Фрагмент для ознакомления
1
Введение 4
Основная часть 6
1. Отчёт по практике 6
2. Обзор литературы 9
Заключение 22
Список использованных источников 23
Фрагмент для ознакомления
2
Основная часть
1. Отчёт по практике
Целью данного исследования является определение мотивации к профессиональной деятельности медицинских работников.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к изучению мотивации к профессиональной деятельности
2. Провести обзор методов изучения мотивации к профессиональной деятельности
3. Охарактеризовать выборку исследования
4. Подобрать необходимые методики исследования
5. Провести эмпирическое исследование мотивации к профессиональной деятельности медицинских работников
Исследование проходило на базе Областной клинической больницы. Оно включило в себя следующие этапы:
1. Выбор диагностических методик и контингента исследования, подготовка необходимых материалов для проведения исследовательской работы.
2. Проведение диагностических методик с целью определения особенностей мотивации к профессиональной деятельности медицинских работников.
3. Интерпретация результатов исследования.
В исследовании приняли участие 20 медицинских работников в возрасте 22 – 45 лет.
В рамках данного исследования были использованы следующие методики:
1. «Мотивация к деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана) необходима для диагностики мотивации к различными видам деятельности. В основу её положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Как известно, речь о внутренней мотивации может идти в том случае, если деятельность представляет интерес сама по себе. Если же она служит для удовлетворения иных потребностей, то речь идёт о внешней мотивации. Также следует отметить, что внешняя мотивация может быть положительной (например, ожидание вознаграждения) или отрицательной (например, страх перед наказанием).
2. Т-критерий Вилкоксона. Данный критерий корреляции использован с целью определения различий в уровне профессиональной мотивации на констатирующем и контрольном этапах.
Проанализируем результаты проведения методики «Мотивация к деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана).
У большинства медицинских работников (60%) уровень внутренней мотивации преобладал над уровнем сформированности внешней мотивации. При этом лишь у 10% опрошенных приоритетной была внешняя отрицательная мотивация к трудовой деятельности. Соответственно, испытуемые позитивно воспринимают собственную деятельность, для них она представляет ценность, а также служит средством удовлетворения важных потребностей. Это соответствует образу жизни людей, причастных к медицине, для которых помощь человеку имеет важную духовную ценность.
В целом большинство специалистов (70%) имеют средний уровень сформированности мотивации к профессиональной деятельности. Остальные 30% проявляют низкий уровень мотивации (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – оценка уровней мотивации к профессиональной деятельности медицинских сорудников
Высокого уровня мотивации к профессиональной деятельности не показал ни один из медицинских сотрудников, поэтому работа по повышению мотивации личности к трудовой деятельности должна проводиться.
2. Обзор литературы
1. Понятие о мотивации профессиональной деятельности
При рассмотрении мотивации личности можно столкнуться с некоторыми трудностями, связанными с терминологической неясностью. Часто можно увидеть, как мотивационную сферу и мотив используют в качестве синонимичных понятий. Однако термин «мотив» уже, чем «мотивационная сфера», в которую можно включить что угодно, ведь детерминировать и побуждать может огромное количество явлений и вещей [7].
Американский психолог и историк Дональд Дьюсбери нередко в своих трудах сравнивает “мотивацию” с мусорной корзиной, в которую сваливают различные факторы, природу которых окончательно не удалось определить и понять [4]. Примерно такого же мнение о данных понятиях сложилось у выдающегося профессора Московского университета Вячеслава Андреевича Иванникова, который ссылается на то, что современными понятиями описываются не одна, а целый ряд совершенно разных, не совпадающих друг с другом реальностей [1].
В значительном количестве специальных работ все же “мотив” определяется как более узкое понятие, чем “мотивационная сфера”, так как он является элементом этого сложного регулятора поведения и деятельности человека. Обсуждая эти термины, мы говорим о том, что же побуждает человека к определенным действиям. На эту тему дискуссии велись с давних времен: размышления по данному вопросу можно встретить в трудах выдающихся философов Древнего мира.
Значительный шаг вперед в изучении механизмов поведения людей сделал Аристотель. Он видел между стремлением и целью крепкую связь, так как в последней заключается объект, который имеет для человека полезное или вредное значение. Также отдельно Аристотель рассматривает связь с потребностями, сопровождаемыми чувствами удовольствия или неудовольствия, которые определяют значимость какого-либо объекта для человека. Он утверждал, что деятельность и поведение человека всегда имеют природные основания [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков / Б.Г. Ананьев. - М.: Госполитиздат,2021. - 168 c.
2. Андреева, Ю.В. Саморазвитие личности в условиях цифровой свободы и саморазвития цифрового мира // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2020. С. 16-20.
3. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — N 2. — С. 93-96.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М. Изд-во МГУ. 2020. 367 с.
5. Байер Е. Личность в условиях депривации. Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической систем // Журнал развитие личности 86 № 4 – 2018.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2021. 304 с.
7. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире социально-психологическая перспектива. Монография. - М.: Прометей, 2005
8. Бугаков В.М. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 237 c.
9. Варданян Ю.В. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 127–132.
10. Водопьянова Н.Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учеб. пособие для академического бакалавриата /3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 290
11. Водяха, С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия, 2012. - № 2. - C. 132 - 138.
12. Качаев Р.И. Успешность профессиональной деятельности специалистов по социальной работе: соотношение исследовательских подходов / Качаев Р.И., Кумохин А.Г. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2020. – №19. – С. 28-35
13. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е, — М.: МГУ; «Академия», 2004.- 288 с.
14. Ковалевская, Е.В. Личностные предпосылки карьерного самоопределения в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ковалевская Екатерина Владимировна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Псков, 2017. - 24 с.
15. Кулигина, Н.В. Анализ мотивации профессиональной деятельности медицинских работников // Медсестра. 2019. № 9. С. 80-85.
16. Леонтьев А.Н. и современная психология / ред. А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.
17. Лысенко, В.Г. Разработка и реализация системы опережающей профессиональной подготовки кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 159-167.
18. Матюшкина, Е.Я. Профессиональный стресс у медицинских работников. / Е.Я. Матюшкина, А.П. Рой, А.А. Рахманина, А.Б. Холмогорова // Современная зарубежная психология. – 2020. Т.9, № 1. – С. 39–49.
19. Официальный сайт проекта «Профессиональная среда» URL: http://www.profsreda.com
20. Панчук, Е.Ю. Изучение мотивации медицинских работников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 2. С. 183-187.
21. Симакова, Е.С. Специфика мотивации медицинских работников // МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ВЫЗОВЫ И РИСКИ XXI ВЕКА. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 301-303.
22. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС. - 2017. - 147 с.
23. Филиппова Т.А., Монина А.О. Пути совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 05 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/15034