Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия таможенных органов и органов государственной власти происходит активное внедрение информационных технологий. Так, с целью активизации межведомственного взаимодействия ФТС России с другими государственными органами к 2022 г. разработано 83 технологических карты, для реализации которых создано несколько десятков электронных сервисов.
Пункт 5 ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3] устанавливает, что информационное взаимодействие организаций в электронной форме осуществляется согласно «Положению о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [5], утвержденному постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697. Согласно этому документу система межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) представляет собой «комплекс программно-технических средств и информационных баз данных, обеспечивающих передачу запросов, документов и сведений, обмен электронными сообщениями между подключенными к ней информационными системами органов и организаций, а также хранение и защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа» [5].
СМЭВ позволяет оптимизировать процессы государственного управления, сокращая время на поиск, обработку и предоставление информации в электронном виде. Так, с помощью СМЭВ ФТС России является для других органов исполнительной власти поставщиком сведений о выданных акцизных марках; ввозе сырья, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; целевом назначении товаров, по которым квота исчерпана; согласовании заявлений о выдаче лицензий на экспорт товаров животного или растительного происхождения; результатах карантинного фитосанитарного контроля; наличии задолженности по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет на дату запроса; декларировании готовой продукции, произведенной на территории особой экономической зоны; временно ввезенных транспортных средствах; регистрации культурных ценностей, ввезенных и временно ввезенных на территорию ЕАЭС; количестве таможенных деклараций и сведениях, содержащихся в декларациях на товары, и прочее.
В свою очередь, таможенные органы с применением СМЭВ получают от органов исполнительной власти следующую информацию: об учете организации в налоговом органе; о выписках из Единого государственного реестра юридических лиц; свидетельствах о государственной регистрации, выдаваемых в ЕАЭС; радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию РФ; лицензиях на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; подтверждении факта добычи и соответствия сведений об экспорте нефти; целевом назначении товаров, ввозимых в РФ, в области исследования и использования космического пространства; зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; разрешительных документах на ввоз или вывоз культурных ценностей; выпущенных товарах и нанесенных на них контрольных (идентификационных) знаках и др. [10, C. 46].
В настоящее время осуществлен переход федеральных органов исполнительной власти на использование СМЭВ при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС с целью обмена информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах и совершении таможенных операций в электронном виде.
ФТС России проведена большая работа по внедрению СМЭВ с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Внедрение технологии межведомственного взаимодействия с иными федеральными органами позволяет таможенным органам в режиме реального времени получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при проведении таможенного контроля.
СМЭВ призвана оптимизировать работу федеральных органов исполнительной власти, выдающих разрешительные документы, и таможенных органов, обеспечивающих контроль наличия таких разрешений при перемещении товаров через границу, что, в свою очередь, позволяет уменьшить количество разрешительных документов, которые декларант при проведении таможенного контроля предоставляет таможенным органам в бумажном виде.
На начало первого квартала 2021 г. в ФТС России передавалась информация из федеральных органов исполнительной власти по 32 видам выданных разрешительных документов [13]. Запланировано, что получение данных из информационных систем федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о выдаче разрешительных документов заинтересованным лицам.
Алгоритм обмена и состав данных, передаваемых между информационными системами таможенных органов и иными федеральными органами исполнительной власти, регламентируются технологическими картами межведомственного взаимодействия, которые разрабатываются ФТС России и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В настоящее время ФТС России в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений при таможенном декларировании товаров эффективно взаимодействует посредством применения электронных сервисов со следующими федеральными органами исполнительной власти: Росаккредитацией, Минпромторгом России, Роскомнадзором, Росрыболовством, ФСБ России, Росздравнадзором, Росприроднадзором, Минкультурой России, Минобороной России, Роспотребнадзором, Россельхознадзором, и по иным вопросам с Роспечатью, Минфином России и с иными Сведения о разрешительных документах подлежат заявлению в декларации на товары в установленном порядке.
Проверка документов осуществляется таможенными органами непосредственно из базы федеральных органов исполнительной власти путем направления запросов в систему межведомственного электронного взаимодействия по номеру разрешительного документа, который указан в декларации на товары. В случае указания участниками внешнеэкономической деятельности в декларации некорректных номеров разрешительных документов становится невозможным осуществление проверки соблюдения ограничений в отношении перемещаемых товаров с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в автоматическом режиме. А это, в свою очередь, влечет за собой дополнительные временные издержки, связанные с проведением дополнительной проверки (так как разрешительные документы запрашиваются дополнительно), а в отдельных случаях принимается решение об отказе в выпуске товаров (так как такие документы обладают признаками недействительных).
Система межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти позволяет таможенным органам при совершении таможенных операций получать информацию о разрешительных документах, выданных уполномоченными органами, в течение короткого времени – от 1 до 5 минут. В случае если ответ в отношении разрешительного документа из Системы не получен, должностные лица таможенных органов проводят дополнительную проверку заявленных сведений.
В настоящее время на практике это составляет менее 1% от общего количества направленных запросов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [от 1 января 2018 г.] // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 233.
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // Рос. газ. 2003. № 254
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон [от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 32 (ч.1). – Ст. 5082.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон [от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Подписан 21.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728
8. Афонцев С.А. Новые тенденции в развитии мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2019. №3. С. 36-46.
9. Афанасьева И.И. Трансформационные тенденции мировой экономики в условиях глобализации // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2018. №2. С. 25–30.
10. Бакаева, О. Ю. Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы / О. Ю. Бакаева, А. В. Устинова // Вопросы экономики и права. — 2019. — № 2 (128). — С. 27–39.
11. Бакаева, О. Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки / О. Ю. Бакаева // Государство и право. — 2009. — № 11. — С. 94–98.
12. Вакорина Е.А., Вакорин Д.В. Межведомственное взаимодействие в целях совершенствования таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. – № 2021. – 3. – С. 46-54
13. Вологдина Е.С. Правовое обеспечение информационной безопасности в таможенной сфере: к вопросу о проблемах и тенденциях в условиях цифровой трансформации // Искусственный интеллект и тренды цифровизации: техногенный прорыв как вызов праву. Материалы Третьего Международного транспортноправового форума. Москва, 2021. – С. 490-495.
14. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2004. – 32 с.
15. Дмитриева Г.К. Международное частное право. М., 2000. С. 231
16. Максимцев И.А., Межевич Н.М. Мировая экономика после шока первого полугодия 2020 года: старые проблемы в новых условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.–2020. №1. С.22-27.
17. Синяговская Е.С., Куроптев Н.Б. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в рамках функционирования системы прослеживаемости товаров. – Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – № 2. – С. 14-19.
18. Тимошенко, И. В. Таможенное право России : учеб. пособие / И. В. Тимошенко; под ред. Б. В. Россинского. — Ростов-на-Дону, 2001. — 512 с.
19. Хапилин, С. А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования : дис. … д-ра экон. наук / С. А. Хапилин. — Ростов-на-Дону, 2015. — 510 с.