Фрагмент для ознакомления
2
В России основными направлениями обеспечения государственной безопасности в условиях социально-политических и экономических преобразований являются стратегические государственные приоритеты, определяющие задачи реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны и создания безопасных условий для поддержания территориальной целостности и суверенитета государства Это первый подобный документ в мире. Поскольку основными задачами прокуратуры Российской Федерации являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства, ее деятельность неразрывно связана с жизнью общества и государства. Поэтому формирование целей развития прокуратуры должно способствовать общему процессу развития цели обеспечения безопасности государства, а ее способность обеспечивать безопасность и защищенность общественных отношений должна стоять во главе одного из ее углов.
Рассмотрим положение и роль прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве. В научной литературе обеспечение национальной безопасности рассматривается в принципе в трех аспектах: концептуальном - определенный способ понимания национальной безопасности; нормативном - правовая база в сфере национальной безопасности; институциональном - совокупность государственных учреждений и общественных органов.
На наш взгляд, обеспечение национальной безопасности - это механизм, позволяющий трансформировать принятую государством стратегию национальной безопасности в согласованную деятельность определенных институтов, государственных органов и граждан в соответствии с действующим законодательством. Обеспечение национальной безопасности каждого государства имеет отличительные особенности, определяемые его геополитическим положением, историей развития, целями и национальными интересами, которые влияют на структуру системы.
Во-первых, наличие проработанной теоретической и законодательной базы; во-вторых, четкое определение основных элементов обеспечение национальной безопасности (объектов государственной безопасности и субъектов государственной безопасности); в-третьих, наличие управляющего и координирующего органа, обеспечивающего государственную безопасность на всех уровнях. При соблюдении этих условий система обеспечения национальной безопасности должна "адекватно отражать спектр реальных и потенциальных опасностей".
Следует отметить, что среди ученых, изучающих проблему национальной безопасности, существует множество различных трактовок определения основного понятийного аппарата в этой области.
Система обеспечения национальной безопасности можно представить как систему субъектов обеспечения "национальной безопасности", обеспечивающих устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов в рамках единой государственной политики Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Такими субъектами являются государство (органы государственной власти), граждане, общественные и иные организации и объединения граждан, имеющие право и обязанность участвовать в обеспечении государственной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами обеспечения национальной безопасности являются права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.
4.ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
Во время прохождения практики в прокуратуре практикант:
-ознакомился с практикой квалификации преступлений с учетом темы ВКР «Прокурор как участник реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве, его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса» и применения мер уголовного наказания, подготовив по этим вопросам аналитическую справку;
-изучил и проанализировал мнение правоприменителя по проблемным вопросам, являющимся предметом квалификационного исследования;
-изучил и проанализировал ведомственную статистику по теме исследования.
Обеспечение национальной безопасности - это "система, в которой происходит непрерывный процесс взаимодействия интересов личности, общества и государства с внутренними и внешними угрозами этим интересам". Поэтому там, где элементы "силы" могут угрожать интересам личности или общества, такая ситуация недопустима. В правоохранительной деятельности должен особенно строго соблюдаться основной принцип обеспечения национальной безопасности, т.е. принцип баланса интересов личности, общества и государства.
Генеральная прокуратура России представляет собой единую централизованную систему, в которой нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ, и отвечает не только за исполнение законов, но и за законность всеми субъектами государственной безопасности, включая федеральные министерства, представительные (законодательные) и исполнительные органы федеральных компонентов, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля и их работников Надзор за исполнением законов. Обеспечение порядка законности является основной задачей прокуратуры. Прокурорский надзор обеспечивает приоритет прав и законных интересов личности над правами и интересами общества и государства, что является основой государственной безопасности в Российской Федерации.
Проблемой обеспечения государственной безопасности является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Практика борьбы с организованной преступностью показывает, что наиболее эффективные результаты достигаются при комплексном использовании оперативных сил и средств правоохранительных органов.14 Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют Генеральный прокурор РФ, член Совета Безопасности РФ, и подчиненные ему прокуроры. Это осуществляется путем.
В Стратегии национальной безопасности говорится, что для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, повысить мобилизацию и рост национальной экономики, улучшить качество работы государственных институтов и взаимодействие с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации своих прав на жизнь, безопасность, труд и жилище. В нем говорится о необходимости разработки эффективных механизмов,
Таким образом, Генеральная прокуратура РФ, входящая в состав системы обеспечения национальной безопасности РФ, является субъектом обеспечения государственной безопасности, правоохранительным органом, осуществляющим надзор за законностью деятельности других субъектов обеспечения государственной безопасности в соответствии со стратегическими приоритетами государства и координирующим деятельность правоохранительных органов в сфере обеспечения государственной безопасности.
Генеральный прокурор участвует во всех видах судопроизводства и принимает участие во всех судебных процессах. Закон возлагает на прокурора принесение протестов на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Однако прокурор не осуществляет надзор за законностью деятельности суда и законностью его решений. Во всяком случае, это предусмотрено ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1, в ст.35 которого говорится лишь об участии прокурора в рассмотрении дел судом, но ничего не говорится о надзоре. Выделение уголовного преследования в качестве самостоятельной функции прокуратуры сегодня вряд ли оправдано: Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ из полномочий прокурора были исключены полномочия по возбуждению уголовного дела, даче согласия следователю на возбуждение уголовного дела, принятию дел к своему производству и т.д. В то же время представляется более логичным отнести их к иным функциям прокуратуры, как это предусмотрено ст. 1.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1. Такая классификация определяет конкретную направленность функции, ее истинное содержание и не приводит к путанице или усложнению понимания данного понятия.
Изменения, внесенные в 2020 г. в Конституцию РФ и затронувшие в немалой степени статус прокуратуры, не могли не послужить основой для оживления в науке о прокурорской деятельности дискуссий о месте и роли прокуратуры Российской Федерации в современном государственно-правовом механизме, ее функциональном предназначении . В связи с этим в последнее время наблюдается публикационная активность, символизирующая новый этап обмена научными позициями ученых, изучающих прокурорскую деятельность, что, безусловно, должно способствовать обогащению теоретических основ указанной сферы научных знаний.
Среди научных работ последнего времени обращают на себя внимание совместная статья С.Щербы и Т.Решетниковой и статья А.Тушева , отражающие взгляд этих авторов на некоторые фундаментальные основы теории прокурорской деятельности, в том числе на конституционное закрепление функций прокуратуры. Соглашаясь в определенной мере с высказанными уважаемыми коллегами тезисами, тем не менее с учетом того, что журнал "Законность" является ведомственным для всей системы прокуратуры России и его читают в каждой районной (городской) и приравненных к ним прокуратурах, а также в вышестоящих прокуратурах, в порядке научной дискуссии полагаем возможным высказать некоторые возражения и контрдоводы по существу.
Прежде всего, отметим, что в новой редакции ч.1 ст.129 Конституции РФ ни о какой системе функций прокуратуры, а тем более их иерархии речь не идет. Имеет место закрепление двух "общенадзорных" отраслей (подфункций) функции прокурорского надзора - надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также одной самостоятельной общепризнанной функции прокуратуры - уголовного преследования. Причем обращает на себя внимание интересный нюанс. Перечисленные виды деятельности прокуратура Российской Федерации осуществляет, а вот иные определенные федеральным законом функции - выполняет. Допускаем, что кто-то из представителей научного сообщества по этому критерию проведет разделительную черту между основными и не основными функциями, однако вряд ли этот, как полагаем, не слишком удачный прием законодателя способен побудить к действительно новым открытиям. Как видим, в качестве функции, можно воспринимать только надзорную, а в остальных случаях (кроме ведения следствия, а также поддержания государственного обвинения, которые выступают частями необозначенной функции уголовного преследования), если следовать канонам прокурорской науки, речь идет о полномочиях прокуроров.
А. Тушев и вовсе к функциям прокуратуры относит в том числе и "правозащиту", ошибочно полагая, что как названная "правозащитная", так и "другие - функция надзора, административного преследования, уголовного преследования; правотворческая; международного сотрудничества; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений; участия в рассмотрении дел судами и т.д." - могут реализовываться в каждой отрасли прокурорского надзора. При этом само понятие отрасли прокурорского надзора указанным автором не формулируется, а функции прокурорской деятельности, в том числе надзорная, уголовного преследования, участия в правотворческой деятельности и иные, перечисленные им, смешиваются и предлагаются к реализации через указанные отрасли, но, по его мнению, именно прокурорского надзора.
Отметим также, что такой функцией, как правозащитная, Закон о прокуратуре, равно как и иные законодательные акты, российскую прокуратуру не наделяет. У прокуратуры Российской Федерации есть правозащитная цель (защита прав и свобод человека и гражданина), на достижение которой направлена вся многофункциональная деятельность прокуроров, реализуемая посредством применения ими имеющихся полномочий. Тем самым прокуратура наряду с другими институтами публичной власти принимает свое весомое участие в реализации правозащитной функции государства .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преддипломная практика - это одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Она представляет собой эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности. Являясь центральным звеном в системе подготовки, практика помогает студентам глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально важные качества будущей специальности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что отечественная прокуратура прошла долгий путь к обретению современного облика. На протяжении всей своей истории прокуратура неустанно следила за соблюдением законности в государстве, карала за нарушение этих норм и на каждом этапе своего развития выступала в роли преданного помощника государственной власти.
Функции прокуратуры динамичны, поскольку имеют конституционный характер, установлены государством и должны отвечать потребностям времени и изменениям, происходящим в обществе и государстве.
Прокурорский надзор не позволяет использовать необходимый потенциал органов, не находящихся под прокурорским надзором, для укрепления законности, напротив, это возможно при активном взаимодействии с ними, но и организации, находящиеся под прокурорским надзором, обладают определенным потенциалом, не охваченным прокурорским надзором и правовыми процедурами поскольку в рамках сотрудничества прокуратура предоставляет государственным органам и обществу свой потенциал для укрепления верховенства закона, который она не может обеспечить при осуществлении своих надзорных и судебных функций. Этот потенциал включает в себя правовые, организационные, технические, информационно-аналитические, научные, методические, учебно-методические и иные ресурсы.
Таким образом, можно сказать, что цели и задачи практики выполнены в полном объеме.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Нормативно-правовые источники:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
2.Учебники, монографии, брошюры
4. Бобров, В. К. Прокурорский надзор : учебник для академического бакалавриата / В. К. Бобров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 261 с.
5. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор : учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров ; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 353 с.
6. Гражданское процессуальное право: учебник: в 2 т. / Т.К. Андреева, С.Ф. Афанасьев, В.В. Блажеев и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2022. Т. 1: Общая часть. 550 с.
7. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. П. Кириллова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.
8. Прокурорский надзор : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков, А. В. Федулов, С. В. Власова, М. В. Лапатников ; под общей редакцией М. П. Полякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 324 с.
9. Прокурорский надзор : учебник и практикум для вузов / А. Ф. Смирнов [и др.] ; под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 483 с.
10. Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 211 с.
3.Периодические источники
11. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40.
12. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
13. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
14. Драпеко, Э. О. Государственный контроль и прокурорский надзор за правоохранительными органами: правовое соотношение / Э. О. Драпеко // Перо науки. – 2019. – № 13(13). – С. 4-6.
15. Иванцова, Г. А. Содержание прокурорских проверок за исполнением законодательства в сфере противодействия нарушений в сети Интернет / Г. А. Иванцова, З. Т. Магомедова // StudNet. – 2020. – Т. 3, № 11. – С. 134
16. Кардашова, И. Б. Правовые новеллы обеспечения национальной безопасности прокуратурой / И. Б. Кардашова // Законность. – 2022. – № 1(1047). – С. 21-25.
17. Осинцев, Д. В. Административный контроль и прокурорский надзор:пределы правоприменения / Д. В. Осинцев // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 4(24). – С. 5-10.
18. Парцей, В. Б. Прокурорский надзор и конституционный контроль / В. Б. Парцей // Закон и право. – 2021. – № 3. – С. 144-147.
19. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
4.Электронные ресурсы Количество источников не более 10
20. Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 08.11.2023 г.