Фрагмент для ознакомления
2
Шурышкарский район – муниципальное образование юго-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа. На севере и востоке граничит с Приуральским районом, на юге - Ханты-Мансийским автономным округом, а на западе - с республикой Коми. Свою официальную историю ведет с 10 декабря 1930 года.
Администрация Шурышкарского района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального округа Шурышкарский район. Организационно-правовая форма Администрации района – муниципальное учреждение. Тип учреждения – казённое.
Полномочия Администрации Шурышкарского района:
1) участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа;
2) организует и осуществляет мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Шурышкарского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) организует и осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального округа;
4) осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством автономного округа, Уставом муниципального образования Шурышкарский район, другими нормативными правовыми актами муниципального образования;
6) участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального округа;
7) разрабатывает и осуществляет меры, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
8) разрабатывает и реализует муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Администрация Шурышкарского района исполняет следующие функции:
- в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан;
- в области бюджета, финансов, учета и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- в области строительства, транспорта, жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания и предоставления иных услуг населению.
Администрация района является уполномоченным органом на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Анализ организации целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития муниципального образования Шурышкарский район
Правовые и организационные основы стратегического планирования в Шурышкарском районе (далее - район) определены Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом муниципального округа Шурышкарский район и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2015 г. № 108-ЗАО «О стратегическом планировании в Ямало-Ненецком автономном округе». Структура расходов районного бюджета стабильна и взаимоувязана со стратегическими целями социально-экономического развития района, направленными на сохранение уникальной экосистемы района, бережного использования ресурсного потенциала в интересах жителей района, поддержание и развитие самобытной культуры и образа жизни народов, проживающих на его территории. Значительная часть целей и задач, на решение которых направлена реализация муниципальных программ, сформирована в развитие «майских» указов Президента РФ (от 07.05.2012 г. №№596-601, 606 и от 07.05.2018 г. №204). Наибольшую долю в структуре бюджета района составляют расходы на социальную сферу. В соответствии с решением Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район от 23 декабря 2021 года № 162 «О бюджете муниципального образования Шурышкарский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», доля расходов местного бюджета на реализацию муниципальных программ в 2022 году составила 99,24% (за вычетом субвенций из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа).
Одним из ключевых факторов успешного социально-экономического развития муниципального округа является качество муниципального управления. Приоритетное направление предполагает успешную реализацию мер по совершенствованию системы стратегического планирования, повышению эффективности бюджетных расходов, снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества муниципальных услуг.
В результате анализа было установлено, что Шурышкарский район не оказывает существенного влияния на развитие Ямало-Ненецкого автономного округа. На его территории отсутствует добыча углеводородов – основы экономики района. Бюджет Шурышкарского района является дотационным. Это связано с тем, что организации, зарегистрированные в округе, в основном выполняют социальные функции - обеспечивают жизнедеятельность местного населения (в том числе коренных малочисленных народов Севера).
На территории района нет предприятий и отраслей промышленности, способных конкурировать на внешнем рынке. Продукция организаций реализуется на внутренних рынках, в основном в Шурышкарском районе и Тюменской области (с автономными округами). Основные перспективы развития связаны с более полным использованием природных ресурсов, имеющихся в этом районе. В связи с этим основными точками роста являются:
1. Сельское хозяйство и пищевая промышленность (переработка рыбы, оленины и дикорастущих растений) в связи с наличием необходимого сырья.
2. Туризм.
В настоящее время сформирован кластер, объединяющий сельское хозяйство и пищевую промышленность. Основной сегмент кластера – оленеводство - существует для поддержания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. На сегодняшний день отрасль оленеводства субсидируется. Животноводство имеет более низкую рентабельность. Аналогичная ситуация наблюдается и в рыбной отрасли. Здесь нет перерабатывающих предприятий. Крупнейшим предприятием является Горьковский рыбокомбинат, который является поставщиком Салехардского рыбокомбината. Физические и юридические лица занимаются рыболовством и мелкой переработкой рыбы (замораживанием и засолкой). Рыбная промышленность также является социально значимой и служит сохранению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Что касается растениеводства, то сегодня основная масса сельскохозяйственных культур (в основном картофель) выращивается МСП "Мужевское" и населением. Кроме того, собираются дикорастущие растения и грибы. Их обработка не проводится.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного и пищевого кластера связано со строительством вертикально интегрированных предприятий, которые могут повысить рентабельность существующих производств в регионе. В области животноводства (главным образом, оленеводства) это означает разведение животных, их переработку и сбыт конечным потребителям на внутреннем и внешнем рынках. В рыбной отрасли – создание производственных мощностей по глубокой переработке рыбы. Перспективным направлением является переработка дикорастущих грибов и ягод.
Процесс постановки целей начинается с формулирования миссии. Миссия отражает роль Шурышкарского района в социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, формулировка миссии района основана на учете его уникальной специфики. В результате стратегического анализа социально-экономического развития района сформировалось представление о миссии, которая формулируется следующим образом: сохранение уникальной экосистемы района, бережное использование ресурсного потенциала в интересах жителей района, поддержание и развитие окружающей среды. самобытная культура и образ жизни народов, проживающих на его территории.
Для определения стратегических приоритетов социально-экономического развития Шурышкарского района был разработан сценарий: "Сельскохозяйственный и туристический центр". Сценарий направлен на сохранение традиционного образа жизни малочисленных народов Севера и предусматривает развитие сельского хозяйства, основанных на нем перерабатывающих производств и въездного туризма. Большое внимание будет уделено модернизации отраслей, необходимых для поддержания жизнедеятельности населения района: жилищно-коммунального хозяйства, строительства, образования и здравоохранения. В области сельского хозяйства основной упор будет сделан на развитие оленеводства, рыболовства, скотоводства, овощеводства и заготовки дикорастущих растений. Главным приоритетом в развитии отрасли является создание и поддержка крупных многопрофильных предприятий, объединяющих в себе несколько направлений. Это позволит снизить риски, связанные с сельскохозяйственной деятельностью (падеж скота, сокращение улова рыбы, неурожаи и т.д.), и профинансировать временно убыточные предприятия за счет прибыльных.
Ресурсный, экономический и интеллектуальный потенциал, имеющийся в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный район, округ), позволяет достичь более высокого уровня жизни населения. Стратегия 2035 - это документ единой системы стратегического планирования муниципального района, положения которого получат дальнейшее развитие и конкретизацию в документах прогнозирования и планирования. В целях укрепления инфраструктуры районной молодежной политики в муниципальном районе в прогнозируемый период будет построен многофункциональный детско-юношеский спортивный комплекс, открыты новые молодежные клубы.
Основным инструментом в достижении поставленных целей и решении задач, определенных Стратегией, является реализация муниципальных программ муниципального района. Муниципальная программа содержит комплекс запланированных мероприятий, которые взаимосвязаны по задачам, срокам, исполнителям и ресурсам и обеспечивают наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального района в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». [Текст] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Текст] // СПС «КонсультантПлюс».
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 13.08.2019) [Текст] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Астафьев, С. А. Роль инициативного бюджетирования и соучаствующей реализации при повышении комфорта городской среды / С. А. Астафьев, Г. В. Хомкалов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2022. – № 2(48). – С. 9-13.
5. Захарова, С.Г., Соменкова Н.С. Государственное и муниципальное администрирование. Учебник. — Екатеринбург: Издательские решения, 2019. — 378 с.
6. Зерчанинова, Т.Е. (Ред.) Государственное и муниципальное управление: состояние, проблемы и современные тенденции. Монография. — Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, 2019. — 256 с.
7. Костина, С.Н., Банных, Г.А., Воронина, Л.И. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2019. - 123 с
8. СВОДНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ Шурышкарского района за 2022 год. – URL: https://admmuji.yanao.ru/upload/uf/220/31g264o7n6zt2c7wwarcfn2uidsp6ilu/Doklad_o_khode_realizatsii_i_ob_otsenke_effektivnosti_MP_za_2022_god.pdf