Фрагмент для ознакомления
2
1. Рецензия № 1
Музейное дело России: монография / Под ред. Каулен М.Е. (ответствен-ный редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Издательство «ВК», 2003. – 614 с.
«Музейное дело России» – коллективная монография, созданная музееве-дами двух крупных научных и учебных центров – Академии переподготовки ра-ботников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) и Российского института культурологии (РИК). В данной монографии проанализирован опыт, накоплен-ный в процессе преподавания музейного дела музейным работникам-практикам, вместе с опытом обобщения новейшей музееведческой информации в процессе работы над Российской музейной энциклопедией, что позволяет говорить об ана-лизе в монографии как современного состояния музейной теории и практики, так и потребностей музейных работников в музееведческой информации.
Классификация научных исследований: междисциплинарное исследование. Монография обладает такими характеристиками научных исследований, как си-стемность, методичность, последовательность, обоснованность, доказуемость и целостность.
Структура научного исследования. Книга состоит из двух разделов с от-дельными главами и подпунктами. Первый раздел «Музейные процессы в их ис-торической динамике» посвящен истории развития музейного дела в России с момента его зарождения до рубежа XX-XXI веков. Второй раздел «Музейное де-ло сегодня и завтра» содержит в себе сведения о современном состоянии музееве-дения, также рассматривается музейная деятельность по основным направлениям и пути ее развития в будущем.
Методы искусствоведческого исследования. В рассматриваемой моногра-фии используются преимущественно метод формально-стилистического анализа и культурно-исторический метод относительно подробного анализа становления и развития музееведения посредством дополнения сведениями по истории станов-ления отдельных направлений музейной деятельности.
Научная проблематика монографии определяется тем фактом, что в совре-менном музейном деле сохраняется недостаточный уровень развития музееведче-ской теории и практики в региональных институциях, в отличие от музеев боль-ших городов, некоторые из которых сами являются крупными центрами музее-ведческих исследований. В связи с этим существует риск увеличения разрыва между теоретическим музееведением и повседневной музейной практикой.
Актуальность исследования обосновывается серьезными сдвигами в прак-тике и теории музейного дела, состоявшимися в последнее десятилетие. Авторами монографии отмечается, что в настоящее время неуклонно возрастает число мно-гопрофильных музеев, требующих комплексного подхода. Современная экспози-ция осознается как специфическая форма коммуникации, сложная знаковая си-стема, обладающая своим языком, и одновременно – как синтез науки и искус-ства. Без разработанных за последние десятилетия понятий, таких, как музейное проектирование и музейная коммуникация, нельзя представить себе современную музейную практику.
Цель исследования – изучение музейной теории и практики в историческом контексте с определением понятийного аппарата, целей, задач, функций и направлений дальнейшего развития музееведения.
Задачи исследования:
1. Определить историческую периодизацию развития музейного дела как составной части музеологии с обозначением характерных черт каждого из этапов;
2. Охарактеризовать путь обособления музейного дела в самостоятель-ную сферу культурной деятельности;
3. Определить основные понятия музееведения как научной дисциплины и принципы научно-исследовательской деятельности;
4. Изучить основные принципы комплектования музейных фондов;
5. Обозначить основные методы разработки и презентации музейных экспозиций и выставок;
6. Проанализировать культурно-образовательную деятельность и ис-пользование современных информационных технологий в рамках музееведения.
Объект исследования – музееведение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Давидова, М.Г. Научные методы изучения искусства: учебное пособие / М.Г. Давидова. – СПб.: СПбГУПТД, 2016. – 88 c.
2. Кузнецова, М.М. Научно-исследовательская работа (практика по по-лучению профессиональных навыков и опыта научно-исследовательской работы): учебное пособие / М.М. Кузнецова. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – 92 с.
3. Музейное дело России: монография / Под ред. Каулен М.Е. (ответ-ственный редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Издательство «ВК», 2003. – 614 с.
4. Глебушкин, С.А. История собирательства русского традиционного костюма в России / С.А. Глебушкин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2018. – № 2-2. – С. 69-85.
5. Сорокина, М.А. Народный костюм в собрании Русского музея (по ма-териалам экспедиций) / М.А. Сорокина // Мода и дизайн: исторический опыт - но-вые технологии : Материалы XXIV Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 26–29 мая 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и ди-зайна, 2021. – С. 133-136.