Фрагмент для ознакомления
2
«Додо Пицца» - российская сеть ресторанов быстрого питания, специализирующаяся на пицце. По состоянию на январь 2023 года, помимо России, в сеть также входят 883 заведения в 16 странах мира.
«Додо Пицца» была основана сыктывкарским предпринимателем Ф. Овчинниковым [3]. Весной 2011 года Овчинников арендовал небольшое помещение в центре Сыктывкара и открыл пиццерию только с доставкой. К концу года первоначальные инвестиции заведения составили 1,3 млн рублей, достигнув ежемесячного оборота в 1 млн [4].
Весной 2012 года в компании были интегрированы все рабочие процессы, и появилась первая партия франчайзи. Основой франшизы «Додо Пицца» становится облачная ERP-система «ДОДО IP», которая координирует все процессы пиццерии: заказ, работу кухни, доставку, рекламу и общее управление.
Фонды развития «Додо Пицца» Ф. Овчинникова привлекли подписчиков на его блог «Сила разума», в котором он много лет рассказывал об ошибках и успешном бизнесе. Некоторые из них позже стали франчайзи сети. В конце 2012 года у «Додо Пиццы» было 8 точек, в 2014-25, в начале 2015-50.
В течение 2018 года было открыто около 100 заведений, а на начало 2019 года сеть насчитывала 442 пиццерии в России и других странах: Беларуси, Великобритании, Казахстане, Кыргызстане, Китае, Литве, США, Узбекистане и по состоянию на сентябрь 2023 года сеть насчитывает 833 филиала в 16 странах (большинство торговых точек принадлежат франчайзи).
В октябре 2021 года основатель сети Ф. Овчинников выступил с заявлением, в котором предупредил, что из-за несоблюдения стандартов качества часть франшизы может быть закрыта и вся сеть может оказаться в России.
В Германии «Додо Пицца» планирует начать сотрудничество с местной сетью Uno Pizza. В марте 2018 года они подписали предварительное соглашение. В течение 2019 года планировалось перевести 14 заведений в Заксене и Саксен-Анхальте под бренд «Додо Пицца», а затем открыть 50 новых пиццерий. Соглашения не произошло, и летом 2019 года стало известно, что Uno Pizza была приобретена структурой Papa John's. 5 ноября 2020 года в Мюнхене открылась первая пиццерия «Додо Пицца».
Предложение открыть пиццерию в США поступило от Стива Грина, редактора промышленного журнала Pizza Magazine. Первое заведение открылось в Оксфорде, штат Миссисипи, небольшом городке, который также является домом для журнала [7]. В планы компании входит развитие сети в США без участия франчайзи до 2024 года [8].
В Китае «Додо Пицца» начала свою деятельность в 2016 году. Ее меню основано на местных ингредиентах и называется Weimeida Pizza. Первая пиццерия открылась в студенческом районе города Яньтай, а вторая - в Ханчжоу. На китайском рынке модель семейной пиццерии «Додо Пицца» оказалась неэффективной, поэтому в 2019 году заведение в Ханчжоу решило перезапустить в престижном районе с нетипичным дизайном, новыми меню и возможностью заказа через WeChat.
В апреле 2021 года Ф. Овчинников объявил, что «Додо Пицца» прекратит свою деятельность в Китае из-за отказа компании от глобальной бизнес-модели и из-за трудностей на китайском рынке: жесткой конкуренции, сложного отношения потребителей и неудачного выбора бизнес-модели. В целом, общий объем инвестиций в расширение Китая превысил 22,5 миллиона долларов США [12].
Штаб-квартира «Додо Пиццы» находится в Сыктывкаре. С 2015 года она занимает здание паровой котельной на территории бывшего Советского Союза. На площади 800 м2 расположено 130 рабочих мест, в том числе более 70 программистов, а также учебная пиццерия, где проходят обучение будущие франчайзи и их сотрудники.
Собственная сеть пиццерий «Додо Пицца» находится под управлением компании «Пицца Венчур», которая на 90,3% принадлежит Ф. Овчинникову. Работа с франчайзи организована через компанию «Franchises», которая на 100% принадлежит «DP global Group Limited», зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
Франчайзи подписывает договор коммерческой концессии с Pizza Ventures, предусматривает единовременный платеж, роялти (3,5% в первый год и 5% во второй) и комиссию за размещение заказов через единый колл-центр. Новые франчайзи обязаны пройти 22-дневное обучение в штаб-квартире в Сыктывкаре, и только попытав счастья в небольшом городке, они могут получить разрешение на открытие пиццерии в выбранном месте.
Компания разрабатывает дизайн-проекты магазинов для франчайзи, регулирует закупки товаров и помогает обучать сотрудников. Контроль за работой франчайзи осуществляет отдельная структура «Control» [5].
Инциденты:
1. В 2018 году, после того как сотрудники обнаружили залежи наркотических средств в заведении «Додо Пицца» в Москве, люди стали узнавать об уголовных делах о сбыте наркотиков. Основатель сети настаивал на том, что это был инцидент в ассоциированном ресторане Медведкова, а единственным владельцем ресторана был С. Семенов, который подтвердил эту информацию. Однако Ф. Овчинников начал вести дело в качестве свидетеля и был вызван на допрос [8].
В ходе допроса стало известно, что по этому делу в ФСБ было заявление Прониной (совладелицы одного из франчайзи люберецкой «Додо Пиццы») о том, что поставки наркотиков якобы поступали из Латинской Америки, поэтому владелица выезжала за границу [5]. В дальнейшем, по ходатайству прокуратуры, уголовное дело было возобновлено.
2. По словам основателя сети «Додо Пицца» Ф. Овчинникова, в 2019 году его партнера по бизнесу В. Горецкого заманили под предлогом встречи с инвесторами, затем похитили в Латвии и взяли в заложники, требуя крупную сумму денег. После того, как угонщик узнал пароль от его учетной записи, он похитил 3,6 миллиона рублей, заставил его передать еще 900 000 рублей и забрал его оборудование. Затем его заставили расписаться на чистом листе бумаги и попросили оставить отпечатки пальцев на пистолете, пригрозив, что, когда он обратится в полицию, «Пистолет появится там, где он нужен». Он также подписал долговое обязательство на сумму 32 миллиона рублей [3].
Миссия пиццерии - удовлетворение потребностей населения в быстрой и доступной пище.
Главная цель – это создание прибыльной, экономически устойчивой компании. Рентабельное предприятие привлекает инвесторов, а это увеличивает его стоимость среди конкурентов.
Следует оценить функциональные подсистемы внутренней среды. Сначала раскроем факторы внутренней и внешней среды организации (табл. 1).
Таблица 1 - Анализ внутренней среды
Среда Элементы
Оценка, балл
1 2 3 4 5
Кадровая среда
Вид управления, соответствие квалификации персонала, политика оплаты труда в сравнении с конкурентами +
Организационная среда Оптимальное распределения прав и обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, функционирование значимости организационной среды +
Операционная среда Соответствие технологических требований конкурентным, использование современного оборудования +
Маркетинговая среда Рост сильных сторон предоставленных услуг, возможности выхода на новый рынок, соотношение заявленных услуг маркетинговым +
Финансовая среда Проведение политики повышения прибыльности, устранение дополнительных издержек, правильность ведения налоговой и кредитной составляющей +
Внутренняя среда анализируемой гостиницы имеет довольно хорошие показатели. Поэтому раскроем внешнюю среду с использованием PEST-анализа (табл. 2).
Таблица 2 - PEST-анализ факторов среды косвенного воздействия
№
Факторы среды Оценки
влияния на организацию направленности влияния Интегральная
Политические (Р)
Политическая ситуация 3 +1 3
Изменение законодательства 3 -1 -3
Уровень развития правового регулирования экономики, 3 -1 -3
Налоговая политика 3 -1 -3
Итого 12 -2 -24
Экономика (Е)
Общая характеристика эконо-мической ситуации 3 -1 -3
Курс национальной валюты 2 -1 -2
Уровень инфляции 3 -1 -3
Инвестиционный климат в отрасли 2 +1 2
Итого 10 -2 -20
Социум (S)
Демографические изменения 0 -1 0
Уровень безработицы 2 -1 -2
Социальная мобильность насе¬ления 2 +1 2
Активность потребителей 2 +1 2
Итого 6 0 0
Технология (Т)
Развитие производственных технологий 3 +1 3
Развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи 2 +1 2
Уровень автоматизации производства 3 +1 3
Итого 8 +3 24
Благодаря таблице 4, можно отметить, что повышение организационной и управленческой структуры является стратегической целью организации.
Показать больше