Фрагмент для ознакомления
2
Современная школа немыслима без постоянного развития педагогического коллектива, являющегося базой конкурентоспособности учебного заведения в современных условиях.
SWOT-анализ позволяет нам определить факторы, влияющие на развитие педколлектива школы:
Сфера влияния Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Сильные стороны:
Отсутствие конфликтов внутри педколлектива. Слабые стороны:
Частая изменчивость состава педколлектива;
Отсутствие мотивации действий.
Внешняя среда Возможности:
Распределение новых средств финансирования может быть реально направлено на развитие педколлектива;
Повышение эффективности работы приведет к росту количества обучающихся, а следовательно, и к повышению зарплаты. Угрозы:
Современные требования к качествам педагога и принятие нового закона об образовании приведут к тому, что преподаватели со стажем не смогут работать в школе в силу консервативности взглядов, а молодые работать не придут, потому что нет мотивации.
Итак, возможности перехода школы на концепцию обучающейся организации определяется положительным психологическим
микроклиматом внутри коллектива и внешней мотивацией повышения качества образования.
При составлении плана развития коллектива школы осуществляется ориентация на европейскую модель обучающейся организации, что обусловлено реформированием системы образования в рамках концепции «Наша новая школа».
Цель программы развития педагогического коллектива – укрепить систему стимулирования самообучения педагогов на основе реально возможных способах повышения конкурентоспособности школы.
В процессе реализации программы развития должны быть достигнуты следующие результаты:
• создание системы материального стимулирования развития педколлектива (обеспечение минимумом необходимых для педагогической деятельности средствами всех учителей, инновационными средствами – достигших наиболее высоких результатов);
• формирование четких представлений о цели деятельности педагогического коллектива (что делать, как делать и зачем);
• создание системы постоянной поддержки стремления к саморазвитию и контроля качества обучения как учащихся, так и педагогов;
усиление акцента на внедрении инноваций в учебный процесс.
План мероприятий по реализации программы
№ п/п Основные мероприятия Сроки Ответственный
1. Создание системы материального стимулирования развития педколлектива
1. Разработка программы материального стимулирования учителей, активно осуществляющих развитие 2018 Заместитель директора
по УВР
2. Закрепление программы в уставе школы 2018 Администрация, педагогический коллектив
3. Обеспечение всех учителей наглядными пособиями путем коллективного оформления подготовки материала для одного урока еженедельно еженедельно Администрация, педагогический коллектив
4. Выделение дополнительного методического дня в случае посещения мероприятий по самообразованию ситуативно Директор школы
5. Установление порядка принятия классного руководства в зависимость от степени реализации учителем самообразования ежегодно Директор школы
2. Формирование четких представлений о цели деятельности
педагогического коллектива
1. Обеспечение сохранения единой системы с целью получения учащимися среднего общего образования с учётом запросов обучающихся
До 2021 г. Администрация
2. Изучение социального заказа родителей:
- тестирование;
- собеседование
ежегодно Администрация, классные руководители
3. Создание условий для самореализации детей через сеть дополнительных образовательных услуг
2018 Заместитель директора по ВР
4. Реализация программы «Школа гражданского становления личности» по следующим направлениям:
- духовно- нравственное;
- военно- патриотическое;
- туристско- краеведческое;
- экологическое;
- здоровьесберегающее
До 2019 г. Заместитель директора по ВР
3.Создание системы постоянной поддержки
стремления к саморазвитию
1. Формирование портфолио учителей
2018 Зам. дир. по УР
2. Проведение педсоветов, на которых осуществляются встречи с оптимистически настроенными работниками образования (система детский сад - школа - вуз)
1-2 раза в четверть Заместитель директора по УВР
3. Организация проведений совместных учебных проектов между школами
Раз в 2 месяца Заместитель директора по ВР учителя-предметники
4. Обеспечение педагогов информацией о возможностях применения результатов саморазвития на практике
ежедневно Администрация, педагогический коллектив
1. Внедрение инноваций в учебный процесс
1. Разработка плана повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечение его выполнения ежегодно администрация
2. Участие педагогов в районных, городских конкурсах ежегодно администрация
3. Обеспечение педагогов программными, учебными пособиями ежегодно администрация
4. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ ежемесячно Заместитель директора по УВР
5. Использование медиатеки для повышения наглядности преподавания отдельных предметов ежегодно Учителя- предметники
6. Подготовка докладов, сочинений, рефератов по отдельным темам с использованием материалов медиатеки ежегодно Учителя- предметники
7. Разработка методических и учебных материалов, программ, их апробация ежегодно Заместители директора по УВР и ИКТ
8. Проведение семинаров, тренингов, круглых столов для обучения и консультирования учителей по вопросам использования ИКТ ежегодно Заместитель директора
по ИКТ
9. Применение новых информационных технологий для управления качеством образования ежегодно Администрация
10. Реализация программы по информатизации школы 2018-2019 Заместитель директора по ИКТ
Координация и контроль за выполнением Программы администрация школы оставляет за собой: анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы; осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся в рамках своих компетенций.
При оценке эффективности развития персонала на основе концепции обучающейся организации были использованы следующие методики: собеседование (интервьюирование), тестирование. Цель собеседования — наладить контакт между руководителем и подчиненным, услышать друг друга в сложившейся ситуации несоответствия целей руководства и обучающего персонала школы. Тестирование входит в число самых популярных методик. В соответствии с задачами исследования были применены психологические и квалификационные тесты.
При собеседовании были предложены вопросы для различных групп учителей по показателям, установленным констатирующим экспериментом. Для группы учителей с активным саморазвитием были предложены вопросы о результативности их деятельности за прошедший период. Двое из троих учителей считают свою работу удовлетворительной, один разочарован. Причина разочарования – отсутствие материального стимулирования профессионального развития.
Второй, самой многочисленной группе педагогов, уровень саморазвития которых зависит от условий и весьма изменчив, были предложены вопросы о возникших трудностях, связанных с развитием самообразования. На вопрос о причинах низкого уровня владения инновационными технологиями в процессе обучения (интерактивная доска, интернет-задания, телемост, компьютерные программы) 70% опрошенных ответили, что крайне редкое использование данных средств обучения не может привести к устойчивому высокому уровню владения ими. Действительно, за год большее количество учителей только один раз использовал интерактивную доску на уроках. Однако при этом гораздо активнее использовались компьютерные программы (предметное тестирование, текстовый редактор, презентации).
Представители третьей группы респондентов, характеризуемые как «остановившиеся в саморазвитии», на вопросы, связанные с развитием инновационных технологий в учебном процессе отвечали, что не видят особого смысла в использовании данных технологий, поскольку «ученики не имеют элементарных знаний, чтобы отвечать на вопросы программ или создавать творческие проекты».
На вопрос об оценке степени личностного и профессионального роста 75% опрошенных ответили, что повысили свой уровень самообразования за истекший год, 15% - уровень изменился незначительно, 5% - уровень остался прежним. Личностные мотивы в оценке уровня своего саморазвития были выявлены в результате психологического тестирования.
В тестировании было предложено оценить степень влияния на на самообразование следующих параметров: необходимость поиска и анализа новой информации; желание творчества; соответствие современным требованиям; конкуренция; общественное мнение; интерес к делу. Учителя отвечали на частные ситуативные вопросы.
Необходимость поиска новой информации возникает в основном при подготовке к урокам. Источники информации разделились 50% на 50% - интернет и устное общение с коллегами. Чтением научной литературы увлекаются лишь 5% опрошенных, публицистической – 60%, двое учителей не читают дополнительной литературы вообще. Лишь психологические исследования заставляют педагогов задуматься о необходимости самообразования. Примечательно, что низкий уровень самообразования учеников отмечают те учителя, которые сами недостаточно в этом преуспели. Материальное стимулирование почти единогласно было закреплено за формой надбавок и премий. Интерес как мотив самообразования выделяют 58% опрошенных.
Особую тревожность вызывает оценка конкурентоспособности учителей. 70% респондентов не видят необходимости составлять кому-либо конкуренцию. Причину данного явления руководство школы видит в следующих обстоятельствах:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бакурадзе А. Цели руководителя и стремления подчиненных: как сделать так, чтобы они совпадали? // Директор школы. № 5. 2002. С. 31-34.
2. Богданов И.В. и др. Психология и педагогика. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/15.php
3. Быкова В.Г. Управленец старой формации или менеджер новой формации? // Завуч. № 1. 2003. С. 44-45.
4. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2010. – С. 21.
5. Давиденко Н. Как обучаться собственными силами: построение обучающейся организации// Работа с персоналом. – HRD, 2009. - http://linia-m.in.ua/ob_org/
6. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика/ Т.М.Давыденко.- М.- Белгород, 1995.- 251 с.
7. Жалило Б. Как разработать план развития персонала // Справочник кадровика. – 2007. - № 9 – С. 18-21.
8. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990. – С. 5-14.
9. Засорина Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования./ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-1999.-№ 1. -с.74.
10. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп.- М.,1991.- 240 с.
11. Коджаспирова Г.М.Педагогика -М: Гардарики, 2004 г. – С. 60.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольнач педагогика - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 25.
13. Марьин А.А., Попова Н.А. Система контрольно-диагностической и регулятивно-координационной деятельности в управлении школой // Директор школы. № 4. 2003. С. 74-98.
14. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.М.Шамова. - М.: NB-Магистр, 1992. — 232.с.
15. Митюкова Е.В. Социальное проектирование обучающейся организации в условиях современной России: Диссерт. на соиск. уч. степ кандид. социол. наук. – Саратов, 2007. – С. 34.
16. Орчаков О.А. Теория организации – М.: МИЭМП, 2006. – С. 76.
17. Освоение педагогами новых компетенции в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, для организаторов и преподавателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Под общ. ред. Л.Н. Горбуновой. – М., 2004. – 198с.
18. Педлер М. Практика обучения действием. – М.: Гардарики, 2000. – С. 14-28.
19. Самойленко, П. И. Профессиональная компетентность преподавателя высшей и средней профессиональной школы / П. И. Самойленко. // Специалист. – 2005. - № 8 – С. 26-28.
20. Сафонцев, С.А. Обеспечение объективности результатов педагогического анкетирования// Педагогическая диагностика.-2003,.-№1.- С.76-83.
21. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 448с.
22. Соловьева Т.С. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива// Справочник заместителя директора школы. - http://zam.resobr.ru/archive/year/442/
23. Степанов Е.Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения.// Управление ДОУ. - 2002. - №5. с.10-18.
24. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С. 34-68.
25. Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И.Шамова.-М., 1992.-64с.
26. Шипилова О.А. Особенности деятельности менеджера по персоналу// Кадры предприятия, 2005. - №3. – С. 15.