Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что государственное управление - это механизм, с помощью которого органы государственной власти взаимодействуют с обществом для достижения социально значимых результатов.
Согласно общепринятой концепции государственной власти, государство осуществляет власть путем формирования компетентных органов в соответствии со сферой ответственности. Для управления вверенной отраслью национальные органы власти используют различные механизмы стратегического управления, регулирующего надзора (установление стандартов), а также контроля и аудита.
Механизм в системе управления должен обеспечивать разумную мощность в масштабах и интенсивности соответствующего регулирующего воздействия (управления) для достижения необходимых изменений. В то же время необходимо учитывать тот факт, что государственное управление в социальной сфере (включая здравоохранение) должно в первую очередь достигать социально значимых результатов, в соответствии с принципом управления, основанного на ценностях, со сбалансированным регулирующим воздействием и разумным расходованием логистических ресурсов.
Национальный сектор здравоохранения в настоящее время является одним из приоритетных, поскольку он имеет высокую социальную значимость для населения. Особенности важно учитывать тот факт, что в Российской Федерации доля национальных и муниципальных организаций здравоохранения (учреждений) в настоящее время достигает 98% в некоторых субъектах.
Можно выделить основные цели управления в области охраны здоровья граждан: надлежащая подготовка государственных органов в этой области; обеспечение современной нормативно-правовой базы; внедрение эффективных механизмов контроля и аудита; развитие частного сектора медицинских услуг; внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения; достижение высоких показателей общественного здравоохранения.
Объект исследования: НМО «Медицинская практика».
Предмет исследования: полномочия органов власти и управления в медицинской отрасли.
Цель работы в рамках учебной практики: проанализировать полномочия органов власти и управления в медицинской отрасли, а также раскрыть особенности деятельности научно-медицинского сообщества «Медицинской практики» в данной сфере.
Для достижения поставленной цели определено пять задач:
1) дать характеристику особенностей медицинской отрасли в Российской Федерации;
2) изучить полномочия федеральных государственных органов власти медицинской отрасли;
3) изучить полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации в медицинской отрасли на примере г. Балашиха Московской области;
4) изучить полномочия органов местного самоуправления в медицинской отрасли на примере г. Балашиха Московской области;
5) выявить направления и результаты деятельности НМО «Медицинская практика» в данной сфере.
1 АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ
И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОТРАСЛИ
1.1 Общая характеристика медицинской отрасли Российской Федерации
Местное самоуправление является разновидностью государственной власти в Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, муниципальные образования имеют право решать проблемы местного характера (использовать муниципальную собственность, формировать доходы и расходы из местного бюджета, определять структуру органа власти, изменять его границы и т.д.) [4].
Правовой основой муниципальных образований является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131-ФЗ (далее – 131-ФЗ). Особенностью местного самоуправления является то, что оно не является частью системы государственной власти, но ему могут быть предоставлены полномочия «государственного управления».
В юридическом смысле местное самоуправление должно обладать определенной степенью автономии для решения проблем в рамках своих полномочий. Однако на практике возможности местных органов власти весьма ограничены.
Стоит отметить, что в научной литературе, как правило, исследователи уделяют много внимания вопросу разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. В то же время вопрос о разделении полномочий между институтами государственной власти и органами местного самоуправления фактически не затрагивается [4].
Другими словами, механизм здорового взаимодействия между национальным и муниципальным пока не сформулирован. Позиция некоторых авторов кажется разумной, и они объясняют этот вопрос тем, что единого долгосрочного плана развития российской системы здравоохранения не существует.
Кроме того, необходимо учитывать особую социальную значимость этой области. В конце концов, эффективная медицинская система является важным фактором национальной безопасности, как можно убедиться сегодня, во время пандемии COVID-19.
1.2 Анализ полномочий органов власти и управления
Российской Федерации в медицинской отрасли
1.2.1 Анализ полномочий федеральных государственных органов власти
в медицинской отрасли
Согласно действующей Конституции Российской Федерации, граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских организациях. Для того чтобы создать условия для реализации этого права, страна сталкивается с некоторыми трудностями. Прежде всего, речь идет о необходимости определения процесса долгосрочного здорового развития, определения приоритетов, а также угроз и вызовов, которые отражены в Законе о стратегическом планировании [2].
Не менее важной задачей является создание соответствующей правовой системы контроля за общественными отношениями в области здравоохранения. Государству следует уделять пристальное внимание разделению власти между правительствами всех уровней и создать эффективные механизмы контроля качества и доступности медицинских услуг, предоставляемых населению.
В то же время, если нет эффективной работы по восполнению кадрового дефицита, невозможно говорить об эффективной системе здравоохранения. Принимая во внимание текущую реальность и развитие технологий, необходимо усилить внедрение цифровых технологий в государственных учреждениях и при оказании медицинских услуг [1].
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – 323-ФЗ) органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальные медицинские организации, которые уполномочены оказывать медицинскую помощь населению в рамках территориального плана государственных гарантий [3].
Кроме того, в рамках 131-ФЗ муниципалитеты имеют право информировать общественность о медицинских и профилактических мероприятиях, проводимых на подконтрольной им территории, и участвовать в организации мероприятий в чрезвычайных ситуациях по защите здоровья людей и медицинских работников. Таким образом, можно сказать, что эти правила позволяют распределять и координировать возможности в области здравоохранения на всех уровнях.
Очевидно, что система общественного здравоохранения сильно отличается от муниципальной системы по структуре и задачам. Муниципальное здравоохранение отличается от государственного и напрямую взаимодействует с населением. Оно обладает способностью более гибко реагировать на изменения в конкретных городах в соответствии с потребностями людей, живущих там [1].
Однако на текущем этапе, после проведения реформ, муниципальное здравоохранение фактически не располагает необходимыми компетенциями в «полевой» области ВОЗ. Мобильность системы общественного здравоохранения невелика, поэтому конкретные потребности населения, проживающего в отдельных городах, практически не учитываются [2].
Таблица 1 - Численность и доля работников здравоохранения в муниципальных медицинских организациях в Российской Федерации в период 2016–2022 гг.
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Среднесписочная численность работников здравоохранения (тыс. чел.) 2120,8 788,3 517,8 343,0 255,2 234,1 205,8
Доля работников муниципального здравоохранения от общего числа работников здравоохранения РФ ( %) 47,5 18,1 11,9 7,9 5,9 5,7 4,9
Задача национальных властей состоит в том, чтобы сформулировать основное направление и определить меры по развитию здравоохранения всей страны, включая вопросы финансирования. Сегодня в существующей централизованной структуре управления здравоохранением различные государственные органы часто не формулируют дифференцированные методы управления здравоохранением, основанные на потребностях населения, и не выполняют «директивы» федерального центра.
Поэтому вопрос о более эффективном перераспределении полномочий в области управления национальной системой здравоохранения между регионами и муниципалитетами остается актуальным [3].
1.2.2 Анализ полномочий государственных органов власти субъектов
Российской Федерации в медицинской отрасли на примере г. Балашиха
Федеральный закон от 21.11.2011 N323-ФЗ (ред. от 24 июля 2023 г.) «Об охране здоровья и жизни граждан Российской Федерации» в статье 14 содержит в себе следующее:
1. К полномочиям федеральных органов государственной
Показать больше