также порядок выплаты дивидендов закреплены в Федеральном законе "Об акционерных обществах", а также отражены во внутренних документах, например, в уставе организации.
Рисунок 1- Последовательность формирования дивидендной политики
Современная финансовая наука предлагает огромное количество теорий, которые объясняют нам дивидендную политику компаний. Существует только четыре подхода, которые внесли наибольший вклад в развитие теоретических основ дивидендной политики: теория независимости дивидендов, или иначе ее называют нерелевантной теорией; теория налоговых преференций; теория дивидендных предпочтений; теория сигналов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
2. Аношина Ю.Ф. Актуальные аспекты налогового консультирования // В сборнике: МЭИ.RU. Сборник статей Всероссийской междисциплинарной научно-практической заочной конференции. Под общей редакцией В.И. Семеновой, под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. 2019. С. 15-26.
3. Аношина Ю.Ф., Пешкова Д.Е. Банк - основное звено по аккумулированию финансовых ресурсов, обеспечивающих стабильный экономический рост // В сборнике: Проблемы российской экономики на современном этапе. Сборник научных трудов по материалам Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Н.А. Ершовой. 2019. С. 159-165.
4. Аношина Ю.Ф. Участие коммерческих банков в реализации механизма лизинга // В сборнике: Анализ общественных явлений в 2018 г. Построение прогнозов. Сборник статей по материалам VI ежегодной научнопрактической конференции. 2019. С. 6-13.
5. Галазова, М. В. Специфика дивидендной политики российских компаний / М. В. Галазова, Д. М. Шабанов // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 10 ноября 2021 года / Под общей редакцией Т.С. Саяпиной, под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. – НОЧУ ВО «МЭИ»: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский экономический институт", 2021. – С. 141-153.
6. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг : учебник / В. А. Галанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 414 с.
7. Калашникова, Д. А. Современные тенденции дивидендной политики акционерных обществ / Д. А. Калашникова, А. А. Силаева, Ю. Е. Левина // Мировые цивилизации. – 2022. – Т. 7, № 2. – С. 14-19.
8. Леонова, О. В. Оценка дивидендной политики компании на примере ПАО "Магнит" / О. В. Леонова // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита : материалы XIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, Курск, 28 апреля 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 264-267.
9. Парамонов П.Ф. Системный подход к оценке финансового равновесия коммерческих организаций / П.Ф. Парамонов, Д.Я Родин, Л.В. Глухих. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2020. - Том 13. - № 1 (351). – С. 4 – 20.
10. Родин, Д. Я. Проблемы формирования и реализации дивидендной политики компании / Д. Я. Родин, М. Р. Ворокова, М. Д. Самутина // Человек. Социум. Общество. – 2021. – № 7. – С. 62-70. –
11. Родин Д.Я. Формирование и развитие инновационного лизинга в системе воспроизводственного процесса реального сектора региональной экономики / Д.Я. Родин, Л.К. Улыбина, Л.В. Глухих, В.С. Лукашов. // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Том 16. - №10 (457). – С. 1941 -1957.
12. Сергеева, А. Д. Методология оценки эффективности дивидендной политики компаний с учетом отраслевой специфики деятельности / А. Д. Сергеева // Калужский экономический вестник. – 2022. – № 4. – С. 61-68.
13. Чижик В. П. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / В.П. Чижик. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 448 с.
14. Dudin M. N., Afanasiev I. V., Kamyshansky V. P. et al. Risk Management as a Tool for Ensuring Economic Security: A Study of International Practices // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2019. – Vol. 11. – No 7. – P. 1006-1012.
15. Болдов М. Что такое дивидендная политика. [Электронный ресурс] / М.Болдов // Тинькофф Журнал [сайт]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/guide/dividendnaya-politika/
16. Гаврикова В. Дивиденды [Электронный ресурс] / В. Гаврикова // РБК: [сайт]. – Режим доступа: https://quote.rbc.ru/dict/dividend