Фрагмент для ознакомления
2
гибкость эмоций, способность к подражанию.
Подсчитывается количество ответов, соответствующих "ключу" каждой шкалы (каждый совпадающий ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общее количество. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от нуля до шести баллов и указывать на значимость того или иного параметра в структуре эмпатии. При анализе показателей баллы по шкале играют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии, который может варьироваться от 0 до 36 баллов: баллы и выше — очень высокий уровень эмпатии;
-22 — средний;
-15 — заниженный;
-0 — очень низкий.
Анкета В.В. Бойко содержит 36 вопросов.
Которые оцениваются испытуемым по принципу согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Тест на эмпатический потенциал личности (И.М. Юсупов) Методика исследует эмпатию — эмоциональную реакцию человека на переживания других людей, проявляющуюся в сопереживании (отождествлении себя с другим) и в сопереживании (сочувственном отношении к другому). Это позволяет нам определить как общий уровень эмпатии, так и ее выраженность в различных сферах человеческой жизни. Объектами эмпатии являются социальные ситуации и присутствующие в них персонажи, которым субъект мог бы сопереживать в повседневной жизни, накапливая эмоциональный и когнитивный опыт в процессе социализации.
Из всего возможного спектра эмпатических реакций диагностируется только 6 векторов эмпатии:
а) родители;
б) животные;
в) пожилые люди;
г) дети;
д) герои произведений искусства;
е) в межличностных отношениях.
Область применения: тест может быть использован в качестве диагностического инструмента для экспресс-анализа при подборе персонала для коммуникативных профессий, а также при подготовке студентов психологических и юридических факультетов университетов, медицинских, театральных и педагогических учебных заведений. Возрастной диапазон применения составляет не менее 15 лет. Процедура: диагностика проводится в форме устного теста с использованием бланковой методики. Стимульный материал состоит из 36 суждений, каждое из которых имеет 6 возможных ответов: "Я не знаю", "никогда или нет", "иногда", "часто", "почти всегда", "всегда или да", с которыми испытуемый может соглашаться или не соглашаться по-разному, выражая, таким образом, свое отношение к предлагаемым вербализованным социальным ситуациям.
Результат: определение показателей по 6 диагностическим шкалам эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям произведений искусства, знакомым и незнакомым людям, а также общий уровень эмпатии. В тесте есть шкалы неискренности, надежности и психологической защиты. Эффективная эмпатия проявляется в виде группы альтруистических действий, которые основаны на эмоциях сопереживания и сопереживаючи, а также на адекватном понимании состояния объекта. Юсупов исключает наличие этого компонента в структуре эмпатии, считая его преимущественно пассивно-наблюдательным сопереживанием или сопереживанием без активного вмешательства в виде эффективной помощи, которое, с его точки зрения, не следует отождествлять с более глубоким явлением в межличностных отношениях — эффективной групповой эмоциональной идентификацией.
Количественный показатель эффективной эмпатии может быть получен с помощью этой методики И.М. Юсупова. В соответствии с темой коррекционно-развивающей программы ("Проект по развитию эмпатии будущих практических психологов") мы подбираем набор методов проведения занятий, соответствующих поставленной перед нами цели.
Цель - расширить сознание и повысить психологическую компетентность, научить новым типам поведения, приобрести новые личностные качества и профессиональные навыки. В программе используется индивидуальная форма работы с человеком, но возможно также проведение групповой практической работы.
Материалы теоретического анализа литературы могут быть использованы для проведения вводной лекции по освещению данной темы, а также для интерпретации и комментариев непосредственно в процессе выполнения студентом заданий программы.
Специфика данной программы заключается в том, что она направлена на изменение поведения и развитие эмоционально-волевых, когнитивных качеств человека. А основой продуктивного, качественного прохождения программы является сотрудничество, целенаправленность деятельности и искренность в выражении своих мыслей. Также важна активность студента-психолога и его творческое, исследовательское отношение к данной теме. Тактика программы подразумевает, что применяемый набор методов формируется за счет повышения уровня сложности задач.
Объектом психологического воздействия является студентка факультета психологии. В своей работе мы ориентируемся на общую психологическую норму. Оценкой эффективности программы является повышение уровня эмпатических способностей будущего психолога, зафиксированное с помощью психодиагностических методик, и объективная регистрация личностных изменений.
По продолжительности это короткая программа (14 часов), количество ежедневных занятий составляет 14, продолжительностью один час. Но для того, чтобы сохранить приобретенные навыки, периодически требуется повторный курс занятий или постоянное использование навыков в профессиональной деятельности психолога. По масштабу решаемых задач это общая программа оптимизации созревания личностных и профессиональных качеств будущего психолога. Установочный блок занятий:
-установление контакта (знакомство);
-предоставление эмоциональной поддержки и информации о положительных аспектах программы, подводящих клиента к пониманию его желания (нежелания) участвовать в проекте;
-обсуждение ожиданий клиента от программы;
-обсуждение организационных вопросов, планирование. Описание методик: они направлены на отработку вербального и невербального общения, перцептивных навыков восприятия и репрезентации, установление взаимопонимания, понимание самого себя, изучение основ психофизиогномики, отработку коммуникативных навыков.
Урок № 1 Участники процесса рассказывают о себе в нескольких словах. Давайте начнем урок.
Упражнение "Цвет моего состояния". Цель: развить способность осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения.
Инструкция: "Я предлагаю начать сегодня с того, что каждый из нас, немного подумав, скажет, какого цвета он (или она) сейчас. В то же время мы говорим не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего участник говорит, какого он сейчас цвета.)
Показать больше