Фрагмент для ознакомления
2
Духовное пробуждение современной эпохи связано с утверждением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданских ценностей. В этом контексте проблемы современного чтения русской классики и современный поиск новых перспектив, раскрывающих художественную специфику произведений, способствуют развитию духовно-нравственного, интеллектуального кино и литературы. Общественности важно повысить эстетический вкус и повысить интерес к русской классике. Тема актуальна для современной науки и общества и показывает, что цель любви неуловима и сложна, волшебна и уникальна. Любовь приходит во многих формах и решает множество проблем.
Традиционно мы думаем о Михаиле Лермонтове как о гражданском поэте, занимающемся психологией одиночества, социальными проблемами поэта и народа.
Стихи Лермонтова обычно сравнивают со стихами Дж. Байрона и А. Пушкина, Дж. Китса и С. Есенина - все эти поэты писали с сильным стремлением к любви, эта тема человеческого существования считается главной заботой закона.
Любовь. Непобедимость этой темы очевидна. Он всегда волнует сердца и умы людей, основанный на историях и культурах, дошедших до нас. Любовь – самая сложная, загадочная и противоречивая реальность, с которой приходится сталкиваться человеку. Не потому, что от любви до ненависти один шаг, а потому, что любовь невозможно «измерить», как многие считают!
Любовь не может быть мелочной или скромной – она требует щедрости и мудрости, внимательного сердца, великодушного духа, доброты, тонкого чувства юмора и многого другого, что природа дает нам в изобилии и по глупости мы все это уничтожаем. И тьма в пустоте нашей жизни.
Поэты и писатели, философы и мистики, художники и поэты всех эпох обращались к этой вечной теме, используя инструменты своего жанра, чтобы постичь радость, гармонию, драму и тайну любви. Современный человек располагает огромным историческим и литературным материалом для понимания феномена любви.
М.Ю. Лермонтов – сложное событие в истории русской литературной жизни. Поэт, проживший всего 26,5 лет и оставивший небольшое литературное наследие, и по сей день остается неразрешенной и недостаточно изученной личностью. В литературной критике творчества Лермонтова можно обнаружить неизбежное проявление напряженной, порой противоречивой, искусственной выпрямленности, идеологической затуманенности и исторической ограниченности от публикации при его жизни до настоящего времени — черты непрерывного развития, отражающие закономерности русской истории и русской культуры, а также ее противоречия.
Гоголь, по мнению Жуковского, подытожил центральную тему лермонтовской поэмы словом «красота». С общей «неудовлетворенностью» Лермонтова соглашались люди разных эпох, разных складов ума, разных интеллектуальных сил, разных религиозных мотивов. В своих сочинениях о русской поэзии Гоголь Лермонтову уделяет меньше места, чем Языкову.
Жуковский, знакомый и друг Пушкина и Гоголя, говорил о Лермонтове: «Это волшебник за Байроном и Пушкиным, напоминающий своим безумием людей, до него знавших закон. Время придет и тогда забудут Лермонтова». Эту точку зрения разделяют большинство знающих Лермонтова. Иван Аксаков: «Поэзия Лермонтова — это печаль души, больной пустотой себя из-за неверия и безыдейности».
1. М.Ю. Лермонтов и его поэтика
Исследователи отметили, что Лермонтов был, пожалуй, первым великим русским поэтом, в творчестве которого античность почти полностью исчезла, и не только как Общеевропейский арсенал поэтических образов, но и как культурная традиция, на которую европейское искусство обычно ориентировалось в течение нескольких столетий.
Это наблюдение знаменательно: Лермонтов-наследник пушкинской эпохи, как бы начинающийся непосредственно с того момента, когда Пушкин возглавил нашу поэзию. Он раскрывает новую позицию литературы, характерную для XIX века. Пушкин последовательно соотносит все жизненные явления, попавшие в сферу его внимания, с опытом мировой культуры:
- изображение быта усадьбы - "пестрой фламандской школы";
- описание статуи работы русского скульптора в стихотворной форме и ее отчетливое жанровая традиция восходит к античности;
- анекдот из местной жизни сравнивается с хрестоматийным эпизодом древней истории ("Граф Нулин").
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.: Советский писатель, 1948. - 166 с.
2. Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 558 с. - (ЖЗЛ).
3. Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981. - 159 с. .Белова Л. Космические дали поэта: к 180-летию М.Ю. Лермонтова (о жизни поэта) // Российские вести. - 1994. - 15 окт. - С. 3.
4. Вацуро В.Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х гг. // Русская литература. - 1964. - № 3. - С. 46 - 56.
5. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Худ. литература, 1986. - 350 с.
6. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература. - СПб.: Изд. "Призма - 15", 1994. - 208 с.
7. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. - Л: Сов. писатель, 1987. - 398 с. .Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова // Русская литература. - 1964. - № 3. - С. 1 - 12.
8. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1964. - 266 с.
9. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973. - 702 с. .Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР [Лен. отд-ние], 1961. - 372 с.