Фрагмент для ознакомления
2
1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У РЕБЕНКА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Сбор анамнеза на ребенка
Дети с умеренной умственной отсталостью нуждаются в особом внимании и заботе. Клиническая картина УУО может проявляться в разных формах и степенях тяжести, но общие симптомы включают:
• Отставание в развитии речи и языковых навыков. Ребенок может иметь проблемы с произношением слов, пониманием речи, а также формированием предложений и связным изложением мыслей.
• Задержка в психомоторном развитии. Ребенок может начинать ходить и говорить позже, чем его сверстники, а также испытывать трудности с мелкой моторикой и координацией движений.
• Ограниченность в круге интересов и активностей. Ребенок может иметь трудности с адаптацией к новым ситуациям, общением со сверстниками и усвоением новых знаний и умений.
• Повышенная эмоциональная восприимчивость. Ребенок может легко впадать в слезы, испытывать тревогу и страх, а также проявлять агрессивное поведение в ответ на стрессовые ситуации.
При умеренной умственной отсталости у детей также могут наблюдаться следующие симптомы:
• Проблемы со зрением и слухом, что затрудняет процесс обучения и социализации ребенка.
• Ограниченность понимания абстрактных понятий и метафорической речи, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми.
• Трудности с пониманием и выполнением инструкций, что затрудняет процесс обучения и выполнение повседневных задач.
• Нарушение памяти и внимания, что затрудняет запоминание информации и выполнение задач, требующих концентрации внимания.
Однако, в каждом конкретном случае клиническая картина умеренной умственной отсталости может проявляться в различных симптомах и степени тяжести. Поэтому важно индивидуально подходить к каждому ребенку и разрабатывать комплексную программу лечения и обучения, которая будет нацелена на улучшение его качества жизни и повышение его потенциала. Раннее выявление проблемы и своевременное начало лечения и обучения могут существенно помочь ребенку в его развитии и адаптации в обществе.
Умеренная умственная отсталость (УУО) является одним из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Она проявляется в снижении уровня интеллекта, нарушении адаптивного поведения и социальной адаптации.
Для диагностики УУО необходимо провести комплексную оценку ребенка с помощью различных инструментов. Одним из них является тестирование на интеллектуальный уровень с использованием стандартизированных тестов, таких как WISC-IV, Standford-Binet и других.
Кроме тестирования на интеллектуальный уровень, необходимо провести оценку адаптивного поведения ребенка. Это может быть сделано с помощью опросника Vineland Adaptive Behavior Scales и других подобных инструментов.
Также необходимо, проводить неврологическое обследование и исключить другие причины, которые могут привести к снижению уровня интеллекта, учитывать медицинскую и семейную историю ребенка, то есть собрать анамнез на ребенка.
Сбор анамнеза (истории заболеваний) является необходимым процессом при оценке здоровья таких детей. Важно понимать, что анамнез может дать много полезной информации о пациенте, а также помочь в определении оптимального лечения.
Сбор анамнеза на детей с умеренной умственной отсталостью позволяет:
• Определить наследственность заболеваний: это может быть важно для определения риска развития определенных заболеваний в будущем.
• Определить предшествующие заболевания: наличие различных заболеваний в прошлом может помочь в диагностике и лечении текущих заболеваний.
• Определить характер и степень умственной отсталости: это поможет в выборе наиболее эффективного подхода к лечению и обучению.
• Определить сопутствующие заболевания: дети с умеренной умственной отсталостью могут иметь дополнительные заболевания, такие как эпилепсия, нарушения сердечно-сосудистой системы и другие, которые также требуют внимания.
Таким образом, сбор анамнеза на детей с умеренной умственной отсталостью является важным шагом в обеспечении наилучшего ухода за ними и обеспечении оптимального качества жизни. При этом необходимо учитывать ряд особенностей, которые помогут получить максимально полную информацию.
1. Начните собирать информацию с родителей или опекунов ребенка. Их наблюдения и описания могут быть очень полезными. Важно узнать о предыдущих заболеваниях, наследственности, характере беременности и родов, раннем развитии ребенка, его достижениях и проблемах. Стоит узнать, были ли в анамнезе ребенка другие заболевания и как они лечились, как были проведены роды. Важно также узнать о том, когда начали проявляться симптомы умственной отсталости.
2. Обратите внимание на симптомы и проявления умственной отсталости у ребенка. Это может включать в себя задержку речи, проблемы социальной адаптации, слабость мышц, недостаток координации движений, повторяющиеся движения и другие признаки. Важно также узнать о том, как проходит обучение ребенка, есть ли какие-то трудности в общении с окружающими, какие задачи ему даются легче всего, а какие вызывают трудности.
3. Опишите текущие проблемы и обследования ребенка. Это может включать в себя информацию о лечении, назначенных лекарствах, особенностях питания, физической активности и других аспектах здоровья. Важно узнать о том, какие препараты принимает ребенок, какую дозировку и как часто. Также стоит узнать о том, какой режим питания ребенка, какие продукты он употребляет, как часто он занимается физическими упражнениями.
4. Проведите общее физическое обследование ребенка. Определите его рост, вес, состояние кожи, зубов, волос и ногтей. Определите наличие отклонений в развитии органов и систем (например, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.). Важно провести полное обследование, чтобы выявить все отклонения в здоровье ребенка.
5. При необходимости, проведите специальные обследования и тестирование ребенка. Это может включать в себя неврологические тесты, оценку психического развития, анализы крови и мочи, рентгенологические и другие исследования. Эти исследования помогут определить наличие других заболеваний или отклонений в развитии, которые могут ухудшать состояние ребенка.
6. Обратите внимание на социальные факторы, влияющие на здоровье ребенка. Это может включать в себя информацию о семье, школе, жизненном окружении и других аспектах жизни ребенка. Стоит узнать о том, какую поддержку ребенок получает от своей семьи, какие у него отношения с окружающими людьми, какие проблемы возникают в школе, какие условия проживания у него дома.
Рассмотрим пример анамнеза.
Пол, имя: девочка, Маша.
Дата рождения, возраст: 2013 год, 10 лет.
Место работы/учебы: учащийся начальной школы.
Данные со слов учителей: ребенок постоянно расторможен, иногда агрессивен, иногда бьет других детей, часто капризничает, очень рассеянная, быстро утомляется и теряет интерес к заданиям, отмечается низкий уровень развития внимания и нарушения речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, С.В. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Архипова, О.А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 32-35.
2. Битянова М.Т., Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости / Битянова М.Т., Барчук О.А. // Школьный психолог [электронная версия]. – 2000. – № 30. – С. 1-24.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ Венгер А.Л. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
4. Выготский Л. С. Психология: монография / Выготский Л. С. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н.; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии, Факультет повышения квалификации преподавателей вузов – Москва: Просвещение, 1978. – 424 с.
6. Грабовская Л. В. Образ «Я» ребенка в мире культуры: учебное пособие / редактор Чумичева Р. М. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.
7. Гончарук, О.А. Теоретические аспекты изучения развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности / О.А. Гончарук //
Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 3. – С. 25-29.
8. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие / редактор Клочко В.Е. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
9. Дошкольное воспитание аномальных детей / Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П.; редактор Носкова Л.П.; рецензенты: Белова Н.И., Костандян И.А. – Москва: Просвещение, 1993. – 345 с.
10. Жан Пиаже. Психология Интеллекта / редактор Строганова Е. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 192 с.
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Катаева А.А., Стребелева Е.А. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
12. Коломинский Я. Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: учебное пособие / редактор Строганова Е. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 482 с.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / Леонтьев А.Н. – Москва: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1969. – 498 с.
14. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. – Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / Мамайчук И.И. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 259 с.
16. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / редактор Носкова Л.П. – Москва: Просвещение, 1969. – 280 с.
17. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. 2-е издание / редактор Венгер Л.А. – Москва: Просвещение, 1985. – 272 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е издание / редактор Хлопова Л.И.; рецензенты: Петровский А.В., Зинченко В.П., Обухова Л.Ф. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / редактор Пронкина Т.М.; рецензенты: Лисиниа М.И., Подольский А.И. – Москва: Издательство московского университета, 1981. – 191 с.
20. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Овчинникова Т. Н. – 4-е изд. – Москва: Академический Проект, 2020. – 240 с.
21. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов / редактор В.Г. Петров. – Москва: Просвещение, 1968. – 158 с.
22. Психология детства: учебник /Аверин В.А., Дандарова Ж.К., Зимняя И.А. и др. / под общей редакцией А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Издательство «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 368 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: монография / Рубинштейн С.Л.; рецензенты: Ананьев Б.Г., Теплова Б.М. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 712 с.
24. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Рубинштейн С.Л. – Москва: Академия наук СССР, I960. – 168 с.
25. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого ребенка / С.Я.
Рубинштейн. – М., Просвещение, 2009. – 270 с.
26. Специальная дошкольная педагогика и психология / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с.
27. Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта / Л.М. Шипицына. – Издательство «Дидактика-Плюс», 2002. – 259 с.