Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии
В образовательном учреждении сформирована материально-техническая для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития дошкольников:
- музыкальный зал для проведения непрерывной образовательной деятельности, праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми, воспитателями и родителями;
- физкультурный зал для проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми, утренней гимнастики, спортивных досугов, развлечений и праздников.
- логопедические кабинеты (2 кабинета) оборудованы для проведения коррекционной работыс детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);
- кабинет педагога-психолога оборудован для проведения коррекционной работы с детьми компенсирующей группы;
- спортивные площадки, оборудованная спортивным и игровым инвентарем для проведения непрерывной образовательной деятельности, утренней гимнастики, спортивных досугов, развлечений и праздников;
- оборудованные групповые помещения.
Для профилактики заболеваемости и укрепления здоровья детей имеются:
- медицинские кабинеты;
- физкультурные уголки в группах;
- во всех группах имеются бактерицидные лампы.
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная развивающая предметно-пространственная среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая; конструктивная; познавательная; двигательная, художественноэстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию. Пространство легко трансформируется, согласно замыслу педагога или желанию детей.
Для более подробного анализа предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии мы выделил критерии в соответсвии с ФГОС ДО, по которым провели основной анализ помещений ДОО (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ среды ДОО по критериям.
Критерий Анализ среды ДОО по критерию
Насыщенность 1. Групповые помещения: Групповые помещения оборудованы различными материалами, играми и оборудованием для различных видов детской активности. Дети с ОВЗ имеют доступ к играм, игрушкам и материалам, которые стимулируют игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Каждая группа оснащена интерактивной доской, мультимедийным проектором, стол для рисования песком с подсветкой, спортивным уголком "Юниор", автоматизированным рабочим местом для педагога (ноутбук и многофункциональное печатающее устройство).
2. Музыкальный зал: Музыкальный зал обеспечен музыкальными инструментами, костюмами и пособиями для танцев и театрализации. Это позволяет детям с ОВЗ развивать музыкальные и творческие навыки.
3. Спортивный зал: Спортивный зал оснащен различными спортивными инструментами и оборудованием, которые позволяют детям с ОВЗ активно участвовать в физических упражнениях и играх.
4. Спортивная площадка: Спортивная площадка предоставляет детям с ОВЗ возможность участвовать в подвижных играх и упражнениях на свежем воздухе.
5. Комнаты для умывания: Комнаты для умывания обеспечивают детей с ОВЗ необходимыми условиями для личной гигиены, включая удобные раковины, доступ к холодной и горячей воде, а также индивидуальные полотенца и шкафчики для хранения личных вещей.
Трансформируемость 1. Групповые помещения: Групповое помещение предоставляет возможность изменять предметно-пространственную среду в соответствии с образовательной ситуацией. Различные игровые зоны могут быть перестроены и адаптированы в зависимости от интересов и возможностей детей с ОВЗ.
2. Музыкальный зал: Музыкальный зал оборудован различными музыкальными инструментами, костюмами и пособиями для танцев и театрализации. Это позволяет гибко изменять и адаптировать пространство в соответствии с потребностями детей с ОВЗ.
3. Спортивный зал: Спортивный зал предоставляет возможность изменять предметно-пространственную среду для проведения различных физических упражнений и игр. Оборудование и инвентарь могут быть переставлены и адаптированы в соответствии с потребностями детей с ОВЗ.
4. Спортивная площадка: Спортивная площадка представляет собой зону для подвижных игр и упражнений, которая может быть адаптирована и изменена в зависимости от потребностей детей с ОВЗ.
5. Комнаты для умывания: Комнаты для умывания предоставляют возможность изменять предметно-пространственную среду для обеспечения комфортных условий гигиены. Размер раковин, наличие холодной и горячей воды, а также индивидуальные полотенца и шкафчики для хранения уборочного инвентаря могут быть адаптированы для детей с ОВЗ.
Полифункциональность 1. Групповые помещения: Групповые помещения обладают различными материалами и оборудованием, которые могут быть использованы в разных видах детской активности. Например, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и другие предметы могут быть использованы для разнообразных видов игры и творческой деятельности детей с ОВЗ. Пространство групп разделено на игровые зоны: для сюжетно - ролевых игр, для игр с конструктором, зона для профилактики дорожно - транспортного травматизма, уголок природы, уголок для рисования, уголок для экспериментирования, театарализованной деятельности, книжный уголок и пр. В группах имеются полуфункциональные материалы: крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр.).
2. Музыкальный зал: Музыкальный зал оборудован различными музыкальными инструментами, костюмами и пособиями для танцев и театрализации. Это позволяет использовать пространство для проведения разнообразных видов детской активности, способствующих развитию детей с ОВЗ.
3. Спортивный зал: Спортивный зал предоставляет возможность использования различных предметов и оборудования для проведения физических упражнений и игр. Это позволяет детям с ОВЗ развивать моторику и участвовать в физической активности.
4. Спортивная площадка: Спортивная площадка представляет собой зону для подвижных игр и упражнений, где дети с ОВЗ могут использовать различные материалы и оборудование для развития своих физических навыков.
5. Комнаты для умывания: Комнаты для умывания обеспечивают комфортные условия для гигиены детей с ОВЗ. Индивидуальные полотенца, удобные раковины с холодной и горячей водой, а также шкафчики для хранения уборочного инвентаря обеспечивают детям с ОВЗ возможность пользоваться помещениями для умывания в соответствии с их потребностями.
Вариативность 1. Групповые помещения: Групповые помещения предоставляют возможность изменять предметно-пространственную среду в соответствии с образовательной ситуацией. Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. Различные игровые зоны могут быть перестроены и адаптированы в зависимости от интересов и возможностей детей с ОВЗ.
2. Музыкальный зал: Музыкальный зал оборудован различными музыкальными инструментами, костюмами и пособиями для танцев и театрализации. Это позволяет гибко изменять и адаптировать пространство в соответствии с потребностями детей с ОВЗ.
3. Спортивный зал: Спортивный зал предоставляет возможность изменять предметно-пространственную среду для проведения различных физических упражнений и игр. Оборудование и инвентарь могут быть переставлены и адаптированы в соответствии с потребностями детей с ОВЗ.
4. Спортивная площадка: Спортивная площадка представляет собой зону для подвижных игр и упражнений, которая может быть адаптирована и изменена в зависимости от потребностей детей с ОВЗ.
5. Комнаты для умывания: Комнаты для умывания предоставляют возможность изменять предметно-пространственную среду для обеспечения комфортных условий гигиены. Размер раковин, наличие холодной и горячей воды, а также индивидуальные полотенца и шкафчики для хранения уборочного инвентаря могут быть адаптированы для детей с ОВЗ.
Доступность 1. Групповые помещения: Групповые помещения должны быть организованы таким образом, чтобы дети с физическими ограничениями могли свободно перемещаться и участвовать в различных активностях. Также в ДОУ должны иметься средства обучения, адаптированные для дошкольников с ОВЗ. Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ во всех семи групповых помещениях не предусмотрены, что говорит о невыполнености критерия доступности в групповых помещениях ДОУ.
2. Музыкальный зал: Музыкальный зал оборудован различными инструментами и пособиями для музыкальных занятий. Он должен быть доступным для детей с различными видами ОВЗ, чтобы они могли участвовать в музыкальных активностях и развивать свои навыки. Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены, поэтому критерий дос тупности в музыкальном зале не выполнен.
3. Спортивный зал: Спортивный зал должен быть доступным для детей с ОВЗ, чтобы они могли активно участвовать в физических упражнениях и играх. Оборудование и материалы должны быть размещены таким образом, чтобы дети с физическими ограничениями могли легко использовать их. В спортивном зале ДОУ условий для инвалидов и лиц ОВЗ не предусмотрено и средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены, поэтому критерий дос тупности в спортивном зале не выполнен.
4. Спортивная площадка: В ДОУ имеется две спортивные площадки. Спортивная площадка 1 доступна для детей с ОВЗ, они могут свободно участвовать в подвижных играх и упражнениях. Поверхность ее безопасна и пригодна для передвижения различных видов инвалидных колясок. Инвалиды и лица с ОВЗ могут пользоваться площадкой 1 по мере своих физических возможностей в присутствии или при помощи сопровождающего. Спортивная площадка 2 не обладает данной характеристикой, поэтому она
не приспособлена для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
5. Комнаты для умывания: Комнаты для умывания должны доступны для детей с ОВЗ, чтобы они могли пользоваться удобными раковинами, индивидуальными полотенцами и контролируемым доступом к холодной и горячей воде.
Безопасность 1. Групповые помещения: Групповые помещения обеспечивают безопасность детей с ОВЗ, так как предоставляет достаточное пространство для движения и игры. Мебель и оборудование устойчивы и безопасны, чтобы предотвратить возможные травмы. Мебель и игровое оборудование соответствует санитарным требованиям и количеству списочного состава воспитанников.
2. Музыкальный зал: Музыкальный зал должен безопасен для детей с ОВЗ. Инструменты и оборудование установлены и закреплены надежно.
3. Спортивный зал: Спортивный зал безопасен для детей с ОВЗ. Все оборудование и инвентарь должны правильно установлены и используются согласно инструкциям безопасности.
4. Спортивная площадка: Поверхность площадки ровная и безопасная для игр и упражнений, а игровые элементы установлены и закреплены надежно.
5. Комнаты для умывания: Комнаты для умывания безопасны для детей с ОВЗ. Раковины низкие и без острых углов, а наличие смена холодной и горячей воды легко контролируема, чтобы предотвратить возможные ожоги.
Таким образом, в итоге проведенного анализа предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии, можно сделать следующие выводы.
В образовательной организации предусмотрены различные зоны и помещения, которые позволяют детям с нарушениями в развитии гибко использовать средовые ресурсы. Однако, некоторые помещения и площадки не полностью приспособлены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо обратить внимание на адаптацию музыкального зала, спортивного зала и спортивной площадки для обеспечения доступности и безопасности для всех детей.
В групповых помещениях и комнатах для умывания не предусмотрены средства обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также, в некоторых помещениях отсутствуют условия, обеспечивающие полноценную доступность для детей с физическими ограничениями. Для обеспечения равных возможностей для всех детей необходимо предусмотреть адаптированные средства обучения, воспитания и доступность помещений.
Групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал и спортивная площадка обеспечивают безопасность детей с нарушениями в развитии. Однако, в некоторых случаях необходимо уделить внимание установке и закреплению оборудования и инвентаря, чтобы предотвратить возможные травмы.
В целом, предметно-пространственная среда образовательной организации имеет потенциал для обеспечения равных возможностей и безопасности для детей с нарушениями в развитии. Однако, необходимо провести дополнительную работу по адаптации и обеспечению доступности некоторых помещений и зон, а также предусмотреть соответствующие средства обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Cодержание предметно-пространственной среды для детей с задержкой психического развития
Организация предметно-пространственного аспекта адаптивной среды для детей с задержкой психического развития имеет несколько особенностей, которые основываются на принципах федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО) для обучающихся с ЗПР (далее – ЗПР) и требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Основные особенности организации предметно-пространственного аспекта адаптивной среды для детей с задержкой психического развития, с учетом адаптированных под возможности и особенности детей с ЗПР требований указанных нормативно-правовых актов), включают:
1. Структурированность и понятность: Среда должна быть четко структурированной с ясной организацией пространства и предметов. Это помогает детям с ЗПР легче ориентироваться и улавливать информацию.
2. Визуальные подсказки: Использование ярких цветов, изображений и других визуальных элементов помогает детям лучше понимать и запоминать информацию. Визуальные подсказки также могут включать символы, пиктограммы и доски с изображениями для развития коммуникационных навыков у детей.
3. Материалы для тактильного восприятия: Для детей с ЗПР важно предоставлять возможность осязания и исследования предметов. Использование материалов с разными текстурами и фактурами помогает им развивать тактильные навыки и чувствительность.
4. Индивидуализация: Каждый ребенок имеет свои уникальные потребности, поэтому адаптивная среда должна быть настроена под индивидуальные особенности каждого ребенка. Это включает предоставление материалов, игр и заданий, которые соответствуют уровню развития и интересам каждого ребенка, а также учет его специальных потребностей.
5. Безопасность: Особое внимание должно быть уделено безопасности детей. Необходимо устранить острые углы и установить безопасные материалы. Также важно предотвращать доступ к опасным и неподходящим предметам.
6. Поддержка самостоятельности: Адаптивная среда должна способствовать развитию навыков самостоятельности у детей с ЗПР. Для этого необходимо предоставить им доступ к самостоятельному выбору активностей и материалов, а также обеспечить возможность самостоятельного выполнения заданий.
7. Вариативность: Предметно-пространственная среда должна быть обеспечена разнообразными материалами, объектами и активностями, чтобы стимулировать интересы и развивать мышление детей с ЗПР.
Показать больше