Фрагмент для ознакомления
2
1. Структура учреждения, структура психологической службы
Компания: ООО «Арктурус»
ООО «Арктурус» это организация, производящая комплекс проектных и строительных работ на территории г. Санкт-Петербурга.
Основными объектами деятельности является проектирование и строительство промышленных зданий, сооружений, объектов и комплексов.
Организация ООО «Арктурус» была образована в 2018 году. В настоящее время офисные помещения и производственная база и др. подразделения компании расположены по адресу: 194044, город Санкт-Петербург, ул. Смоленская д. 9 , офис 321.
Психология - это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. Управление предприятием пронизано психологическим содержанием, ведь его главный герой - человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими характеристиками, поэтому сегодня психолог как штатный сотрудник организации - это важный член команды. Это неотъемлемая часть имиджа организации. Таким образом, деловые контакты уже не обходятся без учета знаний психологии, а опыт зарубежных партнеров свидетельствует о серьезном значении, которое придается работе психолога в обеспечении конкурентоспособности организации.
Психологическая служба не внедрена в деятельность ООО «Арктурус», но потребность в этой услуге в работе предприятия есть. Деятельность психологической службы предприятия должна регулироваться «Положением о психологической службе». Формирование этой функции в компании - сложный процесс, так как работа психологов связана с проблемами личностного развития и повышения квалификации сотрудников. В исследуемой организации работу психолога выполняют сотрудники отдела кадров.
2. Нормативные и законодательные документы, изучение документации психолога
Деятельность психолога происходит в правовом поле. Кроме того, психолог, будучи профессионалом, обязан знать, как методические рекомендации, так и этические принципы, которые также будут рассмотрены в ходе данного учебного курса. Основная цель данного курса – сформировать основные представления о правовых и этических нормах, регулирующих деятельность психолога. Следует учитывать, что современная психолого-правовая база развита слабо и нуждается в серьезной доработке. В западной психологии правовые основы деятельности психолога прописаны более подробно и нормативно закрепляют такие области профессиональной деятельности психолога, как работа в практических областях, выбранных самим психологом, психологические школы, то есть в формате НЛП, гештальт-психология, гуманистическая психология и другие. В настоящее время наблюдается объективная тенденция развития российского законодательства в сфере профессиональной деятельности психолога: расширение сферы правового регулирования психологических вопросов, детализация законодательства.
Общая характеристика нормативно-правовой базы деятельности психолога
Международные нормативные правовые акты:
1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.
2. Конвенция о правах ребенка. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Вступил в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
3. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
4. и другие международные нормативные правовые акты.
Федеральное законодательство:
1. Конституция Российской Федерации.
. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Федеральный закон от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
9. и иные нормативные правовые акты федерального законодательства.
Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная увеличением темпа жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе и обществе, в настоящее время признается как специалистами, так и населением в целом. Организация психологической службы стала одним из способов оптимизации работы. Однако иметь в штате психолога, особенно психологическую службу, могут себе позволить лишь стабильные средние предприятия и крупные фирмы. По ряду экономических причин малые и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Это связано с недостаточной разработкой нормативных основ работы психологической службы организации. Зачастую организации отдельных отраслей разрабатывают собственную нормативную систему, основанную на общих принципах, функциях и направлениях работы практического психолога.
3. Направления деятельности психолога
Деятельность организационного психолога осуществляется в традиционных направлениях работы психолога-практика:
— прикладная психодиагностика;
— психокоррекционно-развивающая работа;
— психологическое образование;
- психологическое консультирование;
— социальная диспетчерская деятельность.
Диагностика – первая и необходимая составляющая модели, но она не должна становиться самоцелью. Диагностика включает в себя разделы:
1. Психодиагностика при приеме на работу. Его цель – определить степень способности кандидата соответствовать требованиям трудовой деятельности (в зависимости от направления работы). На этом этапе работы с персоналом психолог заботится о подборе кандидатов, наиболее соответствующих требованиям модели рабочего места организации. Преобладающими требованиями этого отбора являются требования организации трудового процесса. Учет личной ситуации претендента на вакантную должность необходим, но превращение компании в приют для неудачников – это крайность, которой следует избегать.
2. Периодическая психодиагностика сотрудников, работающих в организации. Данная диагностика, в отличие от диагностики при приеме на работу, направлена в первую очередь на помощь сотрудникам в личностном росте и сохранении психического здоровья. Проводится в два этапа:
Первичная психодиагностика сотрудников. Его цель – выявить группу людей, нуждающихся в психологической помощи. Диагностика проводится со всем персоналом. Следствием этого является то, что наряду с требованиями валидности и надежности основным требованием к используемым методам является экономическая эффективность.
Углубленное психологическое обследование. Проводится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем. Гипотеза выдвигается на основе данных первичной психодиагностики.
Одним из направлений коррекционной работы является психологическая профилактика трудностей в развитии и взаимоотношениях сотрудников.
В этой работе можно выделить два важных направления. Первый заключается в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих человека в его жизни и работе (изменение ситуации, условий жизни и труда, выполнение нестандартных социальных ролей, попадание в экстремальные ситуации, истощение психических ресурсов и т.п.). - Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики.
Задача психопрофилактики на индивидуальном уровне состоит в создании психологических условий, не допускающих неадекватной реакции социальных субъектов, имеющих выраженные личностные акцентуации. Здесь следует воспользоваться результатами исследования этого вопроса по методу К. Леонгарда. Решение этой проблемы способствует социальной адаптации как к условиям труда, так и к различным жизненным ситуациям, содержащим трудности общения.
На групповом уровне психопрофилактика существенно способствует улучшению семейных отношений, сплоченности коллектива, установлению этических отношений, предотвращению конфликтов как в межличностных контактах, так и во взаимодействии человека с группой (руководитель с коллективом, педагог со стажерами и др.). В то же время профилактические меры помогают сплотить членов коллектива в борьбе с негативизмом личности, в развитии самокритики и утверждении нравственных отношений, укреплении законности. Психопрофилактика способствует улучшению стиля профессиональной деятельности персонала. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать положительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям, последовательно развивать способность преодолевать трудности, психологические барьеры, блокираторы и продвигаться к вершине в работе и реализации поставленных целей жизненной стратегии.
Психокоррекция проводится, если в ходе психологической диагностики выявляются отклонения от функциональной нормы в поведении индивидуального или группового клиента. В связи с существенными различиями в особенностях групповой и индивидуальной психологии различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе коррекционного воздействия создаются условия для возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, при которых могут быть достигнуты психокоррекционные цели.
Существует два направления индивидуальной коррекции. Первый представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регуляторных функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, усилению самоконтроля. Вторая — нормативно-ценностная коррекция — заключается во внесении в индивидуально-личностную систему норм и стандартов поведения определенных направлений, согласно которым клиент вносит коррективы в выполнение своих жизненно-деятельностных функций.
В первом направлении для улучшения психической саморегуляции клиента следует усилить обратную связь. Для этого чаще всего практикуются спокойные деловые беседы. В ходе таких бесед психолог обсуждает с клиентом его конкретные действия, действия, вызывающие затруднения.
Но воздействия только на когнитивные компоненты саморегуляции недостаточно. Многие правонарушения носят аффективный и эмоциональный характер и являются результатом неадекватной ситуационной реакции. Коррекция в этом случае заключается в развитии так называемых контролирующих эмоций — радости, стыда и т. д., а также в формировании адекватной реакции на различные внешние воздействия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатора. конфликтная ситуация. Практика неопровержимо доказала, что только в этом случае может возникнуть положительно окрашенный эмоциональный контакт как необходимое условие управления эмоциями, а не их антиподы — реакции депрессии, гнева, агрессивности, вандализма, хулиганства и т. д.
В рамках второго направления объектами коррекционной работы являются, как правило, нормативные комплексы, определяющие отказ от подчинения общим принципам, целям и задачам. Такой отказ выражается в различных формах — от скрытого внутреннего сопротивления до явного конфликта в коллективе, семье, в отношениях с кем-либо. В этой ситуации у клиента проявляются чувства и даже действия протеста против регулирования, ограничивающего его личную активность, статус в обществе. Зачастую эти нормы воспринимаются как необоснованное лишение свободы, что приводит к формированию вредных привычек, вредных пристрастий (агрессивность, пьянство, курение, наркомания, другие аномалии).
Показать больше