Фрагмент для ознакомления
2
Пятилетние дети приобрели некоторый опыт в различных музыкальных занятиях. У них уже есть свои личные предпочтения: кому-то больше нравится петь, а кому-то танцевать. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны и эмоциональны. Речевой диапазон четырехлетних детей также очень мал, в основном от первой октавы «ре» до «ля».
На пятом году жизни двигательные навыки и качества продолжают развиваться. С одной стороны, дети обладают гибкостью и пластичностью, и они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них еще не сформировалась координация движений.
Дети 4-5 лет [17]:
- могут различать музыку разных тональностей и характеров, отражая это в импровизированном движении;
- проявляют интерес к музыкальным инструментам, с удовольствием берут в руки музыкальные инструменты для игры, могут музицировать на музыкальных инструментах и участвовать в детском шумовом оркестре.
Возраст 5-6 лет.
У старших дошкольников зрелость проявляется в таком важном качестве, как хаотичность психологических процессов (внимание, память, мышление), что является важной предпосылкой для более глубокого музыкального образования.
5-6-летний ребенок характеризуется повышенной самостоятельностью, выражением своих желаний в различных художественных и творческих занятиях и явной потребностью в общении со сверстниками. В этом возрасте у детей развиваются ловкость, точность и координация движений, что значительно повышает их способность к интерпретации. Активность детей значительно возросла, они энергичны, подвижны и эмоциональны.
Дети 5-6 лет:
- следят за слуховым исполнением музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- могут участвовать в музыкальных играх с пением и движениями, следить за развитием сюжета и следовать правилам;
- с удовольствием слушают и проявляют интерес к необычному музыкальному тембру, голосу и интонации.
Возраст 6-7 лет.
Подвижные и энергичные дети активно участвуют в различных музыкальных и художественных мероприятиях. За этот период психофизиологические способности претерпели качественные изменения: голос стал звучным, движения более скоординированными, повысились память и внимание, улучшилась речь.
У детей на седьмом году жизни возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальное видение. В то же время для детей характерны эмоциональная нестабильность и психологическая усталость.
На дошкольном этапе актуальность идеи всестороннего развития личности детей посредством музыки возросла, поскольку приоритетными стали задачи достижения школьной зрелости, овладения ею как необходимым условием учебной деятельности, а также успешная социализация детей и формирование нравственных и коммуникативных навыков [5].
Дети 6-7 лет:
- хорошие вокальные и хоровые навыки: поет последовательно и впечатляюще естественным голосом;
- выполняет различные реконструкции по сигналам взрослых, а также сосредотачивается на танцевальном контуре;
- может участвовать в импровизированной музыке, адаптироваться, найти свой ритм и манеру игры на музыкальных инструментах.
5.2. Особенности музыкального воспитания и развития детей в семье
Весь мир признает, что наилучшие условия для развития и образования детей раннего возраста, включая музыкальное, создаются в семье. Большинство детей в возрасте до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, которые берут на себя ответственность учителей, должны помнить, что этот период очень важен для дальнейшего развития их детей.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент для того, чтобы дети могли успешно развивать свои музыкальные навыки, интегрировать их в музыку и формировать позитивный настрой. Родители должны знать методы и приемы музыкального воспитания в семье, как его организовать, понимать смысл музыкального образования и повышать свой собственный культурный уровень [12].
Музыкальное образование и развитие детей МБДОУ МО «Детский сад №77» и в семье зависят от этих предпосылок и условий. Эти предпосылки и условия определяются присущими семье музыкальными качествами и образом жизни, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, а также общей культурой.
У всех семей разный уровень музыкальной культуры. Некоторые люди уважают популярную музыку и классическую музыку, профессию музыкантов и часто участвуют в концертах, музыкальных представлениях и звуках музыки в доме. Родители, осознавая счастье и духовное удовлетворение, которые приносит музыка их детям, стремятся дать им музыкальное образование и развить их навыки.
В некоторых семьях, даже если у них очень хорошее образование, редко уделяют внимание музыкальному образованию детей, потому что родители не видят никакой практической пользы. Музыка считается средством развлечения. В такой семье ребенок в основном слушает «легкую» музыку, потому что его родители равнодушны к «серьезной» музыке.
Однако семьи вполне могут применять различные виды музыкальной деятельности (восприятие, интерпретация, творчество, музыкальная и образовательная деятельность). В семье, которая серьезно занимается музыкальным образованием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде. С первого дня своей жизни ребенок приобретет разнообразное и ценное впечатление. На этой основе у него развиваются музыкальные способности и формируется музыкальная культура. Дома дети могут по желанию слушать музыку в профессиональном исполнении и высококачественном звучании (запись на фонограф, магнитофонную ленту).
Среди видов исполнительства МБДОУ МО «Детский сад №77» наиболее доступными являются пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специального курса может впитывать песни, которые он слушает. Для игры на фортепиано требуется профессиональная подготовка. Во многих семьях есть музыкальные инструменты: игрушки (металлический цинь, ксилофон, арфа, труба) [18].
Родители могут научить своих детей играть на этих музыкальных инструментах, если они смогут подобрать мелодию в соответствии со своим слухом. В противном случае дети увидят, что в этих инструментах используются только игрушки, предназначенные просто для развлечения.
В большинстве случаев семьи занимаются созданием музыки вместе с детьми, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут спонтанно придумывать и «творить» музыку в игре: напевать марш, ритмично отбивать солдатиков и представлять, что они маршируют; петь колыбельные, убаюкивать кукол; импровизировать мелодии на пианино, дети
Музыкальная и образовательная деятельность МБДОУ МО «Детский сад №77» и в семье в основном направлена на то, чтобы дети учились играть на музыкальных инструментах. Большинство дошкольников спонтанно приобретают музыкальные знания без какой-либо системы.
Педагог МБДОУ МО «Детский сад №77» должен учитывать особенности каждой семьи в своей работе, обращать внимание на различные условия роста детей и их семейную музыкальную среду.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на людей. Музыка обладает способностью оказывать влияние на детей на ранних стадиях. Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для дальнейшего развития человека: музыка, которую слушают будущие мамы, оказывает влияние на самочувствие их детей.
Музыка - одно из самых богатых и эффективных средств эстетического воспитания. Это оказывает большое эмоциональное влияние, воспитывая чувства человека и формируя вкус [13].
Освоение музыки оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чувствительность к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы и вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре и заложить фундамент. Дошкольное образование очень важно для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если музыкально-эстетическое сознание формируется в процессе музыкальной деятельности, то это не оставит никакого следа для дальнейшего развития человечества и формирования его общего духа.
Участвуя в музыкальном образовании, важно помнить об общем развитии ребенка. Дошкольники имеют мало опыта в проявлении чувств человека, которые существуют в реальной жизни. Музыка, передающая полный спектр эмоций и их нюансы, может расширить эти формы самовыражения.
Помимо моральных аспектов, музыкальное образование очень важно для формирования эстетических чувств детей: приобщаясь к культурному и музыкальному наследию, дети усваивают стандарты красоты и перенимают ценный культурный опыт нескольких поколений. Музыка развивает ребенка и его дух.
В дополнение к различной информации о музыке, имеющей когнитивное значение, диалог о ней также включает характеристики эмоционального метафорического содержания. Таким образом, словарный запас детей обогащается метафорическими словами и выражениями. Эти слова и выражения передают чувства, передаваемые в музыке. Способность представлять и воспроизводить высоту звука в мелодии также включает в себя психологические операции: сравнение, анализ, сличение, запоминание, что влияет не только на развитие музыки, но и на общее развитие детей.
Как упоминалось ранее, эмоциональная сфера музыки развивается. Способность эмоционально реагировать на музыку - один из самых важных музыкальных навыков. Это связано с развитием эмоциональной отзывчивости и с воспитанием личностных качеств, таких как доброта и способность сопереживать другим.
Развитие музыкальных навыков - одна из главных задач музыкального образования детей. Основным вопросом педагогики является природа музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные качества человека или они развиваются под влиянием окружающей среды, воспитания и обучаемости [14].
Б.М.Теплов провел глубокий и тщательный анализ развития музыкальных способностей в своих работах. "Навыки зависят от врожденных компонентов, но они развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные навыки проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности детей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2019. – 315 с.
4. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. - СПб.: Вита, 2020. – 217 с.
5. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Вита, 2019. – 456 с.
6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская ВА. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Нова, 2019. – 399 с.
7. Деркунская ВА. Поддержка детских инициатив как условие воспитания дошкольника как субъекта деятельности и поведения // Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Вита, 2019. – 512 с.
8. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Кнорус, 2019. – 178 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Вита, 2019. – 417 с.
10. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Вита, 2019. – 399 с.
11. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2021. - №4. – С. 88-95.
12. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова. - М.: Кнорус, 2021. – 174 с.
13. Поддьяков АН. Компликология. Создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей / А.Н. Поддьяков. - М.: Дашков и Ко, 2019. – 502 с.
14. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет / Н.Н. Поддьяков. - М.: Кнорус, 2019. – 390 с.
15. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 2020. – 142 с.
16. Поддьяков Н.Н. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / Н.Н. Поддьяков. - СПб.: Вита, 2020. – 173 с.
17. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Вита, 2020. – 120 с.
18. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Нова, 2019. – 133 с.
19. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании: Научно-методический сборник / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, Е.А. Александрова, О.А. Мацкайлова. - М.: НИИ школьных технологий, 2019. – 407 с.
20. Официальный сайт МБДОУ ДО № 77. Электронный ресурс: https://ds77.centerstart.ru/news