Фрагмент для ознакомления
2
Обобщение изученного опыта по теме курсового исследования
Психолого-педагогические основы совершенствования синтаксической стороны речи младших школьников на уроках русского языка
Актуальной проблемой в современной педагогике является создание оптимальных условий для развития речи каждого ребенка. Работа над развитием речи отводится на каждом уроке, но ведущая роль принадлежит предмету «русский язык». Именно на этом уроке идет всестороннее развитие речи младшего школьника. Для того чтобы научить детей языку, развить их речь, необходимо научить их практически овладевать разными сторонами речи, а также умением отбирать лексику для того, чтобы ясно выразить свою мысль, отобразить какие-либо предметы или явления действительности.
Над проблемой развития речи учащихся младших классов занимались и занимаются многие педагоги и методисты начального образования, а также лингвисты, такие как Е. В. Архипова, В. Г. Горецкий, А. Н. Кожина, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.
В трудах Л. С. Выготского, И. А. Зимней, А. К. Марковой описывается психологическая природа связной речи, а также раскрываются проблемы её развития и становления. Процесс развития и становления речи у ребенка является одним из важных направлений в психолого-педагогических исследованиях.
А. Н. Гвоздев, М. И. Лисина, В. И. Лубовский и другие исследователи-психологи охарактеризовали и выделили следующие этапы развития связной речи:
I этап – подготовительный (первый год жизни);
II этап – развитие понимания речи (второй год жизни);
III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога;
IV этап – переход к монологической речи.
А. Н. Леонтьев выделяет 4 этапа развития речи: 1-й – подготовительный этап – до одного года; 2-й – преддошкольный этап – до 3 лет; 3-й – дошкольный этап – до 7 лет; 4-й – школьный этап – до 17 лет
На школьном этапе дети сознательно усваивают речь. Учащиеся осваивают звуковой анализ, а также изучают грамматические правила построения предложений. На школьном этапе появляется новая для детей речь – письменная. Теперь она становится ведущей. На этом этапе школьник осознанно перестраивает свою речь. Теперь он не просто воспринимает и различает звуки, а уже осознанно использует все языковые средства в речевой среде [4].
Считается, что сформированный строй речи является основой умственного развития. Развитая речь облегчает учащимся усвоение школьных предметов [6].
С первого класса ребенку необходимо решать разные учебные задачи, то есть вести рассуждение, доказывать своё решение, появляется
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2019. – 202 с.
2. Вакуленко Е. А. Развитие речевых умений школьников // Начальная школа. – 2011. – №3. – С. 12–15
3. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Научные основы методики преподавания русского языка: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2019. – 234 с.
4. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». – М.: Смысл, 2008. – 285 с.
5. Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход: сборник статей / под ред. С. К. Тивиковой. – Нижний Новгород: НИРО, 2011. – 220 с.
6. Салаватова Т. Д. Работа над развитием речи // Начальная школа. – 2011. – №2. – С. 15–17.
7. Фокина Т. Л. Развитие речи на уроках в начальной школе // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 667–668.