Фрагмент для ознакомления
2
Целью настоящей практики является закрепление, расширение, углубление и систематизация теоретико-методологических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин в производственных условиях и получение практических навыков по тематике дипломной работы.
Задачами являются:
• закрепление знаний и компетенций, полученных в процессе изучения дисциплин программы;
• формирование и развитие компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью;
• выявление и формулирование актуальных научных проблем;
• самостоятельное решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности;
• обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала;
• поиск, сбор, обработка анализ и систематизация информации по теме исследования;
• проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
• подготовка образов, отчетов и научных публикаций по проблематике исследования.
По результатам проведенной работы было осуществлено ее планирование, включающее ознакомление с тематикой научно-исследовательской работы
Методология исследования включает общенаучный диалектический, сравнительный, структурный методы, метод анализа и синтеза.
Основная часть
Организация и методы исследования
Организация исследования
Психолого-педагогическая диагностика профессионального выгорания учителей проводилось в течение ________________ на базе общеобразовательной школы №________города_________________.
Исследование проводилось в специально отведенных помещениях. Результаты, полученные в ходе исследования, были обработаны и проанализированы. Сравнение результатов было проведено с помощью статистического анализа полученных данных по трем основным категориям: уровню образования, возрасту и стажу работы
Этапы исследования:
1 этап: анализ теоретического материала по выбранной проблеме исследования, подбор психодиагностических методик.
2 этап: проведение психодиагностического обследования испытуемых.
3 этап: обработка и математический анализ данных.
4 этап: интерпретация и описание выявленных фактов.
Характеристика испытуемых
Выборка исследования состояла из 40 женщин-учителей. Возраст испытуемых от 25 до 60 лет. Стаж работы от 1 до 37 лет педагогической деятельности.
Учителей с высшим педагогическим образованием – 18 человек; со средним специальным педагогическим образованием – 22 человека.
Кроме того, в исследовании принимали участие два методиста. Они выступали в качестве экспертов.
Методы и методики исследования
Исходя из цели и задач практики, были применены следующие методики:
1. Психографический опросник Т.П.Зинченко для выявления перечня ПВК (профессионально-важные качества) ;
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;
3. Личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина;
4. Методика «Прогноз» для определения уровня нервно-психической устойчивости;
5. Тест руки («Hand test») для выявления склонности к открытому агрессивному поведению;
6. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Психографический опросник Т.П.Зинченко.
Воспользовавшись этим опросником, можно получить информацию как о качествах, определяющих успешность деятельности, так и о качествах, противопоказанных в отношении данной деятельности. Поэтому для решения задач психографического исследования был выбран именно этот опросник.
В этот опросник входит 161 вопрос, направленный на оценку значимости определенных психофизиологических свойств и личностных характеристик для эффективного выполнения той или иной профессиональной деятельности.
По мнению Т.П. Зинченко, представленный в опроснике перечень свойств позволяет выявить ПВК практически для любой специальности.
Алгоритм проведения исследования:
• знакомство с экспертами и рассказ о цели исследования;
• объяснение экспертам порядка действий (в том числе формирование у них представления о профессионально важных качествах);
• предоставление возможности экспертам уточнить их представление о ПВК, необходимых для успешной деятельности;
• заполнение экспертами психографического опросника.
Тест описания поведения К.Томаса
Личностный опросник разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым и С.В.Чермяниным и предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Теоретической основой теста является представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека.
Методика «Прогноз»
Методика разработана в ВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе.
Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ "да" или "нет".
При профилактике и диагностике эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида.
НПУ показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Тест руки («Hand test») – проективная методика исследования личности, направленная на изучение агрессивного отношения. Идея создания теста принадлежит Э.Вагнеру, система подсчета баллов и коэффициенты разработаны Э.Пиотровским и Б.Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Курбатовой Т.Н.
Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание».
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение» [26].
Методика В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание» проводилась и обрабатывалась в полном объёме, по трем фазам выгорания, для исследований были взяты итоговые результаты в баллах от 0 до 360. По итоговому показателю определялось, есть выгорание, нет или идёт процесс формирования.
Методы математико-статистической обработки
Для обработки данных применялась программа Excel. Использовались следующие математические методы анализа психологических данных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – Спб.: Питер, 1997.
2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика; уч-к для вузов. – Спб.: изд-во «Питер», 2000, - с.170-208.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях//Психология здоровья/Под.ред. Г.С.Никифорова.- СПб, 2000.
4.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Исаев. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 207 с.
5. Руденский, Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя// Мир психологии. – 2008. – №2. – С.171-173.
6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: Социально-психологический центр, 1996.
7. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Профессиональное обучение» под ред. В.Д.Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского гос. Университета, 2003, кн.1. – 174с.
8. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. –М.: Университетская книга, 2010. – 320с.,с.86-87.
9. Юдчиц Ю. К проблеме профессиональной деформации Ю.Юдчиц//Журнал практического психолога.- 1998.- №7.- с.18-23.