Фрагмент для ознакомления
1
ЗАДАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БЛОКА 3
1.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ 3
2.АНАЛИЗ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В 1 КЛАССЕ 4
3. ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИН, ВЕДУЩИХ К ЗАТРУДНЕНИЮ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ И ПЕРЕЧЕНЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ФОРМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОХОДЯЩИХ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 7
4. КОНСПЕКТ ПОСЕЩЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЕГО ЦЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФОРМ РАБОТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТИ 10
5. ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ 13
6.РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЁТ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ БЛОКУ 17
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК 19
1.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ 19
2.ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20
3. РЕЕСТР ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
4. КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ С УКАЗАНИЕМ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ, ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ 22
5.КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА 23
6.ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ 23
7. ПЛАН ОДНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДИАГНОСТИКИ С ПОДПИСЬЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 24
8. АНАЛИЗ ОДНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 КЛАССА 26
9.РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА 28
III ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Фрагмент для ознакомления
2
Анализ программ социально-педагогической помощи обучающимся в процессе адаптации к обучению в школе в 1 классе
Процесс адаптации может быть контролируемым и спонтанным, но в последнем случае его эффективность будет существенно снижена. Анализ данных социометрических исследований, психологических наблюдений за студентами в начале каждого этапа обучения показал необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения студента в период адаптации.
Данная программа призвана организовать успешную адаптацию разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный ученик, с нашей точки зрения, – это ученик, приспособленный к полному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.
На этом представлении о сущности адаптации в общеобразовательном учреждении основана система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребенком и группами обучающихся.
Целью данной программы является разработка, научное обоснование, создание и обеспечение педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации студентов с позиций различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).
Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременного предупреждения и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющую им не только адаптироваться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Внедрить разработанную модель для каждой возрастной группы.
Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.
Таким образом, мы считаем, что для решения этих задач психологическая служба должна помочь педагогам:
отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;
создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;
помочь студентам с трудностями в общении в выработке конформного стиля поведения;
оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его максимально безболезненным для ученика и преподавателя;
создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных уровней образования;
актуализировать мотивацию обучения, постепенно развивать у студента способность брать на себя ответственность за успех учебы.
Принципы психолого-педагогической программы:
принцип ценности личности, заключающийся в самооценке ребенка;
принцип уникальности личности, заключающийся в признании индивидуальности ребенка;
принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика;
принцип эмоционально-ценностной направленности образовательного процесса.
Программа «Преемственность и адаптация» предусматривает конкретные задания для каждой возрастной группы детей, а также для педагогов и родителей.
Для первоклассников:
помочь ребенку занять позицию школьника;
помочь осознать возникновение новой общности – класса;
познакомить с понятием оценивания, самооценки и ее различными критериями;
обучать учащихся навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Программа представлена в приложении 1.
3. Перечень социальных причин, ведущих к затруднению адаптации к школе и перечень реализуемых в данном учреждении форм работы социального педагога с семьями обучающихся, проходящих процесс адаптации к школе
Социальная адаптация студента – сложный образовательный процесс, характеризующийся стабильностью и непрерывностью. Главным отличием от социальной адаптации взрослого человека является то, что для ребенка такая адаптация в любом случае будет первичной.
Другими словами, социальная адаптация детей — это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоения ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, принятых в обществе или в группе в который этот ребенок находит сам.
Родители играют главную роль в социальной адаптации детей. В семье ребенку сначала на примитивном языке объясняют самые элементарные правила и нормы (что такое «хорошо», что такое «плохо»), с помощью познавательных рассказов и игр. Семья – важный институт, и в ее рамках благополучие и душевное спокойствие очень важны для развития человека. Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то в дальнейшей жизни он вырастет таким же человеком: достойным, любящим, готовым что-то дать.
Особенности социальной адаптации ребенка в семье:
Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер);
Психологический климат, эмоциональный настрой, царящий в семье;
Психолого-педагогическая культура родителей;
Материально-бытовые условия проживания;
Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком;
Связь семьи и других сообществ (школы, родственников, других социальных институтов).
Показать больше