Фрагмент для ознакомления
2
Эффективность управления деятельностью любой организации, обеспечение сохранности её имущества, должный контроль над фактами хозяйственной жизни во многом зависит от организации бухгалтерского учета. Кроме того, отчетные данные являются предметом интереса внутренних и внешних пользователей. Для осуществления правильного учета совершаемых операций и формирования отчетности, как коммерческие предприятия, так и некоммерческие руководствуются Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором регламентированы методологические основы организации учета и требования к бухгалтерской отчетности.
Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет средств государства. Основной статьей расходов учреждения являются расходы на закупку материалов, инвентаря, потребление благ и связанные с оказанием сторонними организациями различного рода услуг. В связи с этим остро стоит вопрос эффективности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Практика проходила в федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт высокомолекулярных соединений Российской Академии, которая связана с профессиональной деятельностью.
Цель практики: рассмотреть особенности бухгалтерского учета и аудита текущих обязательств и расчетов с контрагентами (на примере ИВС РАН).
Задачи практики:
- изучить организацию бухгалтерского учета на предприятии,
- провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности,
- изучить особенности учета отдельных объектов.
Исходными данными для выполнения индивидуального задания являются:
уставные документы предприятия;
приказ об учетной политике исследуемого предприятия;
бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия;
система нормативно-законодательного регулирования бухгалтерского учета на исследуемом предприятии;
система документооборота на исследуемом предприятии;
должностные инструкции работников бухгалтерской или экономической службы (места практики).
Для полного анализа и раскрытия темы использовались следующие методы исследования: статистический, обобщение, анализ и изучение нормативных актов и др.
Структура практики: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
Правила ведения бухгалтерского учета в учреждениях определяются некоторыми особенностями. В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) государственное учреждение может быть казенным или автономным.
Несмотря на различия типов учреждений, на основании нормативных актов, все они обязаны вести бухгалтерский учет. В государственных учреждениях бухгалтерский учет регламентируется положениями одних и тех же нормативных актов, а именно Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ и на основании Инструкций по бюджетному учету. Исключение составляют Инструкция по применению плана счетов, разработанная отдельно для каждого вида учреждения; наличие отдельной для казенных учреждений Инструкции о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов №191н, что связано, прежде всего, со способом их финансирования. В зависимости от отрасли учреждения и выполняемых им функций расчеты с поставщиками могут составлять основную долю в кредиторской задолженности.
К основным, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетной сфере, нормативно-правовым актам, относятся:
1) Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
2) Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
3) Приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Под бюджетной классификацией понимается группировка расходов, доходов и источников финансирования бюджета бюджетной системы РФ. Благодаря бюджетной классификации осуществляется детальный аналитический учет расходов, доходов бюджетных учреждений. Помимо этого, бюджетная классификация является организационным началом системы управления бюджетными средствами. План счетов бюджетного учета и бюджетная классификация – это неделимая основа бюджетного учета. Счета бюджетного учета являются прерогативой синтетического учета, а бюджетная классификация позволяет более детально вести аналитический учет.
В процессе исполнения учреждением утвержденного бюджета между ним и контрагентами, возникают определенного рода взаимоотношения договорного характера. В частности, это касается ситуаций осуществления закупки товаров, материалов и услуг, которые приводят к необходимости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении.
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в большинстве случаев осуществляется согласно модели, рассмотренной на рисунке 1.
Юридической основой осуществления расчетов являются договоры, контракты, соглашения, заключенные согласно положениям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1].
На основании контракта по факту поставки материальных ценностей (работ, услуг) поставщик предъявляет акты, товарно-транспортные накладные, счета, унифицированной формы, либо утвержденной руководителем организации с содержанием всех необходимых реквизитов.
Основная цель бюджетного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками состоит в формировании достоверной информации относительно осуществляемых учреждением расчетов по принятым обязательствам перед контрагентами. Помимо основной цели можно выделить ряд подцелей учета:
1) достоверное отражение дебиторской и кредиторской задолженности по осуществляемым межхозяйственным расчетам;
2) соблюдение сроков расчетов, отраженных в заключенных договорах, контрактах, соглашениях по выполненным работам, оказанным услугам, приобретенным материальным ценностям;
3) организация аналитического учета кредиторской задолженности по предприятиям, организациям, физическим лицам;
4) достоверный учет и своевременное списание задолженностей с истекшим сроком исковой давности [1].
Основная задача учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении заключается в правильной организации учета по указанному участку. Основой организации учета в целом и его участков в бюджетном учреждении являются такие нормативные акты как Бюджетный Кодекс Российской Федерации, План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, а также Инструкция по бюджетному учету, которые устанавливают требования и правила организации бюджетного учета [2].
Одной из особенностей ведения бюджетного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является счет их учета.
Синтетический учет расчетов с поставщиками ведется на счетах бюджетного учета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», в пределах которых инструкцией №157н определены счета аналитического уровня единой структуры.
В момент принятия к учету акцептованных первичных документов по поставке материальных ценностей, работ, услуг, начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками на счете 1 302 00 000. Данный счет является пассивным, поэтому по дебету отражается уменьшение дебиторской задолженности по принятым обязательствам, по кредиту – увеличение. Учет ведется в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ) по видам поставленных ценностей (оказанных услуг).
Перечисление авансов контрагентам ни при каких условиях не может отражаться на счете 1 302 00 000. Расчеты по авансам, перечисленным поставщикам и подрядчикам учитываются на счете 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Расчеты по выданным авансам также учитывают в соответствии с КОСГУ. Счет активный, сальдо по нему может быть только дебетовым.
Аналитический учет расчетов с поставщиками в соответствии с п.257 Инструкции №157н ведется в журнале №4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе кредиторов. Обороты по операциям, отраженным в журнале, за исключением операций по оплате обязательств, переносятся в Главную книгу ф.0504072. Журнал формируется ежемесячно. Таким образом, еще одной отличительной чертой бюджетного учета расчетов с поставщиками является разнесение дебиторской и кредиторской задолженности по отдельным счетам учета. Параллельно с начислением кредиторской задолженности принимается денежное обязательство с отражением сумм на счете 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства». Таким образом делается следующая запись:
Дт сч. 502 11 000 «Принятые обязательства» -
Кт сч. 502 12 000 «Принятые денежные обязательства».
Указанные операции отражаются в журнале операций N 8 «По прочим операциям». Счета санкционирования ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят. Таким образом, регулированию бюджетного учета расчетов с поставщиками уделяется достаточное внимание со стороны государства. Отдельных положений по учету обязательств и расходов не выделяется, однако данный механизм отрегулирован в положениях инструкции 157н. Несмотря на это практика показывает, что полностью регламентировать все особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждений невозможно, поэтому правовая база все больше пополняется разъяснениями Минфина и иных органов. Наличие непроработанных участков учета расчетов с поставщиками со стороны государства можно восполнить разработкой стандартов экономического субъекта, в виде качественной и объективной учетной политики.
Согласно плану счетов синтетическим счетом бюджетного учета принятых обязательств является пассивный счет 0030200000 «Расчеты по принятым обязательствам». К данному синтетическому счету открываются такие субсчета:
- 003022000 «Расчеты по работам, услугам», на котором отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками, оказывающими учреждению услуги различного характера (услуги связи, коммунальные услуги, транспортные услуги и др.);
- 003023000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов», на котором отражаются расчеты с поставщиками основных средств, нематериальных активов и материалов;
- 00309000 «Расчеты по прочим расходам», на котором отражаются расчеты по санкционным выплатам в соответствии с положениями заключенных договоров и контрактов.
Суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг отражаются по кредиту указанных субсчетов в корреспонденции с соответствующими активными счетами, такими как 010500000 «Материальные запасы», 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 040120000 «Расходы текущего финансового года», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» [3].
Следует отметить, что для учета уплаченных поставщикам и подрядчикам авансов учреждением открывается отдельный счет, а не субсчет, что отличает учет в бюджетном учреждении от бухгалтерского учета коммерческой организации. В плане счетов бюджетного учета для учета авансов предусмотрен активный счет 0020600000 «Расчеты по выданным авансам», к которому предусмотрено открытие таких субсчетов:
- 0020620000 «Расчеты по авансам по работам и услугам»;
- 0020630000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов».
Зачет выполненных контрагентами обязательств по полученным материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам, в счет перечисленных ранее авансов отражается по кредиту указанных субсчетов в корреспонденции с соответствующими субсчетами счета 003020000 «Расчеты по принятым обязательствам» [3]. Отражение операций учреждения на рассмотренных счетах осуществляется строго на основании первичных документов, таких как:
- счета, которые выдаются поставщиком (подрядчиком) и являются основанием для осуществления платежа за материальные ценности или услуги, отраженные в нем;
- накладные (ТОРГ-12 и Товарно-транспортные), подтверждающие факт осуществления поставки материальных ценностей и их комплектации;
- акты выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающие факт оказания учреждению услуг;
- счета-фактуры, которые служат основанием для принятия учреждением сумм НДС о приобретенным ценностям и услугам к вычету;
- банковские документы (платежные поручения, требования, аккредитивы), которые служат подтверждением исполнения обязательств со стороны учреждения [2].
Регистрами аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении выступают многографные карточки, карточки учета средств и расчетов и раздельные оборотные ведомости соответствующих счетов. Стоит отметить, что карточка учета средств и расчетов может применяться для аналитического учета как операций по обязательствам, так и операций по движению денежных средств. Регистром синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении является журнал операций № 4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В нем ведется запись операций по кредиту счета 302, в разрезе видов поставок [4].
Бюджетная отчетность выступает заключительным этапом учетного процесса. Обобщенная информация о расчетах учреждения с поставщиками и подрядчиками находит свое отражение в следующих формах бюджетной отчетности:
1) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (в разделе «Обязательства» по строке 490 отражаются остатки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками на конец отчетного периода);
2) отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (отражает информацию о способах и размерах погашения обязательств перед поставщиками);
3) отчет о движении финансовых ресурсов (содержит аналитическую информацию по выбытиям по текущим и инвестиционным операциям, детализированную по аналитическим кодам бюджетной классификации);
4) отчет об обязательствах учреждения (содержит показатели объема принимаемых и принятых обязательств (в том числе согласно заключенным контрактам (договорам)), а также исполненных денежных обязательств);
5) пояснительная записка (содержит сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения, о принятых и неисполненных обязательствах, об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения, позволяющие рассчитать показатели доли неисполненных обязательств и процента их исполнения в судебном порядке);
6) сведения по дебиторской и кредиторской задолженности [5].
Таким образом, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении отличается многоэтапностью и многозадачностью. От эффективности его организации зависит достоверность отражения операций, непосредственно связанных с расходованием бюджетных средств, что накладывает на уполномоченное лицо дополнительную ответственность за соблюдение норм законодательства в сфере закупок и их учета.
Правила бухгалтерского учета в учреждениях определяются некоторыми особенностями. В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) государственные учреждения могут быть казенными или автономными.
Несмотря на различия между разными типами учреждений, все они обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с нормативными документами. Бухгалтерский учет государственных учреждений регулируется в соответствии с положениями того же нормативного акта, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкции по бюджетному учету. Исключение составляет инструкция по применению отдельного "плана счетов" для каждого типа организации. Для бюджетных организаций, в основном в связи с их способами финансирования, существует отдельная Инструкция № 191н о порядке составления и представления отчетов об исполнении бюджета. В зависимости от отрасли и функций организации расчеты с поставщиками могут составлять значительную часть кредиторской задолженности.
К основным, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетной сфере, нормативно-правовым актам, относятся:
1) Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
2) Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
3) Приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Бюджетная классификация - это группировка расходов, доходов и бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации. Благодаря бюджетной классификации осуществляется детальный аналитический учет расходов и доходов бюджетных органов. Кроме того, бюджетная классификация является организационным началом системы управления бюджетными финансами. План счетов бюджетного учета и бюджетная классификация являются неразрывной основой бюджетного учета. Если счета бюджетного учета являются прерогативой общего учета, то бюджетная классификация позволяет вести более детальный аналитический учет.
В процессе исполнения утвержденного бюджета организации между ней и ее поставщиками возникают определенные договорные отношения. Это особенно актуально для случаев приобретения товаров, материалов и услуг и приводит к необходимости учета расчетов внутри организации с поставщиками и подрядчиками.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками практически всегда ведется по модели, представленной на рисунке 1.
Юридической основой осуществления расчетов являются договоры, контракты, соглашения, заключенные согласно положениям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1].
При поставке материальных ценностей (работ, услуг) на основании договора поставщик представляет акт, накладную, счет-фактуру, унифицированную форму или письмо-доверенность от руководителя организации с указанием всех необходимых реквизитов.
Основной целью бюджетного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является формирование достоверной информации о выполнении организацией утвержденных обязательств перед своими торговыми партнерами. Помимо этой основной цели можно выделить и ряд второстепенных задач учета:
1) достоверное отражение дебиторской и кредиторской задолженности по операциям между хозяйствами;
2) соблюдение условий расчетов, отраженных в заключенных договорах, соглашениях, контрактах на выполнение работ, оказание услуг и приобретение материальных ценностей; и
3) организация аналитического учета кредиторской задолженности предприятий, организаций и физических лиц; и
4) достоверный учет и своевременное погашение просроченной задолженности [1].
Основной задачей учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении является правильная организация счетов в этом разрезе. Основой общей организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и ведомствах являются Бюджетный кодекс РФ, Инструкция по плану счетов и практике бюджетного учета, Инструкция по бюджетному учету и другие нормативные акты, устанавливающие требования и правила организации бюджетного учета
Показать больше