Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Учебная мотивация: внешние и внутриличностные мотивы учебной деятельности младшего школьника.
Инструкция:
1. Прочитайте текст «Учебная мотивация», расположенный в справочных материалах. Ответьте письменно на вопросы:
- Что такое учебная мотивация? Это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней.
- Какие мотивы учебной деятельности можно отнести к внешним (учебно - социальным), а какие к внутренним (учебно - познавательным)? Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах.
- Выделите, по каким особенностям поведения школьника можно судить о его внешних (учебно - социальных) мотивах учебной деятельности, а по каким особенностям поведения о наличии внутренних (учебно - познавательных) мотивов к учебной деятельности? Учебно-познавательные мотивы проявляются как самостоятельные действия по поиску разных решений, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебной работы, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в действиях, которые свидетельствуют о понимании студентом долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - стремление к коллективному труду и пониманию рациональных способов его осуществления.
- Какие условия должен создать учитель на уроке для формирования внутренних учебно - познавательных мотивов к учебной деятельности? Для этого необходимо придерживаться следующих требований: По возможности исключить поощрения и премии за правильно выполненные задания, ограничив их только оценкой и похвалой; Конкурсные ситуации можно использовать на уроке реже. Лучше научить ребенка анализировать и сравнивать собственные результаты и достижения. Соревновательную ситуацию можно переключить на игровую деятельность; Старайтесь не навязывать образовательные цели «сверху». Совместная работа с вашим ребенком над разработкой целей и задач может быть гораздо более эффективной; Необходимо также помнить, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, всегда вызывающей отрицательные эмоции и отрицательно влияющей на отношение ребенка к учебной деятельности; Старайтесь по возможности избегать установления временных ограничений, так как это не только подавляет развитие творческих способностей, но и препятствует развитию внутренней мотивации; Обеспечивать, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствующий проявлению умений и компетенций ребенка. Регулируйте уровень сложности заданий, увеличивая его каждый раз; Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы; Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
- Какие методы и приемы (задания) может использовать учитель на уроке для формирования как внешних учебно- социальных мотивов, так и внутренних учебно - познавательных мотивов учебной деятельности? Стараться включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе (через парные, групповые, совместные проектные формы работы).
Использовать на уроках более занимательное, необычное изложение нового материала.
Чаще использовать познавательные игры, дискуссии. Создавать проблемные ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение.
Предоставлять материал на основе жизненных ситуаций из собственного опыта и опыта самих учащихся.
Развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся в учебной деятельности, планировании, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
Актуализировать ранее сложившихся мотивы учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и способствовать появлению новых мотивов.
Отвечая на данный вопрос, дополните графу «Формирование учебной мотивации» таблицы 1 (методы/приемы)
Таблица1. Особенности организации мотивации
Виды учебной мотивации Формирование учебной мотивации Опишите ситуацию:
- Каким образом учитель организует мотивацию
- На каком этапе урока
Методы Приемы
Внешняя учебно - социальная мотивация «Похвала» - словесная похвала
- невербальное одобрение (мимика, жесты, взгляд)
«Порицание» - словесное
порицание
- невербальное порицание
(мимика, жесты, взгляд)
«Награда» - кубки,
- медали,
- грамоты,
- дипломы и пр.
«Соревнование»
(со сверстником)
«Сотрудничество»
(с учителем, со сверстником)
«Отметка»
Любознательность ребенка
Поддержание ситуации успеха
Внутренняя учебно - познавательная мотивация
«Создание проблемной
учебной ситуации»
(ситуация разрыва) - Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)
- Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)
Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке
Дети предлагают цели:
- узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации.
- чем эти предложения между собой отличаются?
- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
«Создание ситуации выбора»
«Создание ситуации успеха» (ситуации компетентности в изучаемом вопросе)
«Нестандартные задания творческого характера»
«Мозговой штурм» Этап мотивации учебной деятельности.
Учитель предлагает детям несколько стихотворений. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.
«Незаконченное предложение» Этап мотивации учебной деятельности.
Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. В любой момент урока ученики должны быть готовы обсудить ответ товарища или попросить его аргументировать свой вариант окончания предложения.
2. Проведите наблюдение урока. Фокус (задача) наблюдения: определить какие методы и приемы формирования учебной мотивации использует учитель на уроке.
В ходе наблюдения заполните последнюю графу таблицы 1.
Сделайте вывод о том, как используемые учителем методы и приемы влияют на степень включенности обучающихся в учебную деятельность? Какие метапредметные результаты обучения формируются в ходе учебной деятельности, когда учитель использует данные методы и приемы? Вывод оформите в дневнике после таблицы.
Вывод: Используемые формы, методы, приемы формируют у учащихся способность самостоятельно находить необходимую информацию в учебниках и дополнительных источниках, самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые, создавать новые. На основании данных методов и приемов организации мотивации у учащихся формируются следующие метапредметные результаты: формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает .
Задание 2. Роль учебной задачи в учебной деятельности младших школьников.
Инструкция:
1. Прочитайте тексты «Учебная задача и учебно - практическая задача», расположенные в справочных материалах. Ответив письменно на вопросы, вы сможете определить основные признаки учебной и частно - практической задачи. Заполните таблицу 2.
- Что такое учебная задача? задача – это единство цели действия и условий ее достижения.
- При постановке учебной задачи, на какой уровень развития школьника учитель ориентируется, на уровень актуального развития или зону ближайшего развития? Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
- Появление учебной задачи обучающийся воспринимает как ситуацию успеха, собственной компетентности в деятельности или как проблемную ситуацию? Учебная задача относится только к таким ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач.
- Что является результатом (продуктом) решения учебной задачи? Результатом решения подобного типа задач является общий способ решения частных конкретно-практических задач.
- Каков характер учебной деятельности при решении учебной задачи? Поисковая задача.
- Какой вид мышления развивается у младшего школьника в процессе решения учебной задачи? Теоретическое мышление школьников.
- Что такое частно - практическая задача? Применение уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
- При отборе частно - практических задач, на какой уровень развития школьника учитель ориентируется, на уровень актуального развития или зону ближайшего развития? Лежит в зоне ближайшего развития.
- Решение частно - практической задачи обучающийся воспринимает как ситуацию собственного успеха, собственной компетентности в деятельности или как проблемную ситуацию? Решение нового класса конкретно-практических задач.
- Что является результатом (продуктом) решения частно - практической задачи? Общий способ решения частных конкретно-практических задач.
- Каков характер учебной деятельности при решении частно - практической задачи? Поисковая задача.
- Какой вид мышления развивается у младшего школьника в процессе решения частно - практической задачи? Теоретическое мышление.
Таблица 2. Признаки учебной и частно-практической задач
Признаки учебной задачи Признаки частно – практической задачи
Относится к ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач.
Учебная задача – всегда новая задача.
Это – поисковая задача.
В ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу.
Результатом решения является общий способ решения частных конкретно-практических задач.
В ходе поиска формируется теоретической мышление школьников.
Ориентирована на применение уже освоенных способов действийв известной школьникам ситуации внутри конкретного учебного предмета.
Решение такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся.
Может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
2. Сделайте вывод о том, как учебная задача связана с этапом целеполагания на уроке.
Оформите вывод после таблицы.
Выводы: Учебная задача связана с этапом целеполагания на уроке, т.к. это процесс выявление целей и задач , способствующих взаимодействию учителя и ученика на уроке.
Задание 3. Постановка и решение учебной задачи. Система учебных действий.
Инструкция:
1. Прочитайте текст «Система учебных действий», расположенный в справочных материалах. Дайте письменно краткую характеристику 7 (семи) учебным действиям:
- Дайте характеристику учебному действию “Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи”; Учебная задача возникает тогда, когда в ходе практического действия (понимания, мышления) обнаруживается пробел в практическом действии (понимании, мышлении), преодолеть который можно путем нахождения нового способа действия (понимания, мышления). Учебная задача характеризуется тем, что новый способ действия (понимания, мышления) представляет собой общий способ решения целого класса конкретных практических задач. Решение задачи обучения означает открытие нового обобщенного метода действия.
- Дайте характеристику учебному действию “Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта”; Уникальность этого отношения состоит в том, что оно, с одной стороны, является реальным моментом преобразованных состояний, с другой стороны, оно выступает генетической основой и источником всех частных характеристик всего объекта, т.е. его универсальное отношение. Педагогу важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по анализу условий задания, выделению существенных связей, выделению закономерностей в изучаемом предмете или явлении, постоянному удержанию и решению учебной задачи. Для организации поиска в классе необходимо: исключить возможность подражания готовым образцам действий; Предоставить детям возможность свободно делать предположения о том, как выйти из затруднения; Одобряйте все значимые попытки и испытания; Фиксировать детские гипотезы и делать тесты предметом общего обсуждения и анализа без специальных оценочных личных оценок; Не бойтесь потерять свой преподавательский авторитет, открыто обнажив собственное невежество.
- Дайте характеристику учебному действию “Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах”; Действие моделирования – выявление всеобщей связи в предметной, графической или буквенной форме. «Место» модели на уроке определяется в зависимости от задачи; конструкция может быть «до» или «после». Модели строятся на основе вопросов: как ты это сделал? Как бы вы научили других выполнять такие задачи? Детям предлагается создавать различные модели. Преподаватель предлагает учащимся провести детальный анализ моделей, их соответствия действиям, связям и закономерностям, которые были выявлены в ходе анализа задачи.
Показать больше