Фрагмент для ознакомления
2
К дисциплинарным взысканиям в отношении сотрудников Дежурной части отдела полиции также применяются особые меры по сравнению с общим порядком, предусмотренным ТК РФ. Так, если ст.192 ТК РФ предусматривает только три вида дисциплинарных взысканий (замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям), то ст.28 ФЗ от 28.12.2010 №403-ФЗ предусматривает более широкий спектр взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, снижение в специальном звании, лишение знака отличия, снятие нагрудного знака "Почетный сотрудник", предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение).
Предупреждение преступности давно было и остается одной из главных задач, стоящих перед государством и обществом в целом. На современном этапе угроза преступности сопровождается проявлениями терроризма, экстремизма, наркоэпидемий, коррупции и организованной преступности. Все это нарушает гражданский мир, подрывает здоровье и потенциал государства, препятствует развитию экономических отношений.
Органы внутренних дел являются основными субъектами специального предупреждения преступлений и осуществляют правоохранительные функции. Деятельность полиции направлена на предупреждение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и оказания профилактического воздействия на лиц, совершающих противоправные деяния.
Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений " определяет основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
К ним относятся: анализ причин преступности и разработка соответствующих мер противодействия; выявление лиц с преступными наклонностями и постановка их на профилактический учет; пресечение преступлений на стадии подготовки; привлечение правоохранительных органов и граждан к участию в профилактической деятельности; профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Министерство внутренних дел устанавливает и поддерживает контакты с правоохранительными органами зарубежных стран, в том числе стран бывшего Советского Союза, по вопросам охраны общественного порядка и организации борьбы с преступностью.
Для повышения уровня безопасности каждого гражданина необходимо объединить усилия органов власти, управления, коммерческих организаций, общественных структур и населения в целом. Для этого необходимо сосредоточиться на профилактике преступлений как наиболее эффективном механизме защиты граждан России от преступных посягательств.
Сегодня центральной является задача правового просвещения населения, пропаганды патриотизма и здорового образа жизни, в том числе через СМИ и наружную рекламу.
Так, в соответствии с поручением Президента РФ о создании национальной системы профилактики правонарушений органами внутренних дел реализуется ряд информационно-пропагандистских программ, в частности, по информационному обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции.
Для этого используются все доступные средства информирования населения, включая печатные и электронные СМИ, наружную рекламу, производство и распространение тематических видеофильмов. Одним из условий эффективности профилактической функции органов внутренних дел является формирование и продвижение положительного имиджа сотрудников полиции.
В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина был принят ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ определяет основные положения, направленные на повышение уровня защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности полиции в борьбе с преступностью и обеспечении правопорядка. К ним относятся:
-общественный контроль за работой полиции и ее сотрудников, формирование системы оценки работы полицейской организации на основе общественного мнения и удовлетворенности граждан правоохранительными услугами.
-обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;
-жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, работающих в уполномоченных государственных органах; постоянное повышение уровня профессиональной осведомленности каждого сотрудника полиции;
-развитие правоохранительной деятельности на основе результатов инновационных технологий и др.
ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ возлагает на органы внутренних дел создание качественно нового института обеспечения правопорядка - правоохранительного органа, целью которого является защита прав и свобод человека, обеспечение личной и общественной безопасности.
Права и обязанности сотрудников полиции. В ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ (глава 3) права и обязанности сотрудников полиции изложены более подробно. В нем особо оговаривается, что перечень обязанностей полиции может быть установлен только в ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ.
Сотрудник полиции обязан не реже одного раза в месяц в срок, установленный законодательством РФ, сообщать лицу, заявившему о преступлении, об обстоятельствах рассмотрения его заявления или сообщения (ч.1. ст.12 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
Пункт 1 ст.13 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ наделяет сотрудников полиции правом выдавать в установленном порядке разрешения на установку "спецсигналов" на транспортные средства.
Сотрудники полиции вправе получать от кредитных учреждений информацию об операциях и счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях контроля и выявления налоговых преступлений (п.4 ч.1 ст.13 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ)
Сотрудники полиции должны пресекать действия, которые намеренно причиняют гражданам страдания, физические или психические страдания.
В нем также предусмотрены подробные процедуры обращения сотрудников полиции к гражданам. По требованию гражданина сотрудник полиции обязан назвать свою должность, звание и фамилию, предъявить официальное удостоверение личности и сообщить причины и цель жалобы.
Новые полномочия полиции, предусмотренные законом и направленные, в частности, на предотвращение преступлений, на охрану здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (в интересах общества), соответствуют положениям Европейской конвенции по правам человека. Что не исключает применения отмеченной Конвенции в случаях нарушения ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ либо злоупотребления этим Законом (не стоит забывать и о ст. 1069 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами).
Таким образом, необходимо восстановить утраченное доверие населения к сотрудникам полиции как к хранителям правопорядка, добиться того, чтобы все законопослушные граждане видели в полицейских защитников и помощников, способных в любой момент защитить их права и интересы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"//"СЗ РФ", 08.05.2006, № 19, ст. 2060
5. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ" // Российская газета, № 9, 17.01.2014
6. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 29.09.2022) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" // www.pravo.gov.ru, 01.07.2023
Основная и специальная литература:
7. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
8. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
9. Безруков А.В., Савоськин А.В. Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 25 - 31.
10. Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13 - 16.
11. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
12. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы РФ : учебник для вузов / А. В. Гриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 298 с.
13. Дубровин А.К., Мельников В.А. Проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 49 - 52.
14. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
15. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
16. Правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 362 с.
17. Правоохранительные органы : учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 601 с.
18. Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.] ; под редакцией В. М. Бозрова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с
19. Шульгин С.И. Социально-правовой статус правоохранительных органов России: Учебн. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. 143 с.