Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Тема 1. Знакомство с учреждением дополнительного образования, системой организации эколого-биологической деятельности в образовательном учреждении 5
Тема 2. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими преподавание по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности. 8
Тема 3. Изучение содержания и специфики деятельности педагога дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности. 10
Тема 4. Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности 18
Тема 5. Анализ специфики работы с детьми с ограниченными возможностями 19
Тема 6. Специфика применения ИКТ в дополнительном образовании. 19
ВЫВОДЫ: 22
ЛИТЕРАТУРА: 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. [Костенко, с. 146]
Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того, чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания. Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы. Основным условием формирования экологической культуры является система теоретических и практических видов деятельности. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность возможно при создании и работе детского общественного объединения. Формирование нравственного отношения к природе связано в первую очередь с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей «малой родине» – дому, в котором родился и сделал первые шаги.
Базой практики является структурное подразделение Регионального модельного центра дополнительного образования детей Московской области является ресурсный центр дополнительного образования детей естественнонаучной направленности "Экостанция". Ключевой идеей является то, что детское общественное движение предназначено для включения детей в решение социальных проблем общества, формированию их активной жизненной позиции и воспитанию:
- чувства обеспокоенности не только по отношению к животным и растениям, но и к людям;
- бережного отношения не только к окружающей среде, но и к культурному и историческому прошлому;
- желания преобразовать не только экологическую обстановку, но, вместе с ней, социальную и экономическую жизнь города, региона;
- потребности вести здоровый образ жизни и не поддаваться дурному влиянию, которое может негативно сказаться на здоровье человека и помешать его реализации как личности.
Так, цель практики – рассмотреть особенности преподавания в одной из областей дополнительного образования детей (в области эколого-биологической деятельности).
Данный вид практики предполагает следующие задачи:
- познакомиться с учреждением дополнительного образования, системой организации эколого-биологической деятельности в образовательном учреждении
- познакомиться с нормативно-правовыми документами,
регламентирующими преподавание по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности;
- изучить содержание и специфику деятельности педагога дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности;
- научиться оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности;
- проанализировать специфику работы с детьми с ограниченными возможностями;
- определить специфику применения ИКТ в дополнительном образовании;
- проанализировать собственную деятельность в период практики, систематизация и обобщение результатов, написание отчета.
Тема 1. Знакомство с учреждением дополнительного образования, системой организации эколого-биологической деятельности в образовательном учреждении
В ходе изучения на сайте организации общей информации об учреждении, было определено: полное название, адрес, телефон, режим работы, его особенности, традиции, расписание работы клубов и кружков по эколого-биологической деятельности.
Так, «Региональный ресурсный центр дополнительного образования детей естественнонаучной направленности "Экостанция" Московской области» располагает общей концепцией: «Мы создаем практико-ориентированную, мотивирующую образовательную среду. Она способствует увеличению охвата детей допобразованием естественнонаучной направленности, формированию естественнонаучной грамотности и экологическому воспитанию».
Расположен по адресу: Российская Федерация, Московская область, Реутов, Юбилейный проспект, 58, строение 3; телефон: + 74952491425
Режим работы: Пн - Пт с 09.00 по 18.00. Учреждение осуществляет работу в рамках 40-часовой рабочей недели. С расписанием работы центра можно ознакомиться на сайте. Так, программа «Юные экологи» проводится по понедельника с 16-05 до 16-50, по вторника с 15-10 – 15-55, по средам с 14-15 – 15-00, с 15-15 – 16-00, по четвергам с 16-05 до 16-50, по пятницам с 15-10 до 15-55, с 16.-5 – 16.50. Суббота и воскресение – выходные.
Предлагаются дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности:
• «Лабиринты экологии»
• Экотайм
• Математическое моделирование: теория и практика
• Экологический калейдоскоп
• Юные исследователи
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акимов, С. С. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей / С. С. Акимов, Н. С. Андреева, М. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 153-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3165/ (дата обращения: 04.10.2023).
2. Задорин, К. С. Проектирование современных учебных занятий в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] : учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / К. С. Задорин, Г. С. Шушарина. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1 Мб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021
3. Костенко, С. Л. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии / С. Л. Костенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10672/ (дата обращения: 04.10.2023).
4. Миронова, А. Д. Экологическое воспитание детей / А. Д. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94592/ (дата обращения: 04.10.2023).
5. Сбитнева, Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста / Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36144/ (дата обращения: 04.10.2023
6. Сайт «ИНФОУРОК» Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы эколого-биологической направленности «ЭКОКВЕСТ», реализуемой на базе учреждения дополнительного образования. Режим доступа: https://infourok.ru https://infourok.ru/dopolnitelnaya- obsheobrazovatelnaya-obsherazvivayushaya-programma-ekologo-biologicheskoj- napravlennosti-ekokvest-6148932.html. (Дата обращения: 04.10.2023)
7. Региональный ресурсный центр дополнительного образования детей естественнонаучной направленности "Экостанция" Московской области Режим доступа: https://mosobl-centerdo.ru/menu/deyatelnost/estestvennonauchnoe-napravlenie/ (Дата обращения: 04.10.2023)