Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические основы экономического анализа
В современной жизни термин «анализ» можно слышать довольно ча-сто.
В.И. Даль трактует анализ как: разложение, расследование, изуче-ние, исследование. Д.Н. Ушаков в своем толковом словаре русского языка рассматривает анализ с нескольких позиций – как метод исследования, ко-торый заключается в разделении на мелкие части исследуемого предмета или явления; как разложение определенного вещества на составные эле-менты и исследование этих элементов [3].
Такая наука как философия дает свое определение анализу: «…это метод познания, при котором происходит реальное или мысленное разде-ление исследуемого предмета на составные части, с целью дальнейшего их изучения».
Что же понимается под экономическим анализом и какова его роль в деятельности предприятия? В экономике существует большое количество определений экономического анализа как науки, как отрасли экономиче-ских знаний, как процесса или деятельности.
Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия - это система знаний о способах, приемах и методах обработки, исследова-ния и изучение экономической информации о деятельности хозяйствующе-го субъекта.
Предметом изучения экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, а именно совокупность всех хо-зяйственных и финансовых процессов, которые происходят в организации [1].
К объектам экономического анализа относятся коммерческие и не-коммерческие организации, которые ведут предпринимательскую деятель-ность.
Основная цель экономического анализа – это выявление и дальней-шее исследование тенденций и закономерностей развития хозяйственной деятельности предприятия.
Экономический анализ проводится на основе таких научных прин-ципов как: научность, комплексность, системность, релятивность, объек-тивность, оперативность, массовость, эффективность [5,6].
Если в процессе анализа были выявлены негативные тенденции дея-тельности компании необходимо разработать стратегию, которая позволит выделить негативный фактор и его изменить при помощи принятия управ-ленческого решения.
Перед экономическим анализом стоит определенное количество за-дач:
1. Комплексная оценка результатов деятельности предприятия по са-мым важным показателям (выручка от продажи продукции, издержки об-ращения и производства);
2. Всестороннее изучение причин и их связей, которые влияют на ко-нечные результаты деятельности компании;
3. Поиск дополнительных резервов улучшения эффективности дея-тельности в производстве, управлении, снабжении, маркетинге, организа-ции сбыта;
4. Разработка мероприятий, которые необходимы для эффективного их использования на предприятии; 5. Планирование и прогноз высоких результатов деятельности предприятия [7,2].
Экономический анализ тесно связан с такими науками как: статисти-ка, бухгалтерский учет, математика, аудит, планирование, финансы и кре-дит, менеджмент.
Для проведения анализа в организации необходима первичная ин-формация, которая может быть взята из внутренних или внешних источни-ков.
К внутренним источникам относится информация с учредительных документов, данные финансового учета и отчетности, данные бухгалтер-ского учета и отчетности, информация статистического учета. К внешним источникам относится информация об экономической и политической си-туации в стране, об отраслевой и региональной политике, о конкурентах, потребителях, производителях и поставщиках.
Экономический анализ играет важную роль в управлении финансо-во-хозяйственной деятельностью предприятия. В современной рыночной экономике проведение анализа связано с необходимостью повышения эф-фективности хозяйственной деятельности, оптимизации использования ма-териальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения высокого уровня рентабельности бизнеса, конкурентоспособности организации, ста-бильного экономического роста и стратегической устойчивости [7,4].
В настоящее время управленческие решения, способствующие эко-номическому развитию должны быть научно обоснованными, мотивиро-ванными, оптимальными, также должны быть основаны на точных расче-тах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.
Именно поэтому экономический анализ можно отнести к деятельно-сти по подготовке данных, которые необходимы для научного обоснова-ния и оптимизации управленческих решений [15].
Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия имеет высокую важность по нескольким ключевым причинам:
Принятие решений: анализ предоставляет информацию о финансо-вом состоянии предприятия, его прибыльности, ликвидности и эффектив-ности. Эта информация помогает принимать обоснованные решения о раз-витии бизнеса, инвестициях, расширении или сокращении деятельности.
Планирование и бюджетирование: анализ финансовых данных поз-воляет разрабатывать бюджеты и финансовые планы. Это помогает пред-приятию управлять своими ресурсами, оптимизировать расходы и вы-явить потенциальные источники дохода.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева, Л. А. Система управления коммерческой деятель-ностью торгового предприятия и ее структура / Л. А. Афанасьева, Е. М. Белоусова, К. В. Радомская // Актуальные аспекты обеспечения конкурен-тоспособности организаций в условиях перехода к цифровой экономике : сборник материалов всероссийской научно-практической конфренции, Курск, 11 ноября 2019 года. – Курск: КГУ, 2019. – С. 320-324.
2. Васильев В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 316 с.
3. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговых процессов / Л.П. Дашков –М.: Маркетинг, 2015. –389 с
4. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 242 с.
5. Иванова М.Б. Коммерческая деятельность / М.Б. Иванова, М.Ю. Иванов. —Москва: РИОР, 2013. -266 с.
6. Коршунов В. В. Экономика организации (предприятия) : учеб-ник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 347 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Келлер. – Санкт-Петербург: Питер Прогресс книга, 2019. – 448 c.
8. Косорукова И.В. Экономический анализ. М.: МФПА, 2015. - 432c.
9. Кравченко Л.Н., Ходоренко Е.О. К вопросу повышения эффек-тивности хозяйственной деятельности организации // Белгородский эконо-мический вестник. - 2017. - № 1 (85). - С. 202-209.
10. Левкин Г.Г. Основы коммерции / Г.Г. Левкин -Москва -Берлин, 2016 –109 с.
11. Лифиц И. М. Товарный менеджмент : учебник для СПО / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 405 с.
12. Магомедов А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие/А.М. Магомедов. -М.: Юрайт. -2018. - 323 с.
13. Макроэкономика : учебник / В.В. Золотарчук. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 537 с.
14. Русинова Д.Ю., Воронова М.С., Воронов М.П. Ориентация на потребителя - принцип всеобщего управления качеством // Научное обо-зрение. Экономические науки. – 2018. – № 2. – С. 11-17.
15. Слабинская И.А., Арская Е.В., Атабиева Е.Л., Агафонова М.В., Бухонова С.М., Бендерская О.Б., Брянцева Т.А., Гущина Т.Н., Киреева Ю.В., Ковалева Т.Н., Слабинский Д.В., Ткаченко Ю.А., Усатова Л.В., Шевченко М.В. Современные методы учета, анализа и аудита: монография / под общ. ред. проф. И. А. Слабинской. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 135 с.
16. Статистика, аналитика и прогнозирование в современной эко-номике: опыт и перспективы развития: монография / под ред. М. Н. Тол-мачева, И. В. Зенкиной. – М.: КноРус, 2022. – 202 с.