Фрагмент для ознакомления
2
Рис. 2. Престижность учебы в классе
Престижность учебы в семье (Рис.3). По данному параметру было выявлено 72,5% всех испытуемых (отличников), для которых значим этот показатель. Это значит, что в семье каждого подростка из этой группы обучающихся присутствует ценность хорошей учебы.
Для 25% обучающихся (хорошистов) этот параметр является малозначимым. Для семей этих обучающихся высокая учебная успеваемость не всегда является значимой.
Для 2,5% (троечников) ценность хорошей учебы в семье является незначимым, то есть учебная успешность в семье этого подростка не является ценностью.
Рис. 3. Престижность учебы в семье
Познавательный интерес (Рис.4). Данный мотив является значимым для отличников, что составило 47,5% от всех респондентов. У этой группы обучающихся в наибольшей степени, чем у других выражен интерес к получению новых знаний, эти ученики получают удовольствие от процесса открытия чего-то нового.
Для 37,5% (хорошистов) испытуемых этот мотив является малозначимым. Это означает, что у этой группы обучающихся познавательный интерес не всегда выражен, например он может проявляться в тех дисциплинах, которые наиболее интересны, и угасать при изучении тех дисциплин, которые вызывают наименьший интерес.
Для 15% респондентов (троечников) не является познавательный интерес значимым в обучении. Эти учащиеся не получают удовольствия от процесса получения новых знаний.
Рис. 4. Познавательный интерес
Мотивация достижения (Рис.5). Данная мотивация оказалась значимой для 57,5% обучающихся (отличников). Учащиеся этой группы проявляют желание быть лучшим, осознавать себя как способного и умного ученика. Они стремятся достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; стараются выполнить даже самое сложное задание. Подросток с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Для 22,5% (хорошистов) этот тип мотивации является малозначимым. У таких обучающихся мотивация достижения развита хуже, что сказывается на результатах учебы - средний балл оценок значительно ниже, чем у обучающихся с высоким уровнем мотивации достижения.
Для 20% (троечников) такой тип мотивации оказался незначим. У обучающихся этой группы мотивация достижения так же развита хуже либо отсутствует совсем, поэтому подросток не стремится добиться высоких результатов, обычно такие дети слабо успевающие.
Рис. 5. Мотивация достижения
Мотив социального одобрения одноклассниками (Рис.6). Данный мотив является значимым отличников, что составило 57,5% от общего числа испытуемых. Это значит, что для данных обучающихся является немаловажным добиться одобрения со стороны одноклассников, избежать осуждения с их стороны. Ученики, относящиеся к этой группе, боятся быть отвергнутым классом из-за низкой успеваемости. Если одобрение отсутствует, это отрицательно влияет на деятельность обучающихся данной группы.
Мотив социального одобрения одноклассниками оказался малозначимым для хорошистов из всех респондентов (22,5%). Такие дети хотели бы получить одобрение, но если таковое отсутствует, повлиять отрицательно на результаты учебной деятельности это может лишь в некоторых случаях - в тех, в которых оно было крайне необходимо для подростка.
Этот мотив является совсем незначимым для троечников(20%) из всех испытуемых. У таких учеников отсутствие одобрения со стороны одноклассников не влияет на учебную деятельность никаким образом. Даже если одобрение присутствует, это не значит, что учащиеся данной группы будут учиться лучше, и наоборот, если отсутствует - не значит, что успеваемость подростка упадет.
Рис. 6. Мотив социального одобрения одноклассниками
Мотив социального одобрения педагогами (Рис. 7). Такой мотив является важным для 52,5% обучающихся (отличников). Эти ученики имеют высокую степень потребности в постоянном одобрении педагогов. Например, похвала за сделанную работу, за полученную оценку, за выполнение поручения, за поведение и многое другое. Это является своеобразным толчком к деятельности. Если такое одобрение отсутствует, учащиеся начинают испытывать трудности в учении. Для 35% испытуемых (хорошистов) данный мотив играет малозначимую роль. Такие ученики испытывают необходимость в одобрении только в некоторых случаях. У них могут возникнуть проблемы в деятельности только тогда, когда им очень важно было одобрение педагога, но они этого не получили. В остальных случаях ученики этой группы не испытывают трудности в учении. 12,5% обучающихся (троечников) не испытывают сложностей в обучении, если не получают положительные отзывы со стороны педагогов, так как для них мотив социального одобрения является незначимым.
Рис. 7. Мотив социального одобрения педагогами
Мотив социального одобрения родителями (Рис. 8). Для 60% обучающихся (отличников) данный мотив играет важную роль в обучении. Высокой степенью значимости для них обладает похвала, внимание к учебным успехам со стороны родителей. Не получив поддержки, подросток может начать испытывать сложности в учебной деятельности, боясь вызвать неодобрение со стороны родителей. Для 32,5% испытуемых (хорошистов) мотив одобрения родителями является маловажным, то есть такие дети, не получив одобрения со стороны родителей, обычно не испытывают трудности в обучении.
У 7,5% респондентов (троечников) успехи в обучении не зависят от одобрения и внимания к учебным делам со стороны родителей.
Рис.8. Мотив социального одобрения родителями
Боязнь наказания со стороны школы (Рис.9).77,5% испытуемых (отличников) показали высокую значимость для них порицания, наказания со стороны педагогов. Такие ученики боятся быть в глазах учителей неуспешным и неспособным. Эти дети учатся в основном потому, что боятся быть наказанным учителем.
Для 12,5% респондентов (хорошистов) этот мотив оказался малозначимым. Это означает, что ученики данной группы лишь в некоторых случаях боятся наказания со стороны педагогического коллектива.
Для 10% учеников (троечников) данный мотив оказался незначимым, то есть эти учащиеся не боятся быть наказанными педагогами ни при каких обстоятельствах.
Показать больше